Тема «Методическая работа по проблеме интегрированного подхода к формированию временных представлений у дошкольников»
консультация по математике


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации     

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования     

«Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского»     

Институт педагогики     

Кафедра теории и методики дошкольного, начального и специального образования     

    

    

    

    

   

   

   

Контрольная работа

по дисциплине «Методическая работа в дошкольной организации образования»

Тема «Методическая работа по проблеме интегрированного подхода к формированию временных представлений у дошкольников»

Выполнила:

Печёнкина Ольга Александровна

студентка 5 курса, группы Бз-ПДО-51,

направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Педагогика и методика дошкольного образования»

Заочная форма обучения

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Гущина Наталия Александровна

   

   

 

 

 

Калуга 2022г   

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования временных представлений у дошкольников………………………………………………….5

Глава II. Методические основы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода………..10

Заключение………………………………………………………………………14

Библиографический список……………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи; чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени; менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель исследования – разработка теоретически обоснованного и экспериментально апробированного методического сопровождения формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода.

Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: интегрированный подход как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятию «время» с точки зрения разных наук
  2. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования временных представлений у дошкольников на основе интегрированного подхода.
  1. Разработать систему заданий и упражнений, учитывающие условия формирования временных представлений у детей дошкольного возраста; оформить разработанный методический инструментарий в виде тематического сборника «Задания для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста». 
  2. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольников; проверить эффективность разработанного содержания, определенных этапов, методического инструментария, оформленного в виде сборника заданий, в экспериментальном обучении.
  3. Гипотеза исследования: формирование у детей дошкольного возраста временных представлений будет проходить более эффективно, если будет организован на основе интегрированного подхода.

В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы; анализ пособий для дошкольного образования с точки зрения проблемы исследования;

Эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом обучения; педагогический эксперимент, тестирование;

Практическая значимость данной работы состоит в том, что в результате исследования разработаны конкретные методические рекомендации, которые могут быть внедрены в дошкольную практику для улучшения качества образования посредством повышения уровня сформированности временных представлений дошкольников. Результаты исследования могут быть также использованы для совершенствования образовательной деятельности в ДОО путем включения в нее заданий, разработанных и оформленных нами в виде сборника.

Глава I. Психолого-педагогические основы формирования временных представлений у дошкольников

Время – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличиев мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия «время» входят аспекты, отображаемые более специальными понятиями: одновременности, временной последовательности, длительности, а также идея направленности, включающая в себя представление о прошлом, настоящем и будущем [Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников, с. 78].

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Так, Я.А. Коменский в «Великой дидактике» указывал, что к шести годам у ребенка должно быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти «первые шаги хронологии» [Коменский, Я.А. Великая дидактика, с. 274].

Под руководством А.М. Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности. Содержание временных понятий, разработанных А.М. Леушиной широко представлено в образовательных программах. Это явилось существенным отличием от зарубежных образовательных программ [Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста].

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста имеет очень большое значение для их дальнейшего развития, так как время играет большую роль в жизни человека .

Основными задачами по выработке временных представлений являются [Таранова, Л. «Время и часы» серия «Первые уроки», с. 7]:

  • формирование первичной практической ориентировки во времени;
  • формирование чувства времени;
  • ознакомление с отдельными «временными» эталонами;
  • формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).

Среди современных людей часто встречается такая проблема, как неспособность правильно оценить и рассчитать время, нужное для выполнения какого – либо действия. Чтобы избежать этого, необходимо уже в детском саду развивать у детей «чувство времени». Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени [Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, с. 78] :

  • планировать деятельность в соответствии со временем;
  • менять темп (быстро – медленно) и ритм (часто – редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
  • правильно обозначать в речи временные понятия;
  • определять время по часам;
  • измерять временные промежутки.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. Это необходимо ребёнку в повседневной жизни и при обучении в школе. Дети должны уметь последовательно рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в трудовой, спортивной и любой продуктивной деятельности. Для этого надо уметь воспроизводить временную последовательность или устанавливать её заново. Самостоятельно этому научиться дети не могут, поэтому нужны специально разработанные приёмы и методы обучения [Болотова, А. Формирование восприятия времени, с. 34] .

Факторами, на основе которых формируется «чувство времени» являются [Веракса, Н. Формирование единых временно-пространственных представлений, с. 75]:

  • знание временных эталонов – обобщенное представление о них (для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени и научится пользоваться часами);
  • переживание – чувствование детьми длительности временных отрезков (это даёт возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что можно успеть сделать за тот или иной его отрезок; в дальнейшем это послужит основой формирования у дошкольников способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на неё времени);
  • развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе «чувства времени».

                В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь, складываются медленно. Следовательно, воспитатель должен уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток [Колесник, Е.А. Понятие о времени и его измерении у детей старшего дошкольного возраста].

            Затем необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом. Знакомить с чередованием суток и значением слов «вчера», «сегодня», «завтра».

           Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Для конкретизации временных отношений, объективность которых дети долго не могут понять, они используют любые факты, которые в их опыте оказались связанными с определёнными показателями времени. Например: «Папа, почему ты пришёл? Разве уже вечер?». Дети 3-5 лет устанавливают связи между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени: «Утро – когда встаём, вечер – когда из сада домой забирают»  [Щербакова, Е.И. Формирование временных представлений, с. 45].

Время воспринимается ребёнком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти признаки нестабильны, зависят от времени года, от географического положения. При определении частей суток имеет значение индивидуальный опыт ребёнка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть значимы не для всех детей. Поэтому индивидуальные особенности быта должны учитываться при обучении детей различению частей суток. Конкретным определителем времени для детей является собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, целесообразно называть соответствующее время. Какие же виды деятельности как показатели разных частей суток следует использовать? В режиме дня ребёнка есть постоянные виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон. Есть такие виды, которые повторяются в течение дня несколько раз, в разные части суток: игра, одевание и раздевание, умывание, прогулка. Постоянные виды деятельности могут быть использованы в качестве показателя времени частей суток [Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени, с. 26].

В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок. Разные по значению временные понятия часто совмещены. Например, дети не чувствуют разницы в словах «рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ночной тьмы к дневному свету. Значение слов «полночь» и «полдень» не воспринимают как обозначение моментов равного деления дня и ночи. Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что день – это часть суток.

Работа по формированию у дошкольников умения ориентироваться во времени проводится на ряде занятий в каждой возрастной группе и занимает она, как правило, сравнительно небольшую часть занятия. Материал дается с постепенным усложнением. Усложняются не только задачи, но и методы и приемы обучения.

В программе воспитания и обучения в детском саду, материал по ориентировке во времени выделен со второй младшей группы. Малыши учатся различать и называть части суток сначала в контрасте (день – ночь, утро – вечер).

Воспитатель рассматривает с ними сюжетные картинки с изображением действий детей, природных явлений в то или иное время суток, проводит дидактические игры с использованием иллюстративного материала и без него, беседует, читает рассказы, сказки. Воспитатель постепенно добивается того, чтобы дети различали характерные признаки частей суток, называли их.

В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только названия и характерные признаки частей суток, но и их последовательность. Ребята учатся различать и называть понятия: «вчера», «сегодня», «завтра», на конкретных примерах знакомятся с понятиями «быстро – медленно».

В средней группе для лучшего запоминания последовательности частей суток уже можно использовать элементы символической наглядности. Так, части суток изображаются кружками разного цвета.

В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять, какой день был вчера, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Кроме того, дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, лето, весну, осень, отмечая природные явления, труд людей в природе, а также игры и развлечения детей в разное время года.

В старшей и в подготовительной группах проводится также работа по формированию у детей представлений о временах года. При формировании знаний о временах года на занятиях широко используются картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы. В литературе можно найти немало описаний характерных признаков времен года. Хорошо, если воспитатель составит сборник загадок, стихотворений, пословиц о временах года и по необходимости будет пользоваться им.

В подготовительной к школе группе детей учат укладываться на занятии в отведенное время. Для этого используются самые разные приемы. Если на занятии используются песочные часы, дети наглядно убеждаются в текучести времени, длительности его небольших отрезков. Есть такая часть восприятия времени как «чувство времени». Его тоже необходимо развивать у детей дошкольников возраста, так как современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным и точным [Петерсон, Л.Г., Кочемасов, Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников, с. 90] .

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Вопрос интегрированной деятельности детей дошкольного возраста – сложный многоаспектный феномен, который на данный момент изучался во многих направлениях.

Различные стороны вопроса интеграции наук как базы для разработки интегрированного подхода к содержанию образования изложены в научных трудах современных ученых:

  • направления и уровни (Н.П. Депенчук, В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул),
  • формы (О.М. Сичивица, П.В. Конников),

процессы (С.Т. Мелихин, Б.М. Кедров) [Черданцева, А.П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект, с. 90]

Так как интегрированное воспитание и обучение в настоящее время является инновационным, являются значимыми общетеоретические подходы к организации инновационной деятельности в образовательных организациях (И.М. Курдюмова, В.В. Загвязинский, Б.П. Мартиросян, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Г.П. Новикова, A.A. Скамницкий, Г.П. Скамницкая, О.Г. Хомерики, Д.А. Торопов и др.).

Разработанные общетеоретические аспекты педагогической интеграции предлагают научные представления об ее направлениях, формах, уровнях, способах и др.

Существенными являются теоретические основы образования детей дошкольного возраста, разработанные Флериной Е.А., выделившей различные виды и типы занятий, Усовой А.П., доказавшей важность обязательной программы для дошкольной организации и занятий как формы учебной организации, исследования в области дошкольной педагогики Леушиной A.M. и ее последователей. (Р.Л. Березина, Н.Г. Белоус, В.В. Данилова, З.А. Грачева, Н.М. Зубарева, Л.И. Ермолаева, Р.Л. Непомнящая, Т.А. Мусейибова, П.Г. Саморукова, Р.П. Чуднова, Е.А. Тарханова и др.).

Интегрированным занятиям присуща смешанная структура, она дает возможность маневрировать при организации программного содержания, излагать различными способами отдельные его части [Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ, с. 24].

1. Вводная часть. На этом этапе создается проблемная ситуация.

2. Основная часть. Воспитанникам даются новые умения, знания, навыки, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных программных разделов с опорой на наглядность..

3. Заключительная часть. Педагог предлагает детям различную практическую деятельность (рисование, дидактическую игру и др.) с целью закрепление новых знаний или актуализации ранее полученной информации.

Целью формирующего этапа исследования является разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию временных представлений на основе интеграции предметных областей у детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция математического развития, в том числе и формирования временных представлений, может осуществляться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье и безопасность, экологическое, экологическое и художественно-эстетическое развитие.

В физкультурные занятия мы включали подвижные игры со словами-названиями частей суток, дней недели, месяцев, сезонов, которые служили сигналами для выполнения определенных движений или действий. В ходе таких подвижных игр у детей закреплялись временные представления; развивались двигательные навыки, умения действовать по сигналу; повышался интерес к занятиям через подвижную игру.

Так, в игре «Покажи, что делали», по считалке выбирается ребёнок или несколько детей, которые выполняют задания – Покажи, что ты делал утром (днём); Покажи, чем ты занимался зимой (весной) и др. Остальные дети отгадывают, что показали выбранные ребята.

В игре «Неделя, стройся» используют карточки с точками от одной до семи (можно 2-3 набора для большого количества детей). По сигналу «неделя, стройся!» дети берут лежащие вниз рисунком карточку и находят свое место в шеренге, изображающей неделю. Если играют несколько команд, тогда определяется команда, первая построившая неделю.

Увлекательным и эффективным средством математического развития дошкольников являются сказки, которые позволяют формировать или закреплять представления о временах года, днях недели, частях суток. Сказки могут широко использоваться на занятиях, вне занятий, на развлечениях. Для формирования временных представлений мы использовали авторские и народные сказки:

- «Сказка о частях суток «Четыре принцессы», автор: Валентина Юденко Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о частях суток, и представления о сутках в целом.

- «Сказка о днях недели», автор: Чеслав Янчарский Цель: Закрепление названий и последовательности дней недели.

- «Как части суток играли в прятки» автор: Алябьева Елена Алексеевна Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о частях суток, и представления о сутках в целом. 

- «Как поссорились времена года», автор: Елена Алябьева Цель: Закрепление имеющихся у детей представлений о временах года, их последовательности и характерных признаков. 

- «Гуси-лебеди» (Русская народная сказка) Цель: На примере сказки закреплять умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).

При чтении других художественных произведений мы обращали внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью после чтения произведения мы задавали детям несколько уточняющих вопросов.

В игровой деятельности детей мы создавали различные познавательные и в играх – инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводили действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается – утро, играет с мячом, ловит бабочку с сочком, обедает – день, раздевается перед сном – вечер.

Формирование представлений о времени проводили в синтезе ознакомления дошкольников с картинами художников и известных иллюстраторов. Картины учат наблюдательности, обогащая ребенка смысловым богатством, привлекают внимание детей к природным явлениям, приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Картины, как и литературные произведения обучают, развивают и конечно воспитывают ребенка. Они учат ребенка видеть разные стороны жизни: работа, игра, отдых, а также явлений природы.

Заключение

Обучение детей умению определять время по часам желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используются макеты часов. Воспитатель выясняет, догадываются ли дети, что это макеты, разъясняет назначение стрелок. Можно предложить детям поставить большую стрелку на цифру 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает. На следующем занятии следует объяснить детям, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит один круг. А если круг разделить пополам (показать на макете часов, прикрыв половину циферблата цветным полукругом), получается две половины круга. Половину циферблата минутная стрелка проходит за полчаса. Если каждую половинку разделить ещё раз пополам, то получится четыре четверти часа, каждую из которых минутная стрелка проходит за 15 минут. Дети на макетах часов переводят стрелки на половину первого и называют это время. Воспитатель обращает внимание ребят на стенные часы, определяет по ним время. Для того чтобы дети определяли время сами нужно уточнить их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду.

Таким образом, умение ориентироваться во времени формируется у детей в рамках непосредственной образовательной деятельности. Воспитатель добивается усвоения программного материала всеми детьми. Обучение проводится в форме разнообразных игр, упражнений на определение временных отрезков, их последовательности. При этом постепенно усложняется программный материал, расширяется список метода и приема обучения.

Библиографический список

1. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду, с. 127.

2. Николаева, А.В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования.

3. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста, с. 58.

4. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста].

5. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста, с. 48.

6. Костарев, И.С. Концепция интегрированного обучения / И.С. Костарев. [сайт]. – URL: http://school4-perm.narod.ru/kio.htm

7. Болотова, А. Формирование восприятия времени, с. 34

8. Веракса, Н. Формирование единых временно-пространственных представлений, с. 75.

9.. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени, с. 26.

10. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду, с. 113

11. Рихтерман, Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста, с. 97.

12. Петерсон, Л.Г., Кочемасов, Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников, с. 90.

13. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ, с. 24.

14. Белая, К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ, с. 106

15. Дьяконова, Е.С. Совершенствование процесса формирования временных представлений старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО / Е.С. Дьяконова. – Текст электронный // Научные вести. – 2020. - № 12 (29). – С.77-81. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44584236_29838235.pdf (дата обращения: 02.02.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Формирование временных представлений старших дошкольников

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность (Выступление из опыта работы)

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимые ребенку при о...

Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций...