Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность (Выступление из опыта работы)
консультация (старшая группа) на тему

Клышникова Тамара Николаевна

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимые ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_34_klyshnikova_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34 «Игрушка»

города Губкина Белгородской области

Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность

 (Выступление из опыта работы)

Подготовила:

 воспитатель

Клышникова Т. Н.

Губкин, 2015

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно - срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений о времени играет важную роль в их жизни. Заметила, что интерес к времени отношениям у детей возникает очень рано. Ребенок может долго играть с игрушками, передающими вид и механизм работы часов, но особое внимание привлекают настоящие часы, которые будут исследовать до последней пружинки. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекает во времени. Считаю, что временные характеристики развертывания реальных явлений их длительность, порядок следования друг за другом. Скорость протекания нужно показывать и объяснять дошкольникам. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимые ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Работу по формированию временных представлений начали с средней группы. Сначала выявили знания детей о времени. Пользуясь программой и различными методическими рекомендациями, включала разные формы работы наблюдения, беседы, занятия, игры, чтения и заучивания художественных произведений, дидактические упражнения, фольклор. Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятия детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят "Если время есть, покажи мне его".

Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерить и определить длительность, ритмичность их действий. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему в режимных эталонах. Знакомство детей с единицами измерения времени должно происходить в строгой системе и последовательности. Нужно начинать в повседневном домашнем обиходе и в детском саду. У детей рано складываются определенные представления промежутков времени таких как утро, день, вечер, ночь. Уточнять знания детей о частях суток уже в младшей группе. Они различают отдельные части суток, а в средней группе уже последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день). Детям предлагала ответить на вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад?», «Когда вы в детском саду спите?», «Когда тебя забирают?», «Когда ты спишь дома?». Так же использовали набор четырех картинок, где были изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли поочередно и задавали вопрос: «Когда это бывает?».

По содержанию деятельности, изображенной на картинке, дети должны были определить и назвать время. Малыши называли в основном день и ночь. В среднем возрасте уже доступно усвоение в целом последовательность и текучести частей суток. Рассматривая картинки и отвечая на вопросы: «Когда это бывает?», дети называли части суток. В старшем возрасте дети отвечают самостоятельно о частях суток, в определенном порядке. Их внимание сосредоточила на объектах показателях символизирующих время (положения солнца, цвет неба...). Для закрепления понятия о сутках и последовательности частей суток проводили беседу: «Вспомните, что знаете о сутках? Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вчера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с утра?». У детей складывается элементарность понятия о текучести и непрерывности времени, понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке.

В старших группах рекомендуется научить детей последовательно называть дни недели. Определять какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра? Сколько дней в недели? Выходные дни? Рабочие дни. Наши дети называют все дни недели в их последовательности. Дети знают, в какие дни недели проводятся занятия, что способствует формированию их психологической готовности к занятиям.

Для выяснения того, в какой мере дети знают названия месяцев, их последовательности задаем вопросы «Какой сейчас месяц? Какой был до него? Какой будет после него? Сколько всего месяцев в году? С какого месяца начинается и заканчивается год?». Знакомство детей с календарем происходили в старшей группе, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Дети сами отвечают день, месяц, число в календаре природы, какой был праздник в этом месяце. Играли в игры

«Двенадцать месяцев», «Части суток». Подвижные игры «День и ночь», «Братья месяцы», «Времена года», «Кто и как считает время». Рассматривали картинки с изображением деятельности человека в разное время суток (к частям суток).

В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц, сколько в нем было недель. Все это сравнивалось с предыдущим месяцем.

С детьми старшей и подготовительной группой мы начинали развивать чувство времени с интервалами в один, три, пять и десять минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Использовали для этого секундомер, песочные часы. Учили детей выполнять работу в указанный срок, измерять время и оценивали длительность, регулировать темы ее выполнения. Определяли выполнения задания по песочным часам, сделать что-то за одну минуту. Предварительно планировали объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Оценивали длительность временных отрезков в жизни (быт, занятия, игры). Выявляли представления детей об одной минуте «Минута - это секунда». Выкладывали из палочек какие-либо узоры в течение одной минуты, следя за песочными часами. Убирали все палочки по одной в коробку в течение минуты, разрезали бумагу на полоски, а потом сосчитывали, кто сколько полосок успел нарезать. Такие занятия помогали детям наглядно увидеть на песочных часах и пережить, почувствовать длительность одной минуты. Они убеждались в том, что можно успеть сделать за одну минуту, измерить время. Песочные часы наиболее удобные для измерения детьми времени, так как они дают возможность наблюдать текучесть минуты. Определили время на часах и ознакомились со строение часов. Рассматривали величину двух стрелок, определяли, что они показывают. Дети знают, в котором часу они начали занятие, выясняли, что занятие закончится через полчаса. Сколько тогда будет времени на часах? (30 минут). Намечали, что умеют сделать за этот срок, им очень нравится следить за тем, чтобы занятия окончились точно чрез 30 минут. Давали дельные задания 5,10,15 минут, дети сами определяли длительность выполнения того или иного задания.

Использовали время не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, уточняли знания о распорядке жизни в детском саду. Дети передвигали на часах стрелки, рассказывали, что они в это время делают (идут на гимнастику, садятся на занятия). Приучая детей к точности во времени, необходимо соблюдать намеченные сроки, все отступления от намечено времени воспринимаются особенно остро. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и регулировать свою деятельность во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Сообщение из опыта работы на тему: «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ».

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного п...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Формирование гендерных представлений у дошкольников в процессе развития связной речи.

Задача формирования гендерных представлений не является главной в работе учителя-логопеда. Однако, работая в тесном взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, учитель-логопед, на ...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций...