Аналитический отчет профессиональной педагогической деятельности.
материал на тему

Аналитический отчет (самоанализ) профессиональной педагогической деятельности  воспитателя

об эффективности использования в практической деятельности  современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx117.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет (самоанализ) профессиональной педагогической деятельности  воспитателя ГБОУ СОШ пос. Ленинский

  Ротарь Оксаны Владимировны  

об эффективности использования в практической деятельности  современных образовательных технологий.

Дошкольное образование приобретает всё большую социальную значимость. Родители начинают осознавать, что дошкольный возраст – это важный период, который имеет больше значение на последующие становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Инновационным в новом законе является положение о том, что дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. В нашей стране это означает, что к дошкольному образованию должна предъявляться та же система требований, что и к другим уровням. Впервые предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, «Стандарт поддержки разнообразия детства».

Основные функции федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

-повышения качества дошкольного образования.

- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

-оптимизации образовательных ресурсов.

Стандарт дошкольного образования  обеспечивает исполнение государственных гарантий и  направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Основная  задача педагогов дошкольного учреждения -  овладение ребенком определенным уровнем развития, способствующим  успешному освоению новых знаний в школе. Предоставление детям достаточного времени на свободную игровую, исследовательскую, творческую активность, богатого материала для исследований, игр и развития движения, то есть соответствующее пространство и оборудование.

Качество выполнения поставленной задачи непосредственно зависит от степени овладения воспитателем современными педагогическими технологиям. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Профессионально компетентный воспитатель должен организовать свою педагогическую деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

Основные требования педагогической технологии:

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

  •  логикой процесса,
  •   взаимосвязью его частей,
  •   целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

    Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

    Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

·         здоровьесберегающие технологии;

·         технологии проектной деятельности

·         технология исследовательской деятельности

·          информационно-коммуникационные технологии;

·         личностно-ориентированные технологии;

·         технология портфолио дошкольника и воспитателя

·         игровая технология

·         технология «ТРИЗ» и др.

За относительно небольшой период работы воспитателем в детском саду «Журавушка»  я внимательно изучила суть основных современных педагогических технологий и по возможности применяю их в своей педагогической деятельности. Идти в ногу со временем, мне помогают:

  • журналы «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Обруч»;
  •  интернет – ресурсы  «http://adalin.mospsy.ru - Психологический центр «АДАЛИН»,  «http://www.detskiysad.ru – «Детский сад. Ру – взрослым о детях»., «http://www.moi-detsad.ru;  http://ivalex.ucoz.ru - Все для детского сада», «nsportal.ru (социальная сеть работников образования, организация собственного сайта, публикаций)»,  «Фестиваль педагогических идей - http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16»;
  • вебинары на сайте УчМет - Учебно-Методический портал;
  •  курсы повышения квалификации по ИОЧ №8252.

В апреле 2012 года мною были пройдены курсы «Организация проектной деятельности в ДОУ», в объёме 36ч. СИПКРО.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. 

Цель проектной деятельности: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Анализируя проектную деятельность  в своей работе, я сделала следующие выводы:

-проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой  подготовки воспитанников. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;

- у детей проявляется  стремление самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение;

- они учатся работать в коллективе, что способствует развитию коммуникативных навыков и их социализации;

- метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для детей форме, направив усилия на достижение значимого для них результата.

Типы проектов

Данный курс повышения квалификации значительно расширил мой профессиональный кругозор и повысил эффективность усвоения программы у моих воспитанников. Нами (воспитанники, родители, воспитатель) были осуществлены следующие проекты:

Название проекта

Цель проекта

Тип проекта

Ожидаемый результат

(продукт)

«В гости к Мухе - Цокотухе»

Уточнение и углубление преставлений детей о мире насекомых.

-Исследовательский, творческий;

-ребёнок и природа;

-участник;

-внутри группы, в семье;

-групповой;

-среднесрочный

Альбом о жизни насекомых, драматизация произведения К. Чуковского «Муха - Цокотуха»

«Берегите Землю, берегите!»

Формировать основы

экологических знаний.

-информационный;

-ребёнок и природа;

- участник;

-общественные организации;

-групповой;

-среднесрочный

Экологический плакат,

презентация

«Красный, жёлтый, зелёный»

Закрепление правил ПДД.

-приключенческий;

-ребёнок и общество;

-исполнитель;

-внутри ДОУ;

-групповой;

-долгосрочный

Создание макета «Дороги нашего посёлка».

Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный».

«Удивительный мир птиц»

Углубление и систематизация представлений детей о птицах.

-Исследовательский;

-ребёнок и природа;

-участник;

-общественные организации;

-фронтальный;

-среднесрочный

Оформление книги «Удивительный мир птиц».

Показ НОД на МО.

Презентация.

Во всех проведённых проектах поставленные мною задачи были полностью реализованы.  Дети в игровой форме получали необходимый материал, что способствовало более прочному усвоению знаний. Большим плюсом проектной деятельности является привлечение родителей в образовательной  процесс, в роли непосредственных его участников.

         В  своей дальнейшей работе согласно требованиям ФГОС  я планирую уделять большое внимание  индивидуальным и практико – ориентированным проектам, так как именно такие типы проектной деятельности направленны  на развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальности.

В феврале  2013 года мною были пройдены курсы «Коррекция речевых недостатков детей дошкольного возраста воспитателем ДОУ», в объёме 36ч. ЦСО СО. Данные курсы значительно расширили  и обогатили  мою методическую копилку педагогических приёмов, которые были  использованы  в работе над годовой задачей по развитию детей и  коррекции недостатков речи у детей старшей и подготовительной групп. Чем лучше развита речь ребенка, тем легче он овладеет письмом и чтением.

Не так давно на формирование речи у дошкольников  не обращали столь пристального внимания. Но в школе даже небольшие отклонения в развитии речи могут привести к специфическим ошибкам при овладении письмом.   В настоящее время все дошкольные учреждения  уделяют данной проблеме повышенное внимание.  Зачастую без помощи логопеда не обойтись. С ростом нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Предупреждение речевых нарушений детей, формирование правильной речи и коррекция речевых недостатков  приобретает особое значение, в работе воспитателей, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

В  работе по развитию коммуникативных навыков детей я использую следующие средства и приёмы:

Таким образом, используя данные  средства и приемы развития речи дошкольников и обогащая развивающую среду детей (приобретение новых книг и дидактического материала для книжного уголка, создание тематических папок по развитию речи, использование развивающих программ  по  ИКТ, участие в проектной деятельности) я реализую основную цель:  общее развитие речи воспитанников и  их подготовка  к образовательному процессу в школе.

В марте 2014 года мною был пройден инвариантный блок «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования », в объёме 72ч. СИПКРО.

Полученная на курсах повышения квалификации информация была для меня актуальной и своевременной. В повседневной работе, решая насущные проблемы и задачи, редко возникает вопрос, а для чего и зачем я всё это делаю? Но специфика нашей профессиональной деятельности такова, что просто необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагогической деятельности по физической культуре (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Данная работа использовалась на итоговом педагогическом совете с целью предоставления аналитического отчета педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год                  ...

Аналитический отчет педагогической деятельности воспитателя

В презентации представлен анализ деятельности воспитателя с учетом ФГТ...

Информационно – аналитический отчет педагогического работника о педагогической деятельности

В последние годы идет серьезное реформирование образования в стране, не составляет исключение и дошкольное воспитание. Определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права р...

Аналитический отчет педагогической деятельности 2018 - 2019 гг

Аналитический отчет  педагогической деятельности 2018 - 2019 гг...

Аналитический отчет педагогической деятельности 2019 -2020 гг

Аналитический отчет  педагогической деятельности 2019 -2020 гг...

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"

Аналитический отчет "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ МАТРЁШКА ЗА 2017 - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД"...