Мастер-класс Народная игрушка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Мастер-класс

Народная кукла

(для детей старших и подготовительных групп совместно с родителями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_narodnaya_igrushka.docx259.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Народная кукла

(для детей старших и подготовительных групп совместно с родителями)

Цель: изготовление куклы-оберега.

Задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятие;

- развитие способности быстро реагировать на инструкцию;

- развитие общей и мелкой моторики;

        - знакомство с миром народных кукол, обрядами;

        - овладение технологией изготовления куклы-закрутки;

        - развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа;

- развитие тактильного восприятия;

- создание положительного эмоционального настроя;

       - приобщение детей к традиционной культуре России;

- гармонизация детско-родительских отношений.

Оборудование и материалы:

- варианты готовых кукол-закруток;

- однотонная ткань для каркаса;

- лоскуты ткани ярких расцветок

- нитки.

Куклы в мировой культуре

Изначально кукле приписывались свойства живого человека, и она помогала людям как посредник в ритуалах.

В русских народных сказках волшебные помощники – куклы охраняют, защищают, спасают сказочного герой.

Позже куклы стали служить оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и т.д. В русских избах обязательно возле печки висели 12 куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от разных болезней. Лихоманки Куклы-обереги от болезней.  Делали в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.

C:\Users\User\Pictures\95326942_DSCN0d237kykla.JPG

На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей все старое.

Постепенно роль куклы менялась. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись, что связано, прежде всего, с необходимостью раннего трудового обучения.

Можно выделить следующие этапы использования кукол:

- магическое отношение к кукле;

- использование кукол для трудового обучения;

- использование кукол для театральных постановок;

- использование кукол для игры;

- кукла – средство изучения эмоционального мира детей;

- кукла – средство изменения человека.

Куклы стали выполнять функции: развлекательную, эстетическую и образовательную.

Играя, ребенок использует игрушки,  том числе и куклы. С их помощью дети проигрывают различные  ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные чувства.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки – словами».

Различные виды кукол используются для решения таких проблем как:

Психодиагностика: конкретизация проблемы.

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции (театральные куклы).

Приобретение важных социальных навыков, опыта и социального взаимодействия (любые виды кукол).

Развитие коммуникативных навыков (марионетки, пальчиковые, петрушечные куклы).

Развитие моторики.

Развитие речи.

Коррекции отношений в семье.

Гендерное воспитание.

Народные куклы имели большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Дети мастерили кукол из различных природных материалов, тем самым приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус.

Следую за возрастом ребенка, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании.

В раннем возрасте ребенку давали куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. С «Пеленашкой» можно было играть в дочки-матери: пеленать, укачивать, кормить. ее можно было няньчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка без помощи взрослых. Эта кукла была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ткани, на голову надевали платочек, а сверху пеленали куском ткани  и перехватывали узкой полоской ткани или ленты.

C:\Users\User\Pictures\a69b023b043eb4fb6278a61fc54731c0.jpg

«Пеленашка»

По мере развития восприятия и мышления ребенка ему давали куклу «Стригушку», которую делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на шеи и талии, надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косы. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое – она и в доме, и в поле. Ее образ и подвижность позволяли ребенку углублять свои познания в бытовой жизни.

C:\Users\User\Pictures\193161_3187-0x600.jpg

«Стригушка»

Подрастающему ребенку давали играть кукол, сделанных и тряпок. Простоватые на первый взгляд, они были очень разнообразные по форме и декоративному исполнению. Каждая несла в себе черты индивидуальности.

А сейчас мы приступим к изготовлению куклы.

C:\Users\User\Pictures\fb053832e172.jpg

Кукла «Пеленашка»

C:\Users\User\Pictures\1307215918_c7_6.jpg

Кукла «Закрутка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Экологически чистая игрушка"

Приобщение детей к традициям родного края, расширение кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой....

Мастер класс по изготовлению игрушки для игры с ветром "вертушки" .

Для игры с ветром можно делать разные игрушки-вертушки. Для их изготовления понадобится бумага(мы взяли мягкий пластик из под старых папок),трубочки , мягкую провалку. Самая простая в изготовлени...

Мастер класс по изготовлению игрушки для игры с ветром "вертушки" .

Для игры с ветром можно делать разные игрушки-вертушки. Для их изготовления понадобится бумага(мы взяли мягкий пластик из под старых папок),трубочки , мягкую провалку. Самая простая в изготовлени...

Мастер-класс "Традиционная народная игрушка"

Совместное мероприятие с родителями и детьми....