Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рекомендации в адрес родителей по развитию мышления у детей младшего и старшего дошкольного возрста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx89.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  • "Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).
  • "Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • "Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • "Творческий подход" (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • "Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный - слабый", "легкий - тяжелый и др.).
  • "Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.
  • Загадки.

Упражнение 1: «На что это похоже?»

развитие мышления у детей, упражнения, задачи


развитие мышления у детей дошкольного возраста

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение №2. Задание типа "Заполни пробел". 

развитие мышления у детей дошкольного возраста

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.

Упражнение 3: «Продолжи узор»
развитие мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".

развитие мышления у детей дошкольного возраста

Упражнение №4. "Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности

развитие мышления у детей

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

развитие мышления у детей

Подобные задания можно придумать самостоятельно.


Упражнение №5. "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

развитие мышления у детей

Упражнение №6. "Систематизация".

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

"Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши". Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".
(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.
"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

  • лимон и груша,
  • малина и земляника,
  • яблоко и слива,
  • смородина и крыжовник.

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

Упражнение №7. "Подбери слова".

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.

«Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»:

мяч

мебель

тополь

цветок

шкаф

насекомые

тарелка

дерево

пальто

одежда

муравей

посуда

щука

игрушка

роза

рыба

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Упражнение №8. "Анаграмма".

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв":

а) к, о, с

б) у, д, б

в) м, р, и

г) т, о, р

д) ы, с, р

е) д, м, ы

а) е, р, о, м

б) ш, а, к, а

в) а, к, у, р

г) б, о, н, е

д) а, с, о, к

е) д, а, в, о

а) л, а, н, е, п
б) к, ч, а, р, у
в) ч, а, к, о, с
г) п, о, г, и, р
д) р, о, д, о, г
е) к, к, о, а, ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, способствующие развитию словесного творчества в старшем дошкольном возрасте.

     Дошкольный возраст важный период развития речи ребёнка. Именно  в  этом возрасте закладывается любовь и внимание к родному слову.  Старшие  дошкольники у...

Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».

Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного  возраста...

Игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений.

Игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений....

Игры и упражнения, способствующие развитию эмоций.

Игры и упражнения, способствующие  развитию эмоций у детей....

Дидактические игры и упражнения,способствующие развитию элементарных навыков чтения у дошкольников с речевыми нарушениями (презентация)

В презентации представлены разнообразные игры и упражнения (блаковые, дидактические) , сочетающие  различные задачи, способствующие достижению главной цели: обучение чтению прямого   с...

Игры и упражнения, способствующие развитию и коррекции графо-моторных навыков

Игры и упражнения из практики по развитию и коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, используемые в проекте "Послушный карандаш"...