Главные вкладки

    Отчет по реализации программы дополнительной образовательной услуги "Литературная гостиная"
    рабочая программа по художественной литературе (средняя группа) по теме

    Коровина Ольга Викторовна

    В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной услуги для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_kruzhkovoy_rabote_korovina_o.v.docx29.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     детский сад компенсирующего вида № 46

    «Кот в сапогах»

    Отчет по реализации программы  

    дополнительной образовательной услуги

    РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    "Литературная гостиная"

    за 2014 – 2015 учебный год

    Руководитель: воспитатель

    высшей квалификационной      

    категории  Коровиной О.В.

    Нижневартовск, 2014-2015 год

         В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной услуги для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная».

    Книга - не только источник знаний, но и средство художественного воспитания, которое формирует личность, оставляет в душе глубокий след, признательность за то, что мы, взрослые,  ввели ребенка в мир прекрасного.

    Поэтому совершенно очевидна польза книг, которая позволяет вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

       В ФГОС ДО указывается, что реализация программы образования предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. То есть, идеал,  к которому стремится общество, это обучающиеся, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, открытые для общения с  взрослыми и друг с другом, подготовленные к жизни и учебе в следующей  «социальной ситуации развития» -  школе.

          Программа дополнительного образования реализуется на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Основным направлением работы детского сада является организация единого  коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

          Программа  по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста «Литературная гостиная»  разработана на основе, методического  пособия Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий», направлена на развитие правильной речи, воспитание культуры речи и любви к родному языку, формирование духовного мировоззрения и всестороннего развития личности каждого ребенка. Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 46 в групповой комнате с детьми среднего дошкольного возраста (5-го года жизни) группы компенсирующей направленности  № 2

         Итоги реализации программы на конец года (36 неделя):

    • итоговое занятие
    • отчет воспитателя – руководителя кружка.

    Кружок посещает 8 детей среднего дошкольного возраста.

     

    Цель учебной программы:

    Формирование познавательно-речевых  навыков у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к художественной  литературе.

    Задачи программы:

    1. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с     произведениями художественной литературы.

    2. Развитие речи и памяти детей через разные формы работы над литературными произведениями.

    3. Воспитание положительного эмоционального отношения к чтению художественной литературы.

    Особенности организации дополнительной образовательной услуги

       Программа рассчитана на 1 год обучения детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводились вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут.

        Программой дополнительной образовательной услуги определена последовательность решения комплекса задач, соответствующих лексическим темам, разработанных в «Адаптированной образовательной программе МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Опираясь на данный тематический принцип построения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование Программы дополнительной образовательной услуги выстроено по следующим разделам:

    1 раздел: "Устное народное творчество".

    Сказки, загадки, потешки, колыбельные - народные произведения, клад нашей языковой культуры, самые близкие и понятные каждому ребенку с рождения.

       2 раздел: "Страна детства".

    В этом разделе дошкольники знакомятся с произведениями детских писателей о детях , их жизни и окружающем социуме. Ребята получают возможность взглянуть на себя со стороны, без нравоучений и наставлений дети понимают "хорошо и плохо".

       3 раздел: "О братьях наших меньших".

    Раздел знакомит детей с произведениями писателей-натуралистов о жизни и повадках животных. Эти произведения пробуждают любознательность и наблюдательность детей, интерес к живой природе.

       4 раздел: "Люблю природу русскую".

    Дети закрепляют знания о временах года и учатся видеть и понимать красоту русской природы.

             В самом начале учебного года мы столкнулись с проблемой, что большинство детей нашей группы совершенно не умеют слушать чтение. Дети были неусидчивы и не воспринимали содержание произведений на слух. Процесс чтения способствовал духовному общению взрослых и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение помогло укрепить любовь, внесло в жизнь ребёнка дивные впечатления и ни с чем несравнимую радость. В будущем чтение может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.

         При создании Программы учитывались индивидуальные особенности детей, поэтому использовались разные формы работы над произведениями, для лучшего восприятия чтение сопровождалось образной демонстрацией (иллюстрированием, показом, инсценировкой и т.д.). Постоянное чтение дошкольникам детских книг стало устойчивой потребностью. Дети отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играли иллюстрации, дети стали подолгу рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. К концу учебного года любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Круг произведений литературного чтения у детей нашей группы значительно расширился, благодаря работе кружка " Литературная гостиная".

      К концу учебного года отмечено повышение уровня речевого развития и развитие памяти детей. Дети быстрее запоминают стихи и песни, отмечается длительность удержания их в памяти детей. Замечено, что дети используют в речи фразы, слова из прочитанных произведений. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Благодаря, положительному эмоциональному отношению к чтению художественной литературы, дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты, свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.  

          Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производилась в рамках педагогической диагностики, которая проводилась в ходе наблюдений за активностью обучающихся в кружковой деятельности. Диагностика уровня развития проводилась два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. (Приложение 1)

           Достигнуты и ожидаемые результаты:

    • Повысился уровень коммуникативных навыков на 10%;
    • Повысился уровень восприятия и усвоения содержания литературных произведений на 15%;
    • Повысился уровень удовлетворенности родителей на 10%.

    Работа с родителями в ходе реализации

    Программы дополнительной образовательной услуги "Литературная гостиная"

       ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители участвовали в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители были активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

       Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к литературе стало основой для дальнейшего формирования интереса и любви к книгам.

    В результате сотрудничества с родителями

    • несколько детей стали посещать детскую библиотеку и клуб "Карапуз";
    •  три ребенка посещают курс "Сказкотерапия";
    • театральный уголок пополнился новыми персонажами, выполненными руками родителей;
    • проведена акция "Книжкина больница";
    • организованы выставки "Литературная новинка", "Книга-раритет";
    • консультация "Книга и детство";
    • фотовыставка "Читающая семья".

    В результате работы кружка:

    Дети узнали:

    •детских писателей и их произведения

    • правила обращения с книгой

    • литературные жанры (сказка, стихотворение, рассказ, быль).

    Дети научились:

    • читать стихи наизусть
    • рассказывать сказки
    • участвовать в инсценировке произведений
    • ориентироваться в книге

     

    Приложение 1

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Диагностика по методике Н.Ф. Комаровой, О.А. Сафоновой.

    Диагностика по методике Н.Е. Вераксы.

    Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития обучающихся. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики

       Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью обучающихся в кружковой деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося в ходе:

    коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

    игровой деятельности;

    познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

    художественной деятельности.

    Основная задача диагностики заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации программы.

    Диагностика детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

    1. Карты наблюдений уровня развития сформированности интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей среднего возраста

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Понимает содержания произведения и сопереживает его героям

    Участвует в играх и инсценировках по литературным сказок

    Интерес к слушанию чтения худ. лит.

    Знает и называет произведения  предложенного жанра

    Проявление интереса к книжным иллюстрациям

    Количество баллов

    Уровни

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    1

    Аня В.

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    5

    10

    н

    с

    2

    Лев З.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    5

    н

    н

    3

    Эмиль К.

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    5

    9

    н

    с

    4

    Ваня К.

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    9

    10

    с

    с

    5

    Саша П.

    2

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    7

    10

    н

    с

    6

    Максим С.

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    5

    7

    н

    н

    7

    Ахмед Х.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    5

    н

    н

    8

    Егор Ч.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    5

    н

    н

    9

    Софья М.

    2

    -

    2

    -

    2

    -

    2

    -

    2

    -

    10

    -

    с

    -

    10

    Никита Ш.

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    6

    6

    н

    н

    Высокий уровень  развития - от 13  до  15 баллов

    Средний уровень  развития - от 9  до 12 баллов

    Низкий уровень развития-     ниже 8 баллов

     2. Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

    Высокий уровень  (от 13  до  15 баллов) – адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний, стремится радовать других, быть полезным. Ребенок с интересом слушает литературное произведение; правильно отвечает на вопросы по содержанию;  адекватно реагирует на события, описанные в тексте; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей  и мотивирует её. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; объясняет мотивы поступков героев. Охотно участвует в драматизациях небольших по объему  литературных произведений. Адекватно, ярко,  реагирует на мир природы, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, рассказывает о своих эмоциональных переживаниях, творчески используя речевые и неречевые средства выразительности.

    Средний уровень  (от 9  до 12 баллов) – реагирует на эмоциональное состояние других людей, но недостаточно точно различает эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении. Ребенок охотно откликается на предложение слушать чтение, но отвлекается при слушании. Эмоционально реагирует на события, описанные в тексте; но может проявлять неадекватные ситуации переживания (например, смеется, когда персонаж попадает в трудную ситуацию); затрудняется дать эмоциональную и моральную оценку персонажам; испытывает затруднения при воспроизведении литературных текстов. С  помощью взрослого  участвует в драматизациях небольших сказок, стихотворений. Мир природы,  музыкальные, изобразительные произведения вызывают некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.

    Низкий уровень (ниже 8 баллов) - не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны  в данный момент для самого ребенка. Интерес к слушанию чтения книг выражен слабо. Эмоционально не откликается на содержание текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать им эмоциональную оценку. Отказывается от участия в драматизациях знакомых произведений. Явно не откликается на образы природы, музыкальные и изобразительные произведения; «не оречевляет» свои переживания.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

    В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

    План действия педагога Халюковой Ии Юрьевны по реализации программы развития образовательного учреждения

    План действия педагога отражает мероприятия, направленные на реализацию программы развития образовательного учреждения....

    Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

    В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

    «Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

    АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

    Отчет по реализации программы "Исследовательская деятельность дошкольников как условие развития познавательной инициативы"

    Промежуточный отчеторганизаций, осуществляющих образовательную деятельность, иных, действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, п...