"Программа коррекционно – развивающих занятий для коррекции поведенческих нарушений у детей 5-7 лет"
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Ахмедова Алиса Абульфатовна

Методический материал в помощь педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx111.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа коррекционно – развивающих занятий для коррекции

поведенческих нарушений у детей 5-7 лет

                                                       

                                                               Составитель:

Педагог психолог: Ахмедова А.А.

2025


Общие рекомендации перед началом работы:
- Последовательность и терпение: Коррекция поведения - это процесс, требующий времени и регулярности.
- Позитивное подкрепление: Всегда хвалите ребенка за успехи, даже самые маленькие.
- Игровая форма: Всегда помните, что для детей 5-7 лет игра – это основной способ познания мира.
- Адаптация: При необходимости адаптируйте игры под индивидуальные особенности и интересы ребенка.
- Пример взрослого: Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнения, будьте для него примером.

           Раздел 1: Развитие самоконтроля и снижение импульсивности/агрессии

                Карточка 1: "Светофор настроения"

 Цель коррекции: Учить детей распознавать свои эмоции, управлять гневом и импульсивностью.
Количество участников: 1-5 детей
Материалы: Карточки с изображением светофора (красный, желтый, зеленый), карточки с пиктограммами разных эмоций (гнев, радость, грусть, страх).
Ходигры:
1. Обсудите с детьми значение цветов светофора:
Красный: "Стоп! Я злюсь/раздражен/хочу ударить/кричать. Мне нужно остановиться."
Желтый: "Подумай! Как я могу успокоиться? Что мне поможет?" (Вспомнить способы успокоения)
Зеленый: "Действуй! Я спокоен/могу говорить/решить проблему."
2.Покажите карточки с эмоциями. Пусть дети назовут эмоцию.
3. Примените "светофор" к эмоциям: "На какую кнопку светофора нажать, если ты чувствуешь гнев?" (Красная). "Что делать, когда горит красная?" (Остановиться, не действовать). "А потом?" (Желтая, подумать). "И потом?" (Зеленая, действовать спокойно).
4. Предлагайте ситуации: "Ты хочешь отобрать игрушку у друга. Какой сигнал светофора?" Дети показывают соответствующий цвет.
 Ожидаемый результат: Ребенок учится делать паузу перед реакцией, думать о последствиях и использовать стратегии саморегуляции.

                                               Карточка 2: "Кулачок гнева"
Цель коррекции: Помочь ребенку безопасно выразить гнев и снять мышечное напряжение.
Количество участников: Индивидуально или малая группа (с каждым по очереди).
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Скажите ребенку: "Иногда мы чувствуем такой сильный гнев, будто он хочет вырваться наружу. Давай попробуем выпустить его безопасно. Собери весь свой гнев в кулачок. Крепко-крепко сожми его, чувствуешь, как он там? (Пауза). А теперь медленно-медленно разжимай пальцы, как будто гнев улетает далеко-далеко вместе с воздухом. Вдох-выдох."
2. Повторить 2-3 раза. Можно предложить сжать кулачки очень сильно, пока они не устанут, а затем полностью расслабить.
 Ожидаемый результат: Снятие мышечного напряжения, перенаправление энергии гнева в безопасное русло, обучение осознанному расслаблению.

Карточка 3: "Что будет, если...?"
Цель коррекции: Развитие причинно-следственных связей, обучение предвидеть последствия своих поступков.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 1-3 ребенка
Материалы: Не нужны. Можно использовать карточки с изображениями ситуаций.
Ход игры:
1. Предложите ребенку ситуацию и попросите предположить ее развитие: "Что будет, если ты будешь громко кричать в библиотеке?", "Что будет, если ты не уберешь игрушки?" "Что будет, если ты поделишься конфетой с другом?"
2. Обсудите последствия: кто будет расстроен, кто обрадуется, что может произойти.
3. Меняйте роли: пусть ребенок сам придумывает "Что будет, если...?" для взрослого или для другого ребенка.
 Ожидаемый результат: Развитие эмпатии, понимание, как поступки влияют на окружающих, формирование навыков прогнозирования

                          Раздел 2: Развитие социальных навыков и эмпатии
Карточка 4: "Мешочек чувств
Цель коррекции: Обучение распознаванию и называнию эмоций, развитие эмпатии.
Количество участников: 2-5 детей
Материалы: Непрозрачный мешочек, небольшие игрушки или картинки, символизирующие разные эмоции (например, грустный смайлик, веселый клоун, сердитый монстр, испуганный зайчик).
Ход игры:
1. Взрослый кладет в мешочек игрушки/картинки.
2. Дети по очереди достают предмет из мешочка, называют эмоцию, которую он символизирует, и рассказывают: "Когда я чувствую (эмоция), я (что делаю/чувствую в теле)". Или: "Однажды я чувствовал (эмоция), когда...".
3. Другие дети могут попробовать угадать эмоцию по описанию или предложить, что можно сделать в этой ситуации.
Ожидаемый результат: Расширение словарного запаса эмоциональных состояний, развитие саморефлексии, эмпатии и навыков поддержки.

Карточка 5: "Театр вежливости"
Цель коррекции: Развитие навыков вежливого общения, умения договариваться и разрешать конфликты.
Количество участников: 2-5 детей
Материалы: Простые элементы для переодевания (шапки, шарфы, очки), игрушки.
Ход игры:
1. Взрослый предлагает ситуации, требующие вежливого поведения или разрешения конфликта: "Два друга хотят одну и ту же игрушку", "Кто-то случайно толкнул другого", "Надо попросить о помощи".
2. Дети по ролям разыгрывают сценки, пытаясь найти вежливое и конструктивное решение.
3. После каждой сценки обсуждается, что получилось хорошо, а что можно было бы улучшить.
4. Можно меняться ролями, чтобы дети смогли посмотреть на ситуацию с разных сторон.
 Ожидаемый результат: Закрепление правил вежливости, развитие навыков коммуникации и поиска компромиссов.

Карточка 6: "Пойми другого"
Цель коррекции: Развитие эмпатии и умения видеть ситуацию глазами другого.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 2-4 ребенка
Материалы: Карточки с простыми изображениями различных ситуаций (например, один ребенок играет, другой смотрит; кто-то упал; кто-то делится).
Ход игры:
1. Взрослый показывает карточку.
2. Спрашивает: "Что здесь происходит?" "Что чувствует этот ребенок?" "Как ты думаешь, почему он так себя чувствует?" "Что бы ты сделал на его месте?"
3. Обсудите разные точки зрения.
Ожидаемый результат: Умение сопереживать, понимание чувств и мотивов других людей.

                 
Раздел 3: Развитие внимания и усидчивости, снижение гиперактивности

Карточка 7: "Замри!"
Цель коррекции: Развитие самоконтроля, умения останавливаться и сосредотачиваться, снятие избыточного напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: От 2 детей
Материалы: Музыкальный проигрыватель.
Ход игры:
1. Дети свободно двигаются под музыку (танцуют, бегают, прыгают).
2. Когда музыка останавливается, все должны замереть в той позе, в которой их застала тишина, и оставаться неподвижными.
3. Тот, кто пошевелится, выбывает или выполняет веселое задание.
4. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный и усидчивый.
Ожидаемый результат: Развитие произвольного внимания, тренировка тормозных процессов, умения контролировать свои движения.

Карточка 8: "Найди отличия"
Цель коррекции: Развитие произвольного внимания, концентрации и усидчивости.
Количество участников: Индивидуально или в парах.
Материалы: Картинки-близнецы с несколькими отличиями, карандаши.
Ход игры:
1. Раздайте детям картинки и предложите найти как можно больше отличий за определенное время.
2. Поощряйте ребенка, если он нашел много отличий, или если он был очень сосредоточен.
Ожидаемый результат: Улучшение концентрации внимания, развитие наблюдательности, тренировка усидчивости.

Карточка 9: "Слушай внимательно"
Цель коррекции: Развитие слухового внимания, умения следовать инструкциям.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 1-5 детей
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Взрослый дает серию инструкций, которые ребенок должен выполнить последовательно. Начинайте с 2-3 простых инструкций, постепенно увеличивая их количество и сложность.
2. Примеры: "Возьми карандаш, положи его на стол и похлопай в ладоши." "Попрыгай три раза, потом присядь и дотронься до носа."
3. Можно использовать "запретные слова" или "запретные действия", которые нельзя выполнять.
 Ожидаемый результат: Улучшение слухового внимания, памяти, способности к планированию и выполнению многоступенчатых инструкций.

                               Раздел 4: Повышение самооценки и уверенности в себе

Карточка 10: "Копилка хороших поступков"
Цель коррекции: Повышение самооценки, формирование позитивного самовосприятия, закрепление желаемого поведения.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: Индивидуально.
Материалы: Красивая коробочка (копилка), небольшие листочки бумаги, ручка/карандаши.
Ход игры:
1. Объясните ребенку: "У каждого из нас есть много хороших поступков каждый день. Давай собирать их в нашу копилку!"
2. Каждый вечер или в конце дня спрашивайте ребенка: "Какой хороший поступок ты сегодня сделал?" (помог маме, поделился игрушкой, сам убрал вещи, похвалил друга).
3. Запишите (или нарисуйте) этот поступок на листочке и положите в копилку.
4. Время от времени (раз в неделю/две) открывайте копилку и вместе вспоминайте все хорошие поступки.
Ожидаемый результат: Развитие рефлексии, укрепление чувства собственной значимости и гордости за себя, мотивация к совершению добрых дел.

Карточка 11: "Комплименты по кругу"
Цель коррекции: Развитие позитивного самовосприятия, умения принимать и дарить комплименты, улучшение групповой динамики.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 3-7 детей (включая взрослого).
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Сядьте в круг. Взрослый начинает, говоря комплимент соседу справа (например, "Миша, мне очень нравится, как ты сегодня быстро собрал свои кубики!").
2. Ребенок, получивший комплимент, благодарит и говорит комплимент следующему по кругу.
3. Важно, чтобы комплименты были искренними и касались конкретных качеств или действий.
Ожидаемый результат: Повышение самооценки, улучшение коммуникативных навыков, развитие эмпатии и способности видеть хорошее в других.

Карточка 12: "Я - особенный!"
Цель коррекции: Формирование позитивного образа "Я", осознание своих сильных сторон и уникальности.
Количество участников: Индивидуально или малая группа.
Материалы: Лист бумаги, карандаши/фломастеры, картинки с разными предметами/животными/явлениями.
Ход игры:
1. Предложите ребенку нарисовать свой автопортрет или просто себя.
2. Попросите назвать 3-5 вещей, которые он в себе любит или делает хорошо. Запишите их рядом с рисунком.
3. Можно поиграть в игру "На что ты похож?". "Ты похож на солнышко, потому что всегда улыбаешься, или на сильный дуб, потому что очень выносливый?" Пусть ребенок сам выберет, на что он похож и почему.
Ожидаемый результат: Укрепление уверенности в себе, осознание своей ценности и уникальности.

                  Раздел 5: Развитие умения следовать правилам и выполнять инструкции

Карточка 13: "Строгий капитан"
Цель коррекции: Развитие способности следовать инструкциям, умения подчиняться правилам и контролировать импульсивные реакции.
 Количество участников: От 2 детей
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Взрослый становится "строгим капитаном". Он отдает команды, которые дети должны выполнять только тогда, когда в начале команды произносится фраза "Капитан приказал...".
2. Примеры команд: "Капитан приказал поднять руки вверх!", "Капитан приказал попрыгать!", "Похлопайте в ладоши!" (если нет "Капитан приказал", дети не должны хлопать).
3. Тот, кто выполнит команду без фразы "Капитан приказал", или не выполнит правильную команду, выбывает на небольшой срок или выполняет веселое задание.
Ожидаемый результат: Улучшение слухового внимания, формирование навыков самоконтроля, умения различать и выполнять целенаправленные инструкции.

Карточка 14: "Заколдованный круг"
Цель коррекции: Развитие умения контролировать свои действия, соблюдать границы, тренировка терпения.
Количество участников: От 1 ребенка
Материалы: Мел или веревка, чтобы нарисовать/выложить круг на полу.
Ход игры:
1. Нарисуйте на полу круг или выложите его веревкой.
2. Объясните: "Это заколдованный круг. В него можно войти, но нельзя выходить из него (или наоборот) в течение определенного времени/пока я не скажу 'стоп'".
3. Можно усложнить: "Заколдованный круг, в него нельзя заходить левой ногой", "Внутри круга можно только ползать" и т.д.
4. Для детей, которые с трудом соблюдают правила, можно сначала делать очень короткие промежутки времени.
Ожидаемый результат: Развитие произвольности поведения, тренировка выдержки и самоконтроля, понимание и соблюдение границ.

                    Раздел 6: Развитие навыков сотрудничества и коммуникации

Карточка 15: "Строим башню вместе"
Цель коррекции: Развитие навыков сотрудничества, обмена, умения договариваться и слушать другого.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 2-4 ребенка
Материалы: Набор кубиков, конструктора или других строительных материалов, которые можно складывать друг на друга.
Ход игры:
1. Дайте детям общую задачу: построить самую высокую/необычную башню.
2. Установите правила: "Вы можете использовать только половину кубиков каждый" или "Вы должны класть кубики по очереди", "Перед тем как положить кубик, вы должны сказать, куда его хотите положить".
3. Наблюдайте за процессом, поощряйте обсуждения и компромиссы.
Ожидаемый результат: Улучшение навыков работы в команде, развитие вербальной коммуникации, умения делиться и находить общие решения.

Карточка 16: "Передай эмоцию"
Цель коррекции: Развитие эмпатии, умения распознавать и выражать эмоции невербально, улучшение эмоционального интеллекта.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: 3-7 детей
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Дети садятся в круг. Взрослый шепчет на ухо первому ребенку название эмоции (например, "радость", "грусть", "злость", "удивление").
2. Этот ребенок должен выразить эту эмоцию мимикой и жестами (без слов) своему соседу.
3. Сосед, увидев эмоцию, передает ее следующему, пока эмоция не дойдет до последнего ребенка.
4. Последний ребенок называет эмоцию, которую он получил. Затем сравнивают, что было загадано.
 Ожидаемый результат: Развитие невербального общения, обогащение эмоционального словаря, тренировка наблюдательности и артистизма.

                              7. Развитие концентрации внимания и усидчивости

Карточка 17: "Волшебные бусы/Лабиринт"

Цель коррекции: Развитие мелкой моторики, концентрации внимания, усидчивости.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: Индивидуально.
Материалы: Бусины разного размера, шнурки или проволока; распечатанные лабиринты разной сложности, карандаш.
Ход игры:
1. "Волшебные бусы": Дайте ребенку задание нанизать бусины в определенной последовательности (например, "красная, синяя, две зеленых, снова красная..."). Можно задать узор.
2. "Лабиринт": Предложите ребенку пройти лабиринт, не касаясь стенок и не поднимая карандаш от бумаги.
Ожидаемый результат: Улучшение координации движений, развитие произвольного внимания, формирование способности к длительной сосредоточенной деятельности.

Карточка 18: "Что изменилось?"
Цель коррекции: Развитие зрительного внимания, наблюдательности и памяти.
Возраст: 5-7 лет
Количество участников: От 1 ребенка
Материалы: Несколько предметов (5-7 штук), небольшая ткань для накрывания.
Ход игры:
1. Разложите на столе несколько предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить их.
2. Накройте предметы тканью.
3. Пока ребенок не смотрит, уберите один предмет, добавьте новый или поменяйте предметы местами.
4. Откройте предметы и попросите ребенка назвать, что изменилось.
5. Начинайте с простых изменений, постепенно усложняя.
Ожидаемый результат: Улучшение концентрации внимания, развитие наблюдательности и зрительной памяти.

                                 Раздел 8: Развитие эмоциональной регуляции 

Карточка 19: "Дыхание бабочки/цветка"
Цель коррекции: Обучение техникам релаксации, снижение тревожности и импульсивности через дыхательные упражнения.
Количество участников: Индивидуально или малая группа.
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. "Дыхание бабочки": Попросите ребенка сложить руки крест-накрест на груди, как бабочка складывает крылышки. "Когда ты вдыхаешь, бабочка поднимает крылышки (руки чуть вверх), а когда выдыхаешь – опускает их." Повторить несколько раз медленно.
2. "Дыхание цветка": Предложите ребенку представить, что он нюхает красивый цветок. "Вдыхаем аромат глубоко через нос (пауза), а выдыхаем медленно через рот, как будто сдуваем семена одуванчика."
Ожидаемый результат: Обучение спокойному, глубокому дыханию, что способствует расслаблению и снижению эмоционального напряжения. Может быть использовано в моменты перевозбуждения.

Карточка 20: "Расскажи, что не так"
Цель коррекции: Обучение вербализации своих чувств, предотвращение агрессии, развитие навыков конструктивного решения проблем.
Количество участников: Индивидуально (с ребенком)
Материалы: Не нужны.
Ход игры:
1. Когда ребенок расстроен, злится или плачет, подождите, пока первые эмоции немного утихнут.
2. Предложите: "Я вижу, что ты расстроен/сердишься. Попробуй рассказать мне, что случилось. Когда мы говорим, что чувствуем, нам становится легче, и мы можем найти решение."
3. Активно слушайте, не перебивайте. Помогите подобрать слова, если ребенку трудно. "Ты расстроился, потому что Саша забрал твою машинку?"
4. После того как ребенок выговорится, вместе подумайте: "Что теперь можно сделать, чтобы это исправить? Как можно было бы сказать Саше?"
Ожидаемый результат: Развитие эмоционального интеллекта, обучение выражению чувств словами вместо деструктивного поведения, формирование навыков поиска решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают п...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с нарушениями зрения

Рабочая программакоррекционно-развивающей работыв средней группе для детей с нарушениями зрения...

«Я общаюсь» Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для работы с детьми с ментальными нарушениями

Рабочая программа коррекционных занятий направлена на преодоление трудностей социального взаимодействия у детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями (такими как расстройство аутистического с...