Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"
рабочая программа
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР»
- Пояснительная записка
С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР. Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_emotsionalno-volevaya.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
на основе программы И. А. Пазухина «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 272с, илл.
Составители:
педагог-психолог Иванина И.Ю.
Групповая коррекционно-развивающая программа:
«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР»
- Пояснительная записка
С каждым годом возрастает количество детей с ТНР и ЗПР. Тяжелые нарушения речи и задержка психического развития оказывают большое влияние на формирование у детей эмоционально-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов. Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях, посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным. Психологи и педагоги проявляют повышенный интерес к развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, так как дошкольный возраст — это период начала произвольности психических процессов, а также период формирования психологической готовности к школе. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5-6 лет способен сдерживать слезы, скрывать свои страхи и т.д. Данные преобразования приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.
Для понимания природы речевого развития очень важно знание и понимание особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ТНР и ЗПР. Нарушения эмоционально-волевой сферы у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности развития детей и адаптации их в социуме. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом. Поэтому так актуальна и важна своевременная работа, направленная на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.
Данная групповая коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии со ФГОС ДО. Она направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Кроме этого, данная коррекционно-развивающая программа учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Она рассчитана на 1 год -22 занятия
Форма проведения занятий: групповой игровой сеанс.
Длительность проведения занятий:
Младшая -15 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Для этого используются:
- Развивающие игры (игры драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
∙ Этюды;
∙ Рассматривание рисунков и фотографий;
∙ Чтение художественных произведений;
∙ Рассказы взрослого и детей;
∙ Сочинение историй;
∙ Беседы;
∙ Моделирование и анализ заданных ситуаций;
∙ Слушание музыкальных произведений;
∙ Мини-конкурсы, игры-соревнования;
- Цели и задачи коррекционно-развивающей программы
В групповой коррекционно-развивающей программе: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников» была поставлена следующая цель решались следующие задачи.
Цель: Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР, ТНР от 3 до 7 лет. А именно повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать волевую сферу - произвольность поведения (умение подчинять свои действия правилам), учить навыкам самоконтроля и саморегуляции.
- Ожидаемые результаты освоения Программы
Средняя группа
Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети средней группы будут знать и уметь следующее:
Знать:
∙ имена всех детей в группе;
∙ для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
∙ чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
∙ названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
∙ отличия человека от животного;
∙ как можно выразить свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
∙ состав своей семьи.
Уметь:
∙ отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
∙ опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
∙ правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
∙ делиться с друзьями игрушками;
∙ различать эмоции по схемам-пиктограммам;
∙ передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
∙ наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
∙ употреблять в речи «волшебные слова» (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.); ∙ правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).
Старшая группа
Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети старшей группы будут знать и уметь следующее:
Знать:
∙ как можно объяснить некоторых сказочных персонажей;
∙ различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения;
∙ о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
∙ важность различных профессий (на примере родителей);
∙ какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки ему в этом мешают.
Уметь:
∙ осознавать своё тело и его специфические особенности;
∙ понимать и описывать свои желания и чувства;
∙ осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
∙ различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
∙ воспроизводить выразительные позы и движения;
∙ сравнивать эмоции;
∙ контролировать свои эмоциональные реакции;
∙ подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
∙ оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
∙ уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
∙ останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
∙ вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
∙ выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
Подготовительная группа
Пройдя подготовку по программе «Давайте познакомимся» дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее:
Знать:
∙ что означают их имена;
∙ о связи и взаимозависимости человека и животного;
∙ какие существуют особенности общения разных животных между собой;
∙ историю собственной семьи.
Уметь:
∙ понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
∙ устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
∙ выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
∙ понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам; ∙ рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
∙ переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
∙ общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
∙ оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- Содержательный раздел. Тематическое планирование
Тематический план занятий для детей
№ | Тема занятий |
Раздел Я и Я | |
1 | Тема 1 Тайна моего имени |
2 | Тема 2. Автопортрет |
3 | Тема 3. Мой внутренний мир |
4 | Тема 4. Мой любимый сказочный герой |
Раздел Я и другие | |
5 | Тема 5 Мы так похожи |
6 | Тема 6. Мы такие разные |
7 | Тема 7. Язык жестов и движений |
8 | Тема 8. Давайте жить дружно |
9 | Тема 9. Мальчики и девочки |
Раздел Я и мои эмоции | |
10 | Тема10. Радость |
11 | Тема11.Удивление |
12 | Тема 12. Страх |
13 | Тема13. Гнев |
14 | Тема 14. Грусть |
15 | Тема 15. Интерес |
16 | Тема 16. Наши эмоции |
Раздел Я и животные | |
17 | Тема17. Мой ласковый и нежный зверь |
18 | Тема18. Общение с животным |
Раздел Я и моя семья | |
19 | Тема 19. С кем я живу |
20 | Тема 20 Правила домашнего этикета |
Итоговые годовые занятия | |
21 | Тема 21. Путешествие в сказку |
22 | Тема 22.Я знаю, я умею, я могу |
Итого: 22 занятия |
Литература
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010. – 272с.
Дополнительная литература
- Громова Т. В. Г87 Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. — 48 с.: ил.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик –семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6лет. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. О.В. Хохловой, О.Е. Хухлаева. - 7-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. -175с. – (Технологии психологии).
- Лютова Е. К., Монина Г. Б.
Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперативными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. —СПб.: Издательство «Речь», 2007 — 136 с: ил.
- Смирнова С. Цыплёнкова О. С 50 Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. 3-е издание, переработанное и дополненное / Светлана Смирнова, Ольга Цылёнкова. – М.: ЛУч, 2017. – 128 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста
План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. год...
Групповое коррекционно-развивающее занятие психолога с детьми средней группы «Репка на песке»
Закрепить умение детей воспроизводить изображения с помощью различных техник работы с песком (песочная анимация, рисование песком с помощью трафарета)...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Злюсь-дерусь».
Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Задачи:1. Познакомить детей с эмоцией гнева, с чувством злости.2. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы...
Групповое коррекционно-развивающее занятие №3 для детей подготовительной к школе группы
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы...
Групповое коррекционно-развивающее занятие №4 для детей подготовительной к школе группы
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной к школе группы...
Конспект подгруппового психологического коррекционно-развивающего занятия по коррекции агрессии у дошкольников
Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....