Описание системы работы по теме "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
материал на тему

Нефедова Наталия Владимировна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_nefedovoy_n.v.doc35.98 КБ

Предварительный просмотр:


 Опыт работы

воспитателя Нефедовой Наталии Владимировны

«Нетрадиционные техники
рисования в детском  саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2015 г

     Я, Нефедова  Наталия  Владимировна, работаю в должности воспитателя в МКДОУ  «Детский сад №4 «Красная шапочка».  Несмотря  на небольшой опыт,  стараюсь соответствовать современным требованиям к педагогам.                  Тема моего самообразования -  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их  роль в развитии детей дошкольного возраста».                                                                                Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.                                     Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с  индивидуальными возможностями,  детей.                                       В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От Рождения до школы» в соответствии с ФГОС, содержание образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»  направлено на достижение целей формирования интереса к  эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение  потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:                                                                                                                                                   -развитие продуктивной деятельности;                                                                       - развитие детского творчества;                                                                                    - приобщению к изобразительному искусству.                                                        Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

 ∙        Способствует снятию детских страхов;                                                              ∙        Развивает уверенность в своих силах;                                                                                    ∙        Развивает пространственное мышление;                                                                       ∙        Учит детей свободно выражать свой замысел;                                                                 ∙    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;                                                               ∙    Учит детей работать с разнообразным материалом;                                                                          ∙     Развивает чувство композиции, ритма, колорита;                                                 ∙     Развивает мелкую моторику рук;                                                                                              ∙    Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.                      ∙    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

     Проанализировав рисунки дошкольников,  я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
 Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» Комарова Т.C. «Детское художественное творчество» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:                              
∙        Сформировать у детей технические навыки рисования.                                        ∙        Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.                                                                                                                         ∙        Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.                        ∙        Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.     Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
    Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
   Особенно это заметно в младшей  группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.                        Первую технику которую мы освоили –это рисование пальчиками и ладошкой. Рисование пальчиками –это самый простой способ получения изображения. Ребёнку легче контролировать движения собственного     пальчика, чем карандаша  или кисти.                                                                                                   В дальнейшем я буду знакомить детей с более сложными техниками рисования,
 планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования.
        Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
                               

   Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:  «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

                                                                                                                                 ∙        игра, которая является основным видом деятельности детей;                                              ∙        сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;                                                       ∙        просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;                                                                                  ∙        музыкальное сопровождение. И т.д.

   Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

∙        рисование пальчиками;                                                                                                            ∙        оттиск печатками из картофеля;                                                                                         ∙        рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:                                                                                                           ∙        тычок жесткой полусухой кистью.                                                                                  ∙        печать поролоном;                                                                                                            ∙        печать пробками;                                                                                                                                     ∙        восковые мелки + акварель;                                                                                                  ∙        свеча + акварель;                                                                                                                   ∙        отпечатки листьев;                                                                                                               ∙        рисунки из ладошки;                                                                                                         ∙        рисование ватными палочками;                                                                                                     ∙        волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:                                                                                                         ∙        рисование песком;                                                                                                                 ∙        рисование мыльными пузырями;                                                                                     ∙        рисование мятой бумагой;                                                                                                    ∙        кляксография с трубочкой;                                                                                                   ∙        монотипия пейзажная;                                                                                                        ∙        печать по трафарету;                                                                                                              ∙        монотипия предметная;                                                                                                                    ∙        кляксография обычная;                                                                                                            ∙        пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра.  Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
 

  В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
   Как говорил В.А. Сухомлинский:
 «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

Презентация опыта работы Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининград Токарева Ольга Николаевна Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техникСпособствует снятию детских страхов;Развивает уверенность в своих силах;Развивает пространственное мышление;Учит детей свободно выражать свой з...