Программа социального партнерства с семьями воспитанников
рабочая программа на тему

Тупицина Светлана Васильевна

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

(2012-2015г.г.)

                                                                                             Выполнила воспитатель:

I квалификационной  категории

Тупицина Светлана Васильевна

г.Арзамас

2015г

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями

         

        Основная идея  взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

- активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения; 

     

 

Работа строится  в несколько этапов:

этап

Возраст ребенка

Способ взаимодействия

Первый этап

3-5  лет

трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками)

-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-оборудование помещений для общения с родителями;

-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения

Второй

этап

5-6 лет

ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель  поддерживает диалог с родителями, в котором  последним принадлежит активная роль.

-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения

Третий этап

6-7 лет

совместное исследование и формирование личности ребенка (Подготовка к обучению в школе)

-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;

-составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-информационно-аналитическую работу по реализации совместных  проектов; исследовательских работ

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

– создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

– достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

– снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности  в воспитании детей;

– признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная  взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле  за деятельностью дошкольного учреждения;

–  возможное сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего  и старшего  дошкольного  возраста с  учреждением.

Принципы, методы, формы работы с родителями

Принципы работы с родителями

Методы изучения семьи

-Целенаправленность,

-систематичность,

 -плановость;

-Дифференцированный подход к  работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

-возрастной характер работы с родителями;

-доброжелательность,

-открытость.

- Анкетирование;

-наблюдение за ребенком;

-посещение семьи ребенка;

-обследование семьи с помощью проективных методик;

- беседа с ребенком;

-беседа с родителями.

Формы работы с родителями

Интерактивная

Традиционная

Просветительская

-дискуссии;

-круглые столы;

-конференции;

-семейные летописи;

-родительские клубы;

-семинары практикумы;

-тематические недели;

-родительские собрания;

-досуги;

-творческие совместные выставки;

-фотовыставки;

-конкурсы;

-дни открытых дверей;

-индивидуальные

рекомендации;

-использование СМИ (сайта детского сада) для освещения проблем воспитания и обучения детей;

-стенды и уголки для родителей;

План работы на 2012-2013 учебный год

 Проведение родительских собраний

I

месяц

тема

Сентябрь

Возрастные особенности детей старшей группы

Декабрь

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Март

Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни

Май

Итоговое (подведение итогов за год)

II

Проведение тематических рекомендаций (стендовая информация)

1

Сентябрь

Воспитание у детей интереса к обучению в школе.

Ребенок и книга.

Прогулки с детьми осенью.

2

Октябрь

Здоровое питание для дошкольников.

Почему дети разные.

3

Ноябрь

Малая моя родина.

День матери.

4

Декабрь

Земля наш общий дом.

Счастье, когда тебя понимают.

5

Январь

Зимние прогулки с детьми.

Что такое рукотворный мир.

6

Февраль

Как воспитать в ребенке вежливость.

Опасные предметы.

7

Март

Народные промыслы (гжель).

Такие разные птицы.

8

Апрель

Полюбуйся, весна наступает.

ПДД.

9

Май

День победы.

Красная книга.

III

Проведение открытых (совместных) мероприятий. Дни открытых дверей

1

Сентябрь

Экскурсия родителей в мини-музей группы.

2

Февраль

Итоговое мероприятие по социально-коммуникативному развитию «Пожарные учения».

3

Март

Мероприятие по речевому развитию «Я и моя семья.»

4

Май

Мероприятие, посвященное  дню победы.

IY

Проведение совместных выставок, конкурсов мастерства

1

Сентябрь

Конкурс рисунков «Красавица Осень».

2

Ноябрь

Оформление фотовыставки «Осень в нашем городе»

Конкурс поделок «Мамины руки – золотые руки».

3

Декабрь

Конкурс поделок «Зима. Елка. Новый год».

Конкурс на лучшую стенгазету «Поздравление с Новым годом».

4

Январь

Оформление фотовыставки «Наши зимние забавы».

5

Март

Оформление альбома «Мамины сказки».

6

Май

Итоговое мероприятие «Чему мы научились за год».

Y

Проведение совместных праздников, развлечений

1

Сентябрь

Осенний праздник «Осенние чудеса»

2

Ноябрь

Итоговое мероприятие по речевому развитию «Наши мамы».

3

Декабрь

Новогодний утренник «Приключения Дремы».

4

Февраль

Военно-спортивная игра «Зарничка».

5

Март

Мероприятие, посвященное празднику 8 марта.

6

Май

Мероприятие, посвященное победе в ВОВ «День победы»

Праздник «Лето весело встречай».

YI

Организация  тематической  ППРС в группах (помощь родителей)

1

Август

Оказание помощи в оформлении участка.

Участие в создании мини-музея.

2

Сентябрь

Оформление альбома «Водоемы нашего города».

3

Октябрь

Конкурс рисунков и поделок «Что нам осень принесла».

4

Ноябрь

Оказание помощи в приобретении мебели в игровой уголок, линолеума для группы.

YII

Анкетирование родителей

Скоро в школу

Физкультурно-оздоровительная работа дома

YIII

Участие в совместных проектах

Сентябрь

Проект «Овощи на нашем огороде»

Апрель

Проект« Вода-источник жизни»

Литература.

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

3.  Грибоедова, Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО

ИПК, 2006. – 95 с.

4. Диссертация Т.П. Грибоедовой «Активизация образовательного потенциала семьи средствами межсекторного социального партнерства». Научный консультант – доктор пед. наук, профессор, член корр. РАЕН Т.А. Костюкова.

 5.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М.:Просвещение,2005.

6.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.

7. Козлова А.В.,  Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

8.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.

9.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.-Ярославль: Академия развития: Академия холдинг:2002.

10.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

Анкета «Скоро в школу»

 Скоро для вашего ребенка откроет двери школа, начнется новый, интересный, важный этап в жизни вашей семьи. Предлагаемая анкета поможет вам задуматься о готовности ребенка к школе.

 1. Чего Вы ждете от обучения в школе?

___________________________________________________________

 2. Чего опасаетесь?

____________________________________________________________

 3. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе?

_____________________________________________________________

 4. Хорошо ли говорит Ваш ребенок?

_____________________________________________________________

 5. Может ли Ваш ребенок долгое время (10-15 мин.) удерживать свое внимание на одном занятии?

______________________________________________________________

 6. Умеет ли Ваш ребенок считать, решать простые задачи, чертить простым карандашом горизонтальные и вертикальные линии.

_______________________________________________________________

 7. Готовы ли Вы сами помочь своему ребенку подготовиться к школе или считаете, что это должны делать только специалисты?

________________________________________________________________

Анкета «Физкультурно-оздоровительная работа дома».

Цель: Выяснить:

- понимают ли родители значение подвижной деятельности в жизни ребенка;

- интересуют ли их проблемы оздоровительной работы;

- умеют ли родители играть с детьми в подвижные игры;

- какие созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы дома.

1. Часто ли, на Ваш взгляд болеет Ваш ребёнок?

2. Причины болезни:

- недостаточное физическое развитие, воспитание ребёнка в детском саду

- недостаточное физическое воспитание в семье

- и то и другое

- наследственность, предрасположенность

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

- да

- частично

- нет

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обратить особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

- соблюдение режима

- рациональное, калорийное питание

- полноценный сон

- достаточное пребывание на свежем воздухе

- здоровая гигиеническая среда

- благоприятная психологическая атмосфера

- наличие спортивных и детских площадок

- физкультурные занятия

- закаливающие мероприятия

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

- облегчённая форма одежды для прогулок

- облегчённая форма одежды в группе (носки, короткий рукав)

- обливание ног водой контрастной температурой

- хождение босиком

- систематическое проветривание

- прогулка в любую погоду

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

- да

- частично

- нет

7. Нужна ли Вам помощь детского сада?

- да

- нет

8. Как Вы оцениваете двигательную активность ребёнка?

- высокая

- средняя

- низкая

- затрудняюсь ответить

9. Участвуете ли Вы, в активной деятельности ребёнка?

- да

- нет

- иногда

10. Осуществляете ли Вы совместные походы на природу?

- да

- нет

- иногда

11. Есть ли у Вашего ребёнка спортивный уголок дома?

- да

- нет

12. Напишите название любимой подвижной игры или физминутки Вашего ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Впрограмме изложены основные направления взаимодействия, формы работы, тематика мероприятий....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых и...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных организаций. Поэтому важней...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Программа социального партнерства  с семьями воспитанников ...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Программа направлена на формирование сотрудничества между семьей и педагогами ДОУ, создание атмосферы доверия и личностного успеха в смовместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объедин...