Занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков у детей  с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_zanyatiya1_8.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Адаптированный вариант групповой работы по коррекции и   развитию  эмоционально-волевой сферы,  коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

 Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.

Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние  эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют процесс общения детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого человека - причина социальной робости, отчужденности, враждебности.

Для развития неречевых средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно зрительного. Поэтому у  детей с нарушением зрения возникают проблемы при общении на расстоянии по причине снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности.

Нарушение зрения связано также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Дети с нарушением зрения часто имеют неблагополучный психоневрологический статус. Повышенная психическая ранимость ребенка дошкольного возраста с дефектом зрения обосновывается общим ослаблением организма и несформированностью многих регуляторных процессов. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка - очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.

Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5-7 лет по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной самооценки является проведение коррекционно-развивающих занятий.

Цель работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы психики дошкольников:

Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
  2. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.
  3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
  4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  5. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
  6. Совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, развитие восприятия.
  7. Снятие психомышечного напряжения.
  8. Формирование адекватной самооценки.

Основные методы:

  1. Этюды.
  2. Упражнения.
  3. Игры с правилами.
  4. Беседы.
  5. Чтение художественных произведений.
  6. Анализ заданных ситуаций.
  7. Рассказ взрослого и рассказы детей.
  8. Аутотренинг (с использованием стихов, релаксационной музыки).

Занятия проводятся в музыкальном зале во второй половине дня с детьми подготовительных к школе групп по 25 - 30 минут 1 раз в неделю.

Занятие 1.

Тема: «Развитие техники  выразительных движений. Преодоление двигательного автоматизма. Развитие активного внимания».

Цель: Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Снятие психического напряжения.

Ход занятия:

1. Настрой на совместную деятельность, общение.

Упражнение «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.».  

2. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Предлагаем выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта (обследование развития лицевой моторики).

Предлагаем детям выполнить следующие движения: показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т.д. (обследование умения распознавать эмоционально-выразительные движения рук).

Предлагаем детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т.д. (обследование моторики).

Игра «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».

3. Игра «Что слышно».

Цель: Развитие умения быстро сосредотачиваться.

4. Игра «День - ночь».

Цель: Преодоление двигательного автоматизма.

5. Этюды на расслабление «Шалтай - болтай».

«Шалтай - болтай» висел на стене,

«Шалтай - болтай» свалился во сне.

Занятие 2.

Тема: «Тело человека».

Цель: Обратить внимание детей на самих себя, на свое тело, свой организм, на свои способности и  возможности. Развитие внимания.

 Ход занятия:

  1. Упражнение «Друг к дружке». Цель: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом. Помочь детям почувствовать свое тело.

Цель: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия почти всех детей друг с другом. Помочь детям почувствовать свое тело.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Вы быстро выбираете себе пару и пожимаете друг другу руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке,

- спина к спине.

Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке», - вам будет нужно быстро - быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! Ухо к уху! Пятка к пятке!».

2. Беседа о теле человека.

Игра «Кто больше знает о себе?»

Что умеют мои руки, ноги?

Один ребенок без слов показывает действия, другие - отгадывают.

Игра - упражнение «Кто быстрее пробежит на прямых ногах?»

«Поднеси ко лбу руку, не сгибая ее в локте».

3. Этюд на расслабление мышц «Штанга».

Этюд на расслабление мышц «Штанга».

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем,

Крепко держим…

И бросаем.

Занятие 3.

Тема: «Эмоции удовольствия и радости».

Цель: Развитие техники выразительных  движений эмоции удовольствия и радости. Развитие памяти. Снятие психического напряжения. Успокоение и организация возбужденных детей.

Ход занятия:

1. Эстафета дружбы.

Упражнение «Ток».

Я передам вам свою дружбу, и она перейдет от меня к Ване, от Вани к Оле и т.д., и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как  каждый из вас добавил частичку своей дружбы.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением детей в радостном  настроении.

3. Этюды на выражение удовольствия и радости.

Этюд «Встреча  с другом». Этюд «Новая кукла». Этюд «После дождя».

Далее говорим детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство и предлагаем  им закончить предложение – «Чувство радости – это когда…».

Наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство:

«Для мамы радость – это когда…»;

«Для воспитательницы радость – это когда…».

4. Игра «Запомни порядок».

Цель: Развитие памяти, наблюдательности.

Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит, затем водящим становиться другой.

5. Игра «Кто что делал?». 

  Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под веселую музыку они делают по очереди различные движения и повторяют их по четыре раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и воспроизвести эти движения.

           Психомышечная тренировка.

Упражнение «Пылесос и пылинки».

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась, все медленнее и медленнее оседают на пол. Когда ребенок – пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед, вниз, руки опускаются, голова обмякает. Пылесос собирает пылинки.

Занятие 4.

Тема: «Эмоции гнева. Как справиться с гневом».

Цель: Развивать умение различать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. Упражнение «Имя и движение». 

Цель: Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, дать возможность представить себя группе самым необычным способом.

2. Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

  Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

3. Этюды на выражение гнева.

Этюд «Король Боровик не в духе» 

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

4. Беседа с детьми (диагностика тревожности)

- Вам приходилось в жизни злиться?

- Из-за чего вы злились?

- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?

(Анализируем возможность детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением).

Предлагаем способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами: потопать ногами.

Объясняем детям: чтобы избавиться от злости, гнева, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, мыслям, которые охватили человека.

«Надуть воздушный шарик злостью»

Весь гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в небе.

5. Психомышечная тренировка.

Этюд «Штанга», « Шалтай-Болтай».

                          Занятие 5.

Тема: «Эмоция страха».

Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Развитие память ощущений. Снятие психомышечного напряжения.

Ход занятия:

1. Упражнение «Найди пару».

Цель: Настрой на совместную деятельность, общение. Создание позитивного настроения.

Дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего останавливаются, находят себе пару. Затем обмениваются друг с другом улыбками и рукопожатием или гладят друг друга по плечу.

2. Чтение рассказа (относительно страха)

Отрывок из рассказа Носова «Шляпа».

Выбираем пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Подвести детей к пониманию того, что чувство страха нормально и даже необходимо в некоторых ситуациях.

Терапевтическое воздействие - ребенок понимает, что его чувства  принимаются окружающими.

3. Этюды на выражение страха «Лисенок  боится»

Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых  капелек воды.

 Этюд  «Собака лает и хватает за пятку».

Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.

Этюд «Потерялся»

На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

  1. Упражнение «Взрослое имя»

Дети представляют себя взрослыми. Они ходят как взрослые и здороваются как взрослые. «Здравствуйте, меня зовут Большаков Сергей Иванович».

5. Упражнение «Я умею».

  1. Упражнение на расслабление «Тряпичная кукла и солдат». 

Инструкция. Встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигаетесь, примерно вот так… (Показ ведущего) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показ ведущего). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы - очень подвижными.  

Занятие 6.

Тема: «Эмоция удивления».

Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие памяти. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психического напряжения.

Ход занятия:

1. Упражнение «Доброе животное»

Цель: Настроить детей на совместную деятельность.

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь послушаем вместе. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.».  

2. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

Вопросы:

- Какие чудеса описывает автор?

- Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

3. Рассматривание иллюстраций и пиктограммы с эмоциями удивления.

Этюды на выражение удивления.

Этюд «Удивление».

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Мальчик очень удивлен: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Этюд «Круглые глаза».

Показ сценки из рассказа Н.Носова «Живая шляпа». Мальчики видят как по полу шляпа передвигается.

4. Упражнение «Зеркало».

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

Обратить внимание на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.

Предложить вспомнить, когда дети были чем-то удивлены.

5. Игра на развитие моторно-слуховой памяти.

Игра «Повтори за мной».

Ведущий предлагает детям повторить ритмический рисунок (прохлопать в ладоши).

Игра «Запомни движение».

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность, повторяют их в обратном порядке.

Игра «Запомни свое место».

Дети стоят в кругу или в разных углах зала. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

6. Упражнение «Жираф».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимуляция воображения.

Сидя на стульчиках:

а) Сделайте вдох и расслабьтесь.

б) Положите подбородок на шею направо, затем налево - 3 раза.

в) Наклоны головы.

г) Приподнимите плечи, опустите их - 3 раза.

Затем приподнимите каждое плечо несколько раз.

д) Снова сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как удлиняется ваша шея, как она расслабилась.

Занятие 7.

Тема: «Эмоции вины и стыда».

Цель: Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики. Развитие эмпатии. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие внимания.

Ход занятия:

1. Упражнение «Комплименты».

Цель: Настрой на общение.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении ведущий может сделать комплимент или предложить сказать что-то очень «вкусное», «сладкое».

2. Рассматривание изображений человека, испытывающего чувство стыда.

3. Этюды на выражение вины и стыда.

Этюд «Стыдно».

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было старшему брату.

4. Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье». (Л.Толстого «Косточка»).

Беседа с детьми о чувствах, которые испытали главные герои рассказа.

Далее ведущий говорит детям, что они, наверное, тоже иногда испытывают это чувство и предлагает им закончить предложение: «Чувство стыда - это когда….». «Мне было стыдно когда…».

5. Игра «Море волнуется».

Ведущий начинает: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, удивления и т. д.) - на месте замри». Далее ведущий выбирает наиболее яркую фигуру.

6. Игра «Четыре стихии».

Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.

Дети сидят или стоят по кругу. «Земля» - опустить руки вперед, «Вода»- вытянуть руки вперед, «Воздух» - поднять руки вверх, «Огонь»- вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

7. Игра «Противоположные движения».

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Вторая шеренга выполняет движения противоположные первой - если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает и т.д.

8. Игра «Слушай команду».

Цель: Успокоение возбужденных детей и их организация.

Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задания.

9. Упражнение «Подними себя».

Цель: Психомышечная тренировка.

Инструкция. Вот сейчас, сидя на своих стульях, вы двумя руками крепко - крепко возьмитесь за стул и держась руками за сиденье, на котором вы продолжаете сидеть, сделаете попытку изо всех сил поднять себя самого вместе со стулом. Ваши ноги стоят ровно на полу и касаются пола, спина плотно прилегает к спинке стула.

Я скажу: «Раз!», - и вы начнете себя поднимать. Нужно  удержать это напряжение как можно дольше, а потом резко убрать руки и расслабить тело.

Это простая игра учит, как важно для тела уметь расслабляться. Но, сначала нужно научиться хорошо напрячь все части тела. После напряжения всегда наступает отдых, проходит усталость.

                       

Предлагаем детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

               

Занятие 8.

Тема: «Развитие навыка контроля над  своими чувствами».

Цель: Развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы психики. Развитие умения саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.

Ход занятия.

1. Упражнение «Эстафета хороших известий».

Цель: Мобилизовать внимание детей, создать позитивное настроение.

2. Рассказ ведущего о том, что у каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Также и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек  может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.

Чтение рассказа «Лесенка радости» (методическое пособие для психологов, О.В. Хухлаева).

Детям предлагается обсудить рассказ и прийти к выводу, что беда Толика в том, что он не был хозяином своих чувств, а затем привести свои примеры из жизни или литературных произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку, и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.

3. Упражнение «Хочухалки».

Цель: Тренировка умения владеть своими чувствами.

Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

Использованная литература:

              1. Шипицина Л.М. и др. Основы коммуникации. СПб. 1995.

              2. Денискина В.З. «Психология воспитания детей с нарушением зрения». Москва      

              2004.      

              3. Яковлева Н.Психологическая помощь дошкольнику. СПб. 2001.

4. Хухлаева О. В. «Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы «Лесенка радости». М.: Издательство "Совершенство», 1998.

5. Чистякова М.Н. Психогимнастика. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и  различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»

Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно...

Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"

Групповая коррекционно-развивающая программа:«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников с ТНР, ЗПР» Пояснительная записка...

Сказки для коррекции и развития эмоционально - волевой сферы дошкольников

Сказка  - лекарство для детской души!Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать ...

Сводная таблица результаты освоения младшими детьми программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

Сводная таблица по освоению программы по развитию эмоционально-волевой сферы...