Главные вкладки

    Доклад на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"
    материал по теме

    Корнева Юлия Фуатовна

    Выступление на методическом объединении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл доклад16.39 КБ
    Файл презентация к докладу2.77 МБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    "Организация непосредственно образовательной деятельности

    в соответствии с ФГОС"

    Корнева Ю.Ф., воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «СОШ № 7»

    Непосредственно образовательная деятельность -  это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно с взрослым и направленная на освоение детьми одной или несколько образовательных областей или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.

    Занятие и непосредственно образовательная деятельность, в чем отличие? Давайте разберемся. Рабочее пространство во время занятия организовывалось как школьно - урочная форма, а при непосредственно образовательной деятельности преобладает партнерская форма, которая более раскрепощает детей и располагает к свободному общению. Позиция  воспитателя и детей на занятии предусматривалось как учитель и ученики. Взрослый главный, он руководит и управляет ребенком. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый много говорит). А при непосредственно образовательной деятельности воспитатель становится партнером для ребенка. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, старше и опытнее, активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

    Непосредственно образовательная деятельность может организовываться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Учитывая все особенности форм организации обучения, самой приемлемой является подгрупповая форма, так как она обеспечивает взаимодействие детей в процессе обучения, экономичность обучения и демократический стиль общения педагога с детьми.

    Цели непосредственно образовательной деятельности - это накопление детьми необходимого личностного опыта и использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знаний. Задачи непосредственно образовательной деятельности: обучающая - повышать уровень развития ребенка; развивающая - при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание воображение, восприятие; воспитательные - формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

    В своей работе педагог использует методы и приемы обучения.

    А что такое метод? (вопрос к аудитории)

    Метод - это путь к чему - либо, способ достижения цели. Какие же методы мы знаем? (вопрос к аудитории) (практические, словесные, наглядные, игровые). Каждый метод состоит из определенных приемов, а прием обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Любая непосредственно образовательная деятельность должна быть мотивирована, при этом должен учитывается возраст детей (в старшем дошкольном возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию, мотивация должна быть экономной (2-3минуты) и носить завершенность ситуации.

    В младшем дошкольном возрасте мы рассказываем, что у каких - то игровых персонажей что - то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. Вы обращаетесь к детям с вопросом: согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. По окончании работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

    В старшем дошкольном возрасте потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Но в старшей группе главное не персонажи, а сюжеты (например: "путешествие на машине времени"). В подготовительной группе широко используются проблемные ситуации. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.

    Введение в процесс обучения игры вызывает у детей:

    - желание овладеть предлагаемым учебным содержанием;

    - создает мотивацию учебной деятельности;

    - позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку;

    - доставляет удовольствие от полученного результата;

    Все выше сказанное является условием эффективной организации образовательной деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность может быть:

    - комбинированной: когда сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач не имеют логических связей (после рисования, подвижная игра).

    -  комплексной: когда реализация задач средствами разных видов деятельности строится при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет (беседа  и рисование на определенную тему).

    - интегрированной: когда соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как   "настроение" через музыку, литературу, живопись).

    Структура непосредственно образовательной деятельности включает в себя начало (организационный момент), ход деятельности в котором взрослый как равноправный участник выступает и окончание, которое носит характер "открытого конца" т. е. каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось.

    Оценка результата может быть ориентирующая. Она заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения и стимулирующая, которая  определяет переживание ребенка своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

    Мотивация к последующей непосредственно образовательной деятельности - это интерес и желание ребенка продолжить деятельность.    


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

    Слайд 2

    НОД - это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. Непосредственно образовательная деятельность

    Слайд 3

    Игровая Двигательная Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение художественной литературы Формы НОД

    Слайд 4

    Найдите отличия и сходства Непосредственно образовательная деятельность Занятие

    Слайд 5

    Занятие Взрослый – учитель, отдален от детей (над/против) За детьми строго закреплены рабочие места Запрещено перемещение детей Запрещено свободное общение детей, вводится дисциплинарное требование тишины НОД Взрослый – партнер, рядом вместе с детьми Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

    Слайд 6

    Позиция взрослого Занятие Позиция взрослого стабильна (стоит у доски, сидит за столом), либо он перемещается для контроля и оценивая (обходит детей, контролирует, наклоняясь «над» ним НОД Может пересесть к ребенку, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается. При этом все дети в поле зрения воспитателя, могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы

    Слайд 7

    Позиция ребенка «Учитель-ученик» Взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый много говорит) «Партнер-партнер» Ребенок и взрослый – оба субъекта взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, старше и опытнее. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.

    Слайд 8

    Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная + позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства) +обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения + минимальные затраты времени + экономичность обучения - неэкономичность обучения; ограничение содружества с другими детьми + экономичность обучения - нет учета индивидуальных особенностей + демократический стиль общения педагога с детьми -низкая активность детей - преобладание авторитарного способа взаимодействия педагога с детьми Форма организации обучения

    Слайд 9

    ЦЕЛИ НОД ТРАДИЦИОННАЯ – накопление детьми необходимого личностного опыта РАЗВИВАЮЩАЯ – Использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания

    Слайд 10

    ЗАДАЧИ НОД Обучающая : развивать уровень развития ребенка Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие

    Слайд 11

    МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРОВЫЕ опыт наблюдение рассказ педагога Дидактическая игра упражнение демонстрация наглядных пособий беседа Воображаемая ситуация в развернутом виде. экспериментирование чтение художественной литературы моделирование

    Слайд 12

    МОТИВАЦИЯ ВНЕШНИЕ МОТИВЫ ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЕ МОТИВАЦИИ Учет возраста ( в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую) Мотивация должна быть экономной (2-3 мин), не должна доминировать Завершенность ситуации

    Слайд 13

    ВВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ ЭТО ВЫЗЫВАЕТ У ДЕТЕЙ желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создает мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и ее оценку; доставляет удовольствие от полученного результата

    Слайд 14

    УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы, размещение оборудования и материала Взаимодействие педагога и ребенка как равноправных партнеров Раскрытие индивидуального опыта ребенка Мотивация и эмоциональность Организация пространства НОД

    Слайд 15

    КОМБИНИРОВАННАЯ НОД Сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) КОМПЛЕКСНАЯ НОД Реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой ИНТЕГРИРОВАННАЯ НОД Соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя руг друга. СОДЕРЖАНИЕ НОД

    Слайд 16

    ОРИЕНТИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция оценочных воздействий заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения функция оценочных воздействий определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха является побуждением к деятельности. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    Слайд 17

    МОТИВАЦИЯ К ПОСЛЕДУЮЩЕЙ НОД ИНТЕРЕС И ЖЕЛАНИЕ ПРОДОЛЖИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Слайд 18

    В ВИДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека позиция «учитель-ученик» 1. Ребенок и взрослый – оба субъекта взаимодействия. Они равны по значимости. Позиция «Партнер-партнер» 2. Основная деятельность - учебная 2. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность и т. д. 3. Основная модель организации образовательного процесса - учебная 3. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. 4. Основная форма работы с детьми – занятие. 4. Основная форма работы с детьми – рассматривание. Наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проекта, мастерская и т.д. РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ

    Слайд 19

    В ВИДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 5. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) 6. Мотивы обучения на занятиях не связанны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого 6. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности. 7. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии. 7. Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение взрослый обязан предоставить ему возможность выбора. 8. Основная форма работы с детьми – занятие. 8. Основная форма работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по ранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, о тдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ

    Слайд 20

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

    Непосредственно образовательная деятельность (в дальнейшем НОД) - это деятельность, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей...

    "Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

    Описаны этапы организации непосредственной образовательной деятельности....

    Памятка «ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

    В пособии раскрываются основные вопросы по организации и проведению современной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в детском саду.Непосредственно образовательная деятельность...

    Конструкт непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС "Мы - художники"

    Непосредственно- образовательная деятельность "Мы- художники" разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. Вид деятельности расчитан на ...

    Доклад: «Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

    Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых ос...