Статья "Духовность , нравственность и прагматизм современного человека"
статья по теме

"Как бы ни менялось представление людей о нравственности, духовности, прагматизме в зависимости от объективных причин и субъективных проявлений, мы должны помнить – что будет заложено в человеке в детстве то и найдёт своё проявление в жизненных принципах человека.   Общество должно в полной мере осознать ответственность в процессе воспитания маленьких граждан своей страны, только воспитатель не сможет в полной мере заложить в ребёнке те качества, которые в будущем общество же и востребует от человека." Основная мысль этой статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnos_navsvennost_i_pragmatizm_sovremennogo_cheloveka.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Нелина О.В., Николаева Е.А.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №148»

Духовность, нравственность и прагматизм современного человека.

Духовность, нравственность и прагматизм. Что объединяет эти понятия?

 Прежде всего то, что они имеют отношение к человеку, человеческому обществу, социуму. Только люди наделены данными качествами, а это, в свою очередь, накладывает на человека огромную ответственность, которой наградила его природа.

Что же мы подразумеваем под понятиями, являющимися темой нашего разговора? Нравственность – нормы и правила поведения и взаимоотношения, регулирующая функция человеческого поведения.

          С категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Эта относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний – от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования.

         Прагматизм мы понимаем как умение преобразовать знания в действие с извлечением конкретной пользы.

        Современному обществу требуются люди деловые, с яркой индивидуальностью, креативные, уверенные в себе, независимые, прагматики. Согласно логике социальной детерминированности цели воспитания, все силы должны быть направлены на воспитание деловых людей. Но в таком обществе неизбежен взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми.  

   Путь познания мира, овладения элементарными нормами жизни в человеческом обществе ребёнком долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении нравственных норм общества. Поэтому роль взрослого очень важна и ответственна. Задача взрослого определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Последние десятилетия прагматизм ассоциируется с культом денег: учись – будешь банкиром, юристом, экономистом, моделью и т. д. Да, хорошо уметь считать деньги, знать свои права и обязанности, красиво ходить и выглядеть. Но без внутреннего наполнения как духовной, так и умственной сферы прагматизм будет нести лишь разрушение внутреннего и внешнего мира человека.

          В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всё лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте (гуманность, трудолюбие, патриотизм, коллективизм). Ведь фраза «Всё начинается с детства» имеет глубокий научный смысл и обоснование.

 Английский лексикограф, литературный критик и эссеист 18 века Сэмюэл Джонсон заметил: « Честность без знаний  -  слаба и бессмысленна, а знания без честности – очень опасны». По сути вместо слова честность можно поставить другое понятие нравственной категории: иными словами не надо разносить понятия нравственности и прагматизма на разные полюса восприятия. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.

         Природа, художественные средства (литература, изобразительное искусство, музыка, кино, театр), собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность, общение) – все это является основными средствами воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка.

 Но как бы активно мы ни использовали в своей педагогической практике всё разнообразие средств, основным, на наш взгляд, является вся та атмосфера, в которой живёт ребёнок: атмосфера может быть пропитана любовью, доброжелательностью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Когда мы говорим об овладении ребёнком родным языком, обязательно думаем о языковой среде, которая помогает впитать все нормы языка. Так и с воспитанием духовно-нравственных качеств: окружающая ребёнка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

 Говоря о влиянии окружающей среды, следует отметить и влияние общества через средства массовой информации на формирование нравственных качеств – и огромная роль в связи с этим отводится родителям. Поэтому работа с родителями – это отдельная тема, требующая внимательного и серьёзного подхода.

         В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие – патриотизма, сегодня значимым  стали деловые качества, предприимчивость. Прагматизм же здесь понимается как подвижность ума, гибкость мышления, что выражается в мобильности поведения. И очень важно, чтобы духовно-нравственные понятия играли роль неких ограничителей тех действий, которые ребёнок собирается совершить.

         Не изжитый вовремя инфантилизм и неспособность организовать свою жизнь и брать ответственность за ход событий ведет, в конечном счете, к жизненным драмам. Если родители чрезмерно опекают ребёнка, намеренно ограждают от жизненных реалий, самостоятельный путь познания с нуля покажется человеку невыносимо сложным или даже непроходимым.

Наш детский сад работает по внедрению программы «Развитие нравственно-патриотического образования дошкольников через воспитание любви к Родине, родному краю, используя традиционные и нетрадиционные формы организации детей, методы и средства воспитания».

Традиционные формы организации-занятия. На занятиях большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, где они знакомятся с историей Омска, области, страны, русскими традициями, обычаями, народными праздниками. Мы учим с детьми пословицы и поговорки, знакомим их с устным народным творчеством.

Каждодневные беседы на темы «Кто нас лечит?», «Мы в магазине», «Как поступить?», «Где я живу?», «Как вести себя в театре, в гостях» и т. д. , обсуждение различных ситуаций, в которые попадаешь каждый день «Едем в автобусе», «Прогулка в парк», «Переходим улицу», «Встреча с незнакомцем» не только знакомят детей с этикетом, правилами поведении в различных жизненных ситуациях, но и развивает умение детей не теряться в новой (порой агрессивной) среде, оперативно реагировать на смену внешних раздражителей, внутренне мобилизовать защитные функции.

Помимо занятий мы в своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию широко используем нетрадиционные формы: театрализованные представления, развлечения, спортивные праздники, экскурсии др.     Ежегодно в детском саду с детьми проводим такие праздники: Масленица, колядки, спортивные развлечения «01 спешит на помощь», «Азбука пешехода», «День защитника Отечества», «День матери».

А на праздник 9 Мая в детский сад приглашаются ветераны. Дети готовят для них праздничный концерт, дарят подарки, сделанные своими руками.

Большое внимание в своей работе мы уделяем экскурсиям. Наши дети побывали в краеведческом музее, музее военной техники и воинской славы, в библиотеке, школе, на почте.

Говоря о нравственно-эстетическом воспитании детей нужно сказать, что в нашем детском саду постоянно проходят театрализованные представления. Перед детьми выступают  артисты Калачинского кукольного театра, театра кукол «Арлекин» и др.  А также дети старших групп сами участвуют в различных постановках, концертах, выступая перед младшими детьми.

         Наши ребята являются постоянными участниками городских конкурсов: конкурс рисунков «Зимушка хрустальная», «Мир глазами детей», в конкурсах на лучшую новогоднюю игрушку, конкурсах поделок из природного материала и др.

           Народное искусство (от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра) обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народное искусство отражает красоту, гармонию окружающего мира, незыблемость всего сущего, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства заключено представление человека о красоте, соразмерности, устойчивости и гармонии Вселенной. Именно поэтому мы в своей педагогической деятельности особое место отводим знакомству с русской народной культурой. В нашем детском саду организована комната-музей «Русская изба», где представлены предметы старины, русского быта.

 В 2006 году наш детский сад стал победителем окружного конкурса «Флора 2006». В этом заслуга не только педагогического коллектива, но и родителей и детей.

         Большое внимание мы уделяем работе с родителями. В детском саду проводятся тематические родительские собрания, конференции, Дни семьи, семейные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», семейные гостиные.         Родители вместе с детьми участвуют в строительстве снежных горок, выращивании цветов на участке и других мероприятиях.

Благодаря всему выше перечисленному у детей формируется мировоззрение настоящего гражданина, который любит свой дом, детский сад, родной город, свою родину, уважает взрослых, ценит труд человека.

 Но не стоит забывать, что мы живем в реальном мире, поэтому учим детей жить реальными ценностями. Дети должны с детства понимать, что просто так в жизни ничего не дается. Поэтому мы знакомим ребят с различными профессиями, организуем экскурсии внутри детского сода для знакомства с профессией повара, бухгалтера, прачки, дворника. За пределами детского сада мы посещаем почту, школу, библиотеку, музеи. Дети видят важность и значимость труда людей, работающих там, и учатся с детства ценить и  уважать труд человека, материальные ценности.

         Как бы ни менялось представление людей о нравственности, духовности, прагматизме в зависимости от объективных причин и субъективных проявлений, мы должны помнить – что будет заложено в человеке в детстве то и найдёт своё проявление в жизненных принципах человека.           Общество должно в полной мере осознать ответственность в процессе воспитания маленьких граждан своей страны, только воспитатель не сможет в полной мере заложить в ребёнке те качества, которые в будущем общество же и востребует от человека.

 По большому счёту задача педагогов, родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать человеком, ведь, как писал Станислав Ежи Лец, польский сатирик, афорист: «Помните:  у человека нет другого выбора – он должен быть человеком!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психосоматика" в жизни современного человека

При рождении ребенок уже является индивидуальным субъектом окружающего мира, поэтому еще только в первые часы своей жизни, он уже является человеком. Современный человек, самосознание которого в связи...

Генетическая природа индивида и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности как показатели здорового образа жизни современного человека.

Не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических програм...

Проект "Дом современного человека"

материал для педагогов...

Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки...

ДОМ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

На данном занятии детям удалось ознакомиться с бытом и постройками современных людей. Из бросового материала были созданы дома и лэпбуки, ребята играли в дидактические игры и разукрашивали посуду плас...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....