Индивидуальный план повышения профессионального уровня
материал по теме

Валиахметова Алсу Раисовна

Индивидуальный план повышения профессионального уровня представлен для оценки эксперта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_attestatsiya_alsu.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

на межаттестационный период Валиахметовой Алсу Раисовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик» города Набережные Челны Республики Татарстан

на 2013 - 2018 годы.

Методическая тема: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через экспериментальную деятельность».

Актуальность.

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности,  столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами,  испытывала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей раннего  возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Образовательные

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
  • психолого-педагогическое;
  • охрана здоровья;
  • эстетическое (гуманитарное).

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в деятельности дошкольной организации и районного методических объединений воспитателей МО.

Ожидаемый результат самообразования:

•для педагога:
1.повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
2.удовлетворенность работой;
3.систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.

•для детей:

1. повышение уровня развития любознательности; элементарных исследовательских умений и навыков детей раннего возраста (анализировать объекты или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, делать элементарные умозаключения и выводы);

2.совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;

3.формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);

4. приобретение опыта творческого воплощения замыслов;

5.совершенствование ручной моторики;

6.умение работать в группе активно, сообща.


•для родителей:
1.осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
2.бережное отношение к продуктам детского творчества;
3.партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
4.организация  детского творчества;
5.оборудование мини - уголка для детского творчества;
6.повышение  уровня  педагогических знаний.


План

  1. Изучение информационных источников по теме самообразования

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-формирование умения анализировать научно-методическую литературу, апробировать полученные знания на практике,

-овладение технологией исследовательской деятельности

Перечень нормативных документов 

  •    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13, утвержденный Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26;
  • ФГОС дошкольного образования

Подбор и изучение научно - методической литературы:

  • Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  • Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  • Иванова А. И. « Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  • Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.// Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Игры, развивающие познавательную активность // Дошкольное воспитание, 2010,

№ 6

  • Карпичева Е. Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника // Дошкольное воспитание, 2012, № 4
  • Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006, № 8
  • Мартынов Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» - Москва, 2013г
  • Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  • Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  • Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ //Дошкольное воспитание, 2011, № 9
  • Технология создания эмоционально комфортной развивающей среды в условиях опытно-экспериментальной работы // Дошкольная педагогика, 2009, № 9
  • Учение с увлечением // Дошкольное воспитание, 2012, № 1
  • Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание. 2007, № 6

Изучение материалов, используя интернет – ресурсы: nsportal,  maam.ru, дошколенок.ру, магистр, рассударики, калейдоскоп.

Посещение библиотеки с целью выявления материала по данной теме.

-картотека информационных источников с аннотацией

  1. Участие в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-совершенствование педагогического мастерства,

-овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса,

-проявление творческого потенциала педагога

-составление перспективного плана,

-разработка конспектов НОД,

-составление картотек (игр, ситуаций,  опытов, наблюдений),

-подбор наглядного материала,

-изготовление игр,

-разработка проекта,

-подбор материала для работы с семьей (консультации, родительские собрания, памятки, рекомендации)

-выставка детских работ 2013-2015 гг.;

-выставка литературы, игры, пособий познавательно-практической деятельности для родителей – 2014-2015гг.;

-перспективное планирование занятий, игровых упражнений с элементами экспериментирования и наблюдений – 2013-2015 гг.;

-конспекты НОД: «Волшебница-вода» - 2013г., «Песочные человечки» -  2013 г., «Путешествие с Капитошкой» - 2014 г., «Погодные явления» - 2014 г., «Этот загадочный мир воды» - 2015 г.,  «Снеговик в гостях у детей» - 2015 г.,  «Расскажем Хрюше о воде» - 2015 г.;

-развлечение «Как мы с Карлосоном шалили» - 2015 г.;

-картотека игр, ситуаций, опытов, наблюдений;

-игры: «Умный домик», «Разрезные картинки», «Угадай и назови», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек» - 2013-2015 гг.

-детско-родительский проект «Песочные сказочки – мокрые загадочки» - 2014-2015 гг.

  1. Практическая часть

Задачи деятельности

Содержание работы по профессиональному образованию

Формы представления отчета

-пропаганда профессиональных достижений,

-повышение профессиональной активности

-подготовка выступлений,

-создание компьютерных презентаций,

-обобщение материалов опыта,

-показ открытых мероприятий,

-создание компьютерных презентаций для воспитателей,

-консультации для воспитателей,

-консультации, рекомендации, родительские собрания для родителей.

-участие в конкурсах: Творческий конкурс «Веселые эксперименты» - 2015г., «Конкурс прикладного творчества 8 марта» - 2015 г., творческий конкурс «Зимушка зима» - 2015 г., творческий конкурс «Рассударики» -2016, конкурс творческих семейных проектов «Семейный очаг» - 2016 г., городской конкурс творческих работ «Сохраним голубую планету» - 2016 г., региональный конкурс «Дети о Великой Победе» - 2016 г, республиканский конкурс «Родной край» - 2016 г., международный конкурс знатоков природы «Дети Ра. Осень 2016» - 2016 г.

-открытые показы деятельности с детьми: «Магазин игрушек» - 2014 г.,

«Домашние животные и их детеныши» - 2015 г., «Путешествие в сказку» - 2015 г., «Путешествие в лес» - 2016 г.

-публикация конспекта занятия «Мишка в гостях у малышей» на сайте для воспитателей детских садов «Дошколенок .ру»., публикация «Расскажем Хрюше о воде» в сборнике «Экологическое воспитание в ДОУ» - 2016 г.

-выступление на педсовете: консультация-практикум «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста» - 2014 г., «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности» -2015 г., «Игровые технологии ТРИЗ и РТВ в реализации тематической недели «Собираем урожай на грядке» - 2015 г., выступление на методическом объединении воспитателей на тему «Использование  ТРИЗ-РТВ технологии в игровой деятельности с детьми раннего возраста» - 2016 г.

-консультации для воспитателей: 

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»,

«Экспериментирование  в различных видах

детской деятельности» - 2013-2015 гг.

-презентация для воспитателей «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками».

 -консультации для родителей: «Как развивать творческие способности дошкольников»,   «Организация детского экспериментирования  в домашних условиях» -2013- 2015 гг.

-родительские собрания:  «Вопросы воспитания – растим любознательных»  - 2014 г., «Хорошо быть почемучкой» - 2015 г.

-рекомендации для родителей: «Организация экспериментальной деятельности детей» - 2013-2015 гг.

  1. Заключительный этап

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. 
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям.
- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

В результате организации детского экспериментирования,  пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом,  пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Разработать план по внедрению метода проектов в воспитательно-образовательный процесс с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...