Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"
рабочая программа

Кузнецова Инна Юрьевна

Групповая коррекционно-развивающая программа:

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников с ТНР, ЗПР»

  1.  Пояснительная записка

         С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР.  Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.

           Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnyy_kurs_emotsionalno-volevaya.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 на основе программы И. А. Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 272с, илл.

                                                                           

                                                                           

Составители:

                                                                            педагог-психолог Иванина И.Ю.

Групповая коррекционно-развивающая программа:

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников с ТНР, ЗПР»

  1.  Пояснительная записка

         С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР.  Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.

           Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.

      Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ТНР и ЗПР. Нарушения эмоционально-волевой сферы у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности развития детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом. Поэтому так актуальна и важна своевременная работа, направленная на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.  

         Данная групповая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии со ФГОС ДО. Она направлена на:

     1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

       Кроме этого, данная коррекционно-развивающая программа учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Она рассчитана на 1 год -22 занятия

Форма проведения занятий: групповой игровой сеанс.

Длительность проведения занятий:

Младшая -15 минут

Средняя группа – 20 минут

Старшая группа – 25 минут  

Подготовительная группа – 30 минут.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Для этого используются:

  • Развивающие игры (игры драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

 Этюды;

 Рассматривание рисунков и фотографий;

 Чтение художественных произведений;

  Рассказы взрослого и детей;

 Сочинение историй;

 Беседы;

 Моделирование и анализ заданных ситуаций;

 Слушание музыкальных произведений;

  Мини-конкурсы, игры-соревнования;

     

  1. Цели и задачи коррекционно-развивающей программы

      В групповой коррекционно-развивающей программе: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников» была поставлена следующая цель решались следующие задачи.

Цель: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР, ТНР от 3 до 7 лет. А именно повысить осознание ребенком своих эмоциональных     проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  •  развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  •  помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать волевую сферу -  произвольность поведения (умение подчинять свои действия правилам), учить навыкам самоконтроля и саморегуляции.

  1. Ожидаемые результаты освоения Программы

Средняя группа

Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети средней группы будут знать и уметь следующее:

Знать:

 имена всех детей в группе;

  для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

 чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

  названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);

 отличия человека от животного;

 как можно выразить свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

 состав своей семьи.

Уметь:

  отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

 опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;

 правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

  • оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

  делиться с друзьями игрушками;

  различать эмоции по схемам-пиктограммам;

  передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

 наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;

 употреблять в речи «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);  правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Старшая группа

Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети старшей группы будут знать и уметь следующее:

 Знать:

  как можно объяснить некоторых сказочных персонажей;

 различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения;

 о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

  важность различных профессий (на примере родителей);

 какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки ему в этом мешают.

Уметь:

 осознавать своё тело и его специфические особенности;

 понимать и описывать свои желания и чувства;

 осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

 различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

 воспроизводить выразительные позы и движения;

  сравнивать эмоции;

  контролировать свои эмоциональные реакции;

  подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;

 оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;

  уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

  останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

  вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;

 выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее:

Знать:

 что означают их имена;

 о связи и взаимозависимости человека и животного;

 какие существуют особенности общения разных животных между собой;

 историю собственной семьи.

Уметь:

 понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

 устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

 выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

  понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам;  рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

 переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

  общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

  оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

  1. Содержательный раздел. Тематическое планирование

 

Тематический план занятий для детей

Тема занятий

Раздел Я и Я

1

Тема 1 Тайна моего имени

2

Тема 2. Автопортрет

3

Тема 3. Мой внутренний мир

4

Тема 4. Мой любимый сказочный герой

Раздел Я и другие

5

Тема 5 Мы так похожи

6

Тема 6. Мы такие разные

7

Тема 7. Язык жестов и движений

8

Тема 8. Давайте жить дружно

9

Тема 9. Мальчики и девочки

Раздел Я и мои эмоции

10

Тема10. Радость

11

Тема11.Удивление

12

Тема 12. Страх

13

Тема13.  Гнев

14

Тема 14.  Грусть

15

Тема 15. Интерес

16

Тема 16. Наши эмоции

Раздел Я и животные

17

Тема17. Мой ласковый и нежный зверь

18

Тема18. Общение с животным

Раздел Я и моя семья

19

 Тема 19. С кем я живу

20

 Тема 20 Правила домашнего этикета

Итоговые годовые занятия

21

Тема 21.  Путешествие в сказку

22

Тема 22.Я знаю, я умею, я могу

Итого: 22 занятия

Литература

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. – 272с.

Дополнительная литература

  1. Громова Т. В. Г87 Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 48 с.: ил.
  2. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  3. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  4. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.                             «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
  5. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. О.В. Хохловой, О.Е. Хухлаева. - 7-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. -175с. – (Технологии психологии).
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б.

Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперативными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. —СПб.: Издательство «Речь», 2007 — 136 с: ил.

  1. Смирнова С. Цыплёнкова О. С 50 Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. 3-е издание, переработанное и дополненное / Светлана Смирнова, Ольга Цылёнкова. – М.: ЛУч, 2017. – 128 с.: ил.