Проект для средней группы "Осень"
проект (средняя группа) по теме

Ильина Ирина Виталиевна

Актуальность проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

По законам общего дома - природы:

•                    Все живые организмы имеют равное право на жизнь;

•                    В природе всё взаимосвязано;

•                    В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

В образовательном процессе старшей группы  не предусматривается глубокое знание объектов осени.  А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы  или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти, так как задействованы  все виды восприятия.

Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы, как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.

Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз  при  подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

 

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и ООД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Проблема  проекта:  Больше узнать о данном времени года. Показать что Осень - хорошее время года, которое готовит природу к зиме и приносит с собой много даров и подарков.

Цель проекта:  Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Расширение представления детей об осени, как времени года.

Задачи проекта:

•                    Систематизировать знания детей по теме «Осень»; (природные изменения, «Дары осени», и труд людей.)

•                    Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.

•                    Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации; вызвать устойчивый интерес к природе;

•                    Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.

•                    Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения;

•                    Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

•                    Развивать связную речь;

•                    Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;

•                    Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе;

•                    Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.

•                    Воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети-педагоги-родители (социум).

Сроки разработки и реализации проекта: 15сентябрь-15 октябрь 2013-14 учебный год

Ресурсы проекта:

Кадровый потенциал: заведующий, старший воспитатель, психолог, инструктор по физкультуре , 3 воспитателя из них одна  воспитатель татарского языка, медсестра, 1младший воспитатель.

Материально-техническая база: музыкально-физкультурный зал,

экологическая комната, уголки природы в группах, экологическая тропа.

  мультимедийный  проектор, 1планшет, 1 комьютер,2музыкальных центра, 1магнитофон.

 Дидактические материалы

Домино «Цветы», «Зверята», «Зоологическое домино»,  «Детское домино» (животные), дидактические  игры «С какого дерева лист», «Найди что назову», «Времена года», «С кем дружит ель», «Съедобное – несъедобное, «Животные и детёныши», «Животные домашние и дикие», «Кто где живёт», «Птицы – наши друзья»; лото «Собирайка», «В мире животных», «Овощи-фрукты», «Экологическое лото», «Птицы»; Настольные игры: «Полное лукошко», «Земля и её жители», «Экологическая столовая», «Необычные цветы»; развивающие  игры «Времена года», «Найди и угадай», «Разноцветный мир»; разрезные картинки «Собери животных»;

набор картин из серии «Домашние и дикие животные» и другие.

DVD  мультфильмы «6 комплектов сказок»,  диски с песнями о временах года  для детей. Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум природы».

Планирование проекта:

Подготовительный – диагностический этап: август

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап. Основной – практический этап: 15 сентябрь – 15октября

Организация ООД

•                    проведение тематических, комплексных занятий;

•                    в повседневной жизни;

•                    работа по самообразованию;

•                    консультации на тематических педсоветах;

•                    работа с родителями;

•                    изготовление эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;

•                    целевые прогулки, экскурсии по экологической тропе, в лес, в парк, на луга, речку и т.д.

•                    рисунков «Осень».

•                    Музыкальное развлечение  «Осенний марафон»

•                    Обсуждение итогов и анализ работы.

3 этап. Заключительный.

Ожидаемые результаты

Для детей:

•                    узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ; Выставка

•                    демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

Знают и называют:

•                    - большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

•                    - осенние месяцы, приметы и явления;

•                    - пословицы, поговорки об осени.

•                    Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

•                    В свободной деятельности широко применяют пение песен.

•                    Расширились  представления  об осени, как времени года.

•                    Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.

Для педагогов:

•                    осуществляет инновационную  деятельность;

•                    повышает свой  профессиональный уровень.

•                    Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Для родителей:

•                    Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

 

 

 

 

 

                                    Планирование деятельности

Образовательная область

Вид   деятельности

Задачи

Социально-коммуникативное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

ОБЖ

«Витамины и полезные продукты»

 

«Витамины и здоровый организм»

 

«Ягоды. Фрукты. Овощи»

 

«Здоровая пища»

 

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Ручной труд:

изготовление осенних букетов для мам и бабушек

изготовление поделок из листьев

Ручной труд «Стрекоза из природного материала»

Выставка поделок из природного материала

Сбор природного материала на прогулке (семена цветов,  листочков для поделок).

Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма, обобщить и закрепить понятия «ягоды», «овощи», «Фрукты».

 

 

 

 

помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.

Вызвать у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала.

 

 

Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

 

 

Развивать навыки общения ;интеллектуальные способности. Расширить словарный запас.

Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)

- «Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? »

- «Собираем урожай»

- «С чьей ветки детки?»

- «С какого дерева листок»

- «Четвёртый лишний» — (ягоды, овощи, фрукты).

«Найди дерево по семенам»,

 «Времена года»,

«Узнай по описанию»,

 

«Грибная полянка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Найди самый красивый листок»

 

 

 

 

 

Экскурсия в Ботанический сад школы

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Коли ясно, то и осень прекрасна»

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за туманом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за насекомыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Рябина во время листопада».        

 

 

 

 

         Наблюдение  «Грустный дождик»
      

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Наблюдение                                                                       «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»

 

 

 

Наблюдение «Что такое воздух»

 

 

 

 

 

 

Наблюдение. «Вольный вветер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Листья желтые летят»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение «Что такое оосадки?»

 

 

 

 

 

Наблюдение «Насекомые»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение  «Многообразие осенних листьев»   

 

   

 

 Наблюдение «Что нам   подарила  осень»   

 

 

 

 Наблюдение за сезонными изменениями

         

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за погодой.  Знакомство с октябрем.

 

 

Наблюдение за  работой дворника

 

 

 

 

Наблюдение «Ветер воет

 на просторе»

 

 

 

  Наблюдение за деревьями

                                                               

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

 

закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).

 

Уточнить и расширить представления детей о нашей родной земле, воспитывать чувство гордости, что люди берегут, охраняют уголки природы и ритмом речи.

Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона. Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь.                                                                                               
Уточнение знаний детей о таком природном явлении, как туман.                                            Обогащение словаря: туман, копны и стога.


Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.
- Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?
- Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.
                     Туман
       Лес – в карман, поля – в карман. Спрятал дедушка туман.
       Спрятал копны и стога. И лужайки, и луга.
       Даже солнышко в карман, спрятал дедушка туман. А. Акимцев

Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.)                                 Обогащение словаря: мухи, пчелы, шмели, муравьи, убежище, зимовать

Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

    Обогащение словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь.   

                Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
   Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы. Обогащение словаря: долгота дня, полдень, нудный, простор, монтёр

Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами. Обогащение словаря: осенний, влажный, холодный, грибной, дубовый,  кленовый, рябиновый, резной.

  Формирование представлений детей об изменениях в неживой природе осенью: обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, облака бегут быстро; сравнить, каким ветер был летом – совсем слабым, верхушки деревьев чуть качались.  Развитие наблюдательности.
 Обогащение словаря: вею, волную, немею, лелею.

                                                                                                                             

         Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
 Обогащение словаря: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т.д.
  

Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе. Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.
Формирование умения детей устанавливать связи между погодными условиями и жизнью насекомых. Развитие интереса к наблюдениям за насекомыми.
 

 

 

 

 

Обогащение словаря: зимняя спячка.
— показать детям многообразие красок золотой осени. Рас­крыть новое понятие — «листопад».

                                                                                                                                     

.         закрепить знание детей о растительн    мир  ом мире уточнить, что где растет.

  Обогащение словаря: овощи, фрукты, ягоды, грибы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;

учить выделять изменения в жизни растений и живот­ных в осеннее время;

формировать представление об осенних месяцах.                                                                 Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.

Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября.                                                                        Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, предзимье, пороша, листобой,  грязник, ветродуй, хлебник.

 

расширять знания о труде взрослых

осен     осенью

     в  воспитывать уважение к труду.                                                                                        Обо   обогащение словаря: дворник, на заре, кол. 

    Формирование интереса у детей

наблюдать за изменениями силы

 ветра . Обогащение словаря: ветер, ветерок,

ветрище.

уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как от­личить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий». Обогащение словаря: дерево, куст

 

                                                  

«Животные леса осенью». Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

 

Формировать элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы; познавательный интерес к человеку; понимание важности охраны окружающей природы; развивать умственную операцию «сравнение и доказательство»; воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.

   Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.

 

 

 

 

Расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

 

Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

 

 

 

 

 

 

 

учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

Речевое развитие

Любимые стихи. рассказы, сказки об осени.  Бианки «Сентябрь»

Пушкин «Уж небо осенью дышало»

 

 

 

 

Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе.

 бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

 Комплексные занятия Стр.55

 

Заучивание. Толстой « Осень, обсыпается наш бедный сад»

 

Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. Хрестоматия Стр.114

 

Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка»

 

Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас.

Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки.

Комплексные  занятия

Стр.110 Книга для чтенияСтр.187

Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Осенний лес», «Листопад».

продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить.

 

Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».

Пересказ сказки «Лиса и рак».

Составление сюжетного рассказа «Кошки с котятами».

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Составление рассказа по скороговорке

Пересказ рассказа  «Разве так играют?

Игра “Что такое звук,слово,предложение?”

Игра “Что вы видите вокруг?”

Игра “Скажи какой”, “Угадай на ощупь”, “Найди точное слово”,”Один много”.

 

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказки без помощи воспитателя ,подвести к составлению описательного рассказа по картине .Развивать голосовой аппарат

 

 

 

 

 

Учить дифференцировать  звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса .Закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово ,быстро и громко произносить его ,вслушиваться в его значение.  

 

 

 

 

Способствовать развитию звуко-буквенного  анализа. Способствовать развитию фонематического слуха.

 

 

Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

Г.Тукай «Осень»(отрывок)перевод А.Ахметовой

Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

 

 

 

 

 

Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

 

 

 

 

 

Составление описательного рассказа по схеме: «Осень»

 

 

Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»

 

 

 

 

 

  

 

 

 Речевые игры

- «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)

 

- «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)

  

- «Подбери признак» (осень, какая? – тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)

  - «Подбери родственные слова» (лес – лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)

  

- «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;

- «Один – много» (сорока – сорок, утка – уток)

-  «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна – ветка кленовая, лист кленовый)

  - «Узнай дерево по листу, плоду»

  

- «Съедобный — несъедобный»;

- «Соберём грибы в корзину»

- «Запомни – положи» (овощи – в миску, а фрукты – в корзинку)

  

- « Что где растёт?» (картофель – на огороде, груши  — в саду)

- «Весёлый повар» (угощение из моркови – морковное, сок из вишни – вишнёвый)

  -  «Из чего приготовлен компот?» (малиновый – из малины)

 

упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей

продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление

  Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.

 

   Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

   Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.

Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.

Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

   Цель: Учить образовывать  прилагательные от существительных.

   Цель: Учить подбирать    листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание

 

 

Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.

Цель: Образовывать прилагательные от существительных.

 

 

Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Лепка «Грибы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Картинка про лето»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Знакомство с акварелью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Космея»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепка «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Укрась платочек ромашками»

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Чебурашка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

 

 

 

 

 

 

Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Осенний лес» («Степь»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепка «Красивые птички»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Идет дождь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами»

(Коллективная работа)

Вариант. Аппликация «Осенний ковер» (Коллективная работа)

 

 

 

 

 

 

 

Рисование « Гроздь рябины»

(ТРИЗ)

 

 

 

Рисование « Художница Осень» (ТРИЗ)

 

Рисование «Рисование мятой бумагой»(осеннее дерево, ковер из листьев)ТРИЗ

 

 

 

Конструирование «Дома»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Машины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.

 

Развивать восприятие, умение замечать отличия от основ-

ной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать

некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

 

Продолжать развивать образное восприятие, образные

представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать

различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы.

Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава), и по

всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Учить оценивать свои рисунки

и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.

 

Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении

углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по

частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу

бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.

 

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий

светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д. Учить способам работы акварелью

(смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую

краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно

промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).

 

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство

цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и

листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах

работы с ними.

 

 

Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.). Учить сопоставлять форму

овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить

сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща,

пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

 

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы

и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Рисовать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить

рисовать красками

 

Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много

«золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед

тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой

краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

 

Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки).

 

Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы

круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

 

Учить детей задумывать содержание своего рисунка,

вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замы-

сел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои

рисунки и рисунки товарищей.

 

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления,

рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые

и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы

работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

 

Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать поло-

жительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки:

раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

 

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления

от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании

простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным

карандашом, сангиной).

 

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предме-

тов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для

передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

 

Закрепить умение печатать пальцем ,ставя его вертикально и плашмя. Развивать творческое воображение через использование пальчиковой живописи.

 

Закрепить прием рисования мятой бумагой. Продолжать знакомить с жанром изобразительной деятельности -пейзажем.

Учить детей быстро изображать крону деревьев, ковер из листьев ;дорисовывать ствол  широкой кистью или пальцем.

 

 

 

Уточнить представления детей о строительных деталях ,деталях конструкторов ;о способах соединения ,свойства деталей и конструкций(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания);упражнять в плоскостном моделировании ,в совместном конструировании ;развивать творчество ,самостоятельность

 

 

Формировать представления о различных машинах ,их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях ,о способах их крепления.

 

Расширить представления о различных летательных аппаратах ,их назначении(пассажирский ,военный ,спортивный ,научно исследовательский, грузовой и пр.);

Развивать пространственное мышление ,умение делать умозаключения; упражнять в создании схем будущих построек; формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.

 

•         Разучивание песен, танцев;

•         Прослушивание «осенних» мелодий;

•         Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

«Осенняя песенка» муз.Д.Львова-Компанейца

«Падают листья» сл.М.Ивенса,муз.М.Красева.

«Урожай собирай»,сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко.

«Петух»,муз.Дж.Файзи;сл М .Джалиля.

«Осенняя песень» муз.Н.Лукониной

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

 

Учить определять и высказываться о характере песни. развивать вокальные, артистические способности. Продолжать знакомство с русским фольклором.

Развивать познания детей об овощах и фруктах. Учить петь выразительно ,протягивая гласные звуки. Инсценировать песню.

Четко и выразительно петь  песни и прибаутки, пропевать встречающиеся в мелодии интервалы.

Учить детей узнавать песню по вступлению, внимательно слушать пение других детей, вовремя вступать и петь свою партию.

Согласовывать движения с характером музыки.

Развивать творческую активность, воображение, артистические способности путем придумывания детьми игровых персонажей.

Реагировать на сигнал.

 

Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»,Рассматривание и описание картины И.Шишкина «Рожь»

 

 

 

 

целевая экскурсия в парк - в осенний парк

 

 

 

продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин .Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

 

Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).

 

Физическое развитие

Подвижные игры

- «Листопад»,

- «Огородник»,

- «Пугало»,

- «Репка».

- «Медведь и пчелы»

-«Муравьи и муравейник»

- «Стрекоза и мошки»

- «Стая»

-« Мы собираемся гулять»

- «Птичка»

- «Густой туман»

- «Листопад»

-«Северный и южный ветер»

-«За грибами»

-«Собираем урожай»

-«Мәликә»

-«Колечко»

-«Маляр и краски»

-«Летели, летели»

-«Так ,да и нет..»

 

Физкультурные занятия по плану инструктора физкультуры

 

Развивать у детей умение действовать по сигналу и согласовывать движения друг с другом. Упражнять детей в ходьбе и беге.

Развивать у детей ловкость, выдержку. Упражнять в прыжках, беге.

Развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движения.

Развивать у детей внимание, быстроту, ловкость. 

 

 

 

Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге и приседании, в построении в круг, в ловле.

 

Пальчиковые игры

 

 

 

 

Хороводные игры

«Листопад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Овощи»

 

Совершенствовать  двигательные навыки, развивать общую моторику, согласовывая с  речью.

 

закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Ход игры. Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками: Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с

Листья желтые летят! желтыми листьями. Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые Действия выполняют дети красные листочки! Красными листьями. Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся. Прилетел легкий ветерок, подул .Дуют. Поднялись листья, Разбежались. Разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Кружатся. Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.

Ход игры: Развивать координацию слов с движениями, работать над темпом

 

Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение»,

 «Осень»

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Задачи:
- создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад
- воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям
- развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость
-воспитывать умение одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения 

Работа с родителями

Подготовить для родителей памятки для организации бесед по темам: «Деревья осенью», «Осенняя одежда», «Овощи. Фрукты. Труд  взрослых на полях, в садах».

Беседа «Правила безопасности в осенний период».

Беседа «Витамины для детей».

Рекомендации на совместные прогулки: - наблюдения за деревьями, погодой и погодными явлениями;

 

Установление эмоционального контакта между педагогами и родителями, детьми; улучшение детско – родительских отношений; развитие творческих способностей у детей. Выставка детских и семейных поделок из природных материалов, детские рисунки.

Помощь и участие родителей в проведении праздника.

Подведение итогов реализации проекта.

  КВН «Осень — чудная пора» 

 

 

Музыкальное развлечение  «Осенний марафон»

 

 

 

Выставка рисунков «Осень».

 

Воспитывать любовь к прекрасному, к природе.

Познание красоты окружающего мира, проявленная средствами музыкальной выразительности.

Задачи:

- закреплять знания детей о времени года – осени, о явлениях природы, которые происходят в этот период;

- развивать у детей ловкость, быстроту реакции;

- формировать умение действовать в команде.

 

 

Список использованной литературы:

•         Программа «От рождения до школы»

2.Методическая литература: «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2006г;

3.«Экологическое воспитание» С.Н.Николаева;

4.«Организация  деятельности уголка природы» П.Г. Федосеева;

5.«Знакомим дошкольников с миром природы» Е.И.Золотова;

6.«Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик;

9.«Четыре времени года» С.А. Веретенникова;

10.«Домашние животные, какие они» Т.А.Шорыгина;

11.«Деревья, какие они» Т.А.Шорыгина;

12.«В гармонии с природой» (ст. под.гр.)  Л.ФПавленко;

13.«Наблюдения и труд в природе» А.Ф. Мазурина;

14.«Дидактические игры в детском саду»  А.И.Сорокина;

15.«Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина;

16.«ОБЖ» Составитель М.А. Фисенко».

17. ТРИЗ в изодеятельности .Составитель Ветрова Т.Н.

18. «Пальчиковые игры и упражнения» Т.В. Калинина, С.В. Николаева.

19.Комплексные занятия   ….

20. «Развитие речи  детей  5-7 лет.»О.С.Ушакова.

21.  «Физкультурные занятия в детском саду»Л .И.Пензулаева.

22. «Изобразительная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет»Т.С.Комарова.

23. «Театрализованные занятия в детском саду»М.Д.Махнева.

24. «Этические беседы с детьми 4-7 лет»В.И.Петрова, Т.Д.Стульник.

25. «Конструирование из строительного материала»Л.В.Куцакова.

Литература для детей

1.«Что на клумбе растёт»  Б.Александров;

2.«Рассказы о животных»  Л.Н.Толстой;

3.«Вокруг света» А.Тихонов;

4.«Удивительные животные» А.Тихонов;

5.«Удивительные растения» И.Шустова;

6.«Про динозавров» М.Диденко;

7.«Под полом леса» А.Тихонов;

8.«Большая книга о природе» Г.Скребитский;

9.«Царство грибов» Л.В. Гарибова;

10.«Сказки о животных» А.Х.Тамбиев;

11.«Азбука звери и птицы России» И.Б.Шустова;

12.«Кто в море живёт» А.Х.Тамбиев;

13.«Азбука растения России» И.Б.Шустова;

14.«О кошках и собаках» - потешки, стихи, рассказы;

15.«Животные русского леса»- потешки, загадки, сказки;

16.«Друзья»  Е.Чарушин;  «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снегерёв;

17.«В зоопарк» Е.Михалкова;

18.«Как мы встречаем весну» г. Кузнецовой;

19.«Кто живёт в лесу» С.Михайлов  и другие.

Литература для родителей

1.«Анкеты и тесты для родителей»;

2.«Родительские собрания в детском саду» С.В.Чирикова;

3.«Родительское собрание в детском саду» Т.Н.Зенина;

4.«Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ» Зенина Т.Н;

DVD  мультфильм «Времена года» для детей и родителей;

5.«Педагогические знания родителям» Л.Ф. Островская  и другие.

Знания, полученные детьми во время Организованной  образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.      

        С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

    Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут.  Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

         Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» 

    Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.   

     Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).

   Скоро белые метели снег поднимут от земли.

 Улетают, улетели,  улетели журавли.                               

 Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

Аист крыльями полощет - улетает, улетел!                

Лист качается узорный в  синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной в  огороде по гряде.      

 Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,  улетели и грачи.  

     Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же», «Мы- осенние листочки».                                                                                                                                                         Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад. 

    Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -
Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»

 По таинственным законам, непонятным до сих пор,
 Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
 Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
 А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
         

     В ходе работы по проекту «Золотая осень!» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

    В ходе работы дети постоянно задавали вопросы.     К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

     Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

    По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.

Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней  группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....