Главные вкладки

    Роль игры в воспитании интереса детей к труду взрослых
    консультация на тему

    Демьяненко Раиса Андреевна

    Интерес дошкольников к труду, мечты о будущей работе отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот интерес проявляется в творческой сюжетно-ролевой игре, которая способствует к глубокому осознанию мотивов трудовой деятельности человека. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С. Макаренко. В игре, как и в труде, утверждал он, ребенок испытывает или радость творчества, или радость победы, или эстетическую радость качества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx18.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

    Консультация для родителей

    «Роль игры в  воспитании интереса детей к труду взрослых»

    Интерес дошкольников к труду, мечты о будущей работе отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот интерес проявляется в творческой сюжетно-ролевой игре, которая способствует к глубокому осознанию мотивов трудовой деятельности человека. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С. Макаренко. В игре, как и в труде, утверждал он, ребенок испытывает или радость творчества, или радость победы, или эстетическую радость качества.

    Первичные трудовые навыки развиваются в игре с самого раннего детства. Уже в I младшей группе воспитатель поощряет игры, в которых дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, убирает комнаты, папа что-то мастерит, шофер водит машину. В этом возрасте дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее на коляске. Наблюдая за игрой, воспитатель выясняет, какие действия ребенку даются труднее, и овладеть ими. Создавая условия для игр малышей, педагог заботится о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек, побуждающих детей к трудовым действиям: одежда для кукол, предметы для уборки комнаты, саночки, наборы чайной, столовой посуды, песочные наборы, лопатки, совки и т.д. Маленькие дети любят лепить из влажного песка и снега, такие игры способствуют развитию координации движений, выработке целесообразных действий. Малыши любят также одевать и раздевать кукол, что требует большой сосредоточенности внимания. Любое вмешательство, даже если у ребенка не все получается, т.к. уже в этом возрасте дети стремятся быть самостоятельными и все стараются довести до конца сами. Дети передают в играх отдельные запомнившиеся эпизоды книг: «Машенька обедает», «Мой мишка». Во II младшей группе продолжается развитие игр, в которых дети отражают жизнь и деятельность окружающих людей. Трудовые действия пока еще носят подражательный и имитационный характер, но их становится значительно больше. Так, водитель автобуса не только управляет машиной, но и громко объявляет остановки, открывает и закрывает двери для пассажиров, заправляет мотор бензином. В этой группе дети сами начинают делать некоторые атрибуты для игры. Проявление творчества сказывается и в широком использовании предметов, заменяющих реальные вещи. Например: обыкновенный шнур служит «врачу» стетоскопом для прослушивания больного, но может быть и телефоном и даже дорогой, по которой едет автобус, трамвай. Развивая у детей интерес к труду взрослых, воспитатель обращает их внимание не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, приготовлен вкусный обед, дорожки на участке расчищены. Игры детей средней группы уже гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. Любимые игры ребят средней группы – в больницу, пароход, строителей.

    На пятом году жизни у дошкольников возникает необходимость хотя бы в общих чертах планировать роль каждого играющего. В этом детям обязательно должен помочь воспитатель: слова воспитателя часто служат толчком к последующим самостоятельным предложениям детей: нужен шофер, чтобы перевозить продукты, монтер, который чинит электроплиту. Если педагог относится к выдумке детей с интересом, то и они начинают прислушиваться к мнению товарищей, считаются с ними. Своими советами, предложениями воспитатель направляет содержание игры, расширяет ее, способствует организации детского коллективы.

    Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношение людей в работе.

    Наряду с играми предыдущих лет, отражающими жизнь семьи, детского сада, праздники, труд людей некоторых профессий, дети охотно играют в школу, стройку, более глубоко отображают характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношение.

    Организуя творческую игру на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки, разного рода конструкторы, строительные наборы, машины, соответствующие интересам старших детей.

    Помогут вызвать интересы детей старшей группы к труду людей следующие книги: «Едет спешит мальчик», М. Коршунова, «Маляры» М. Пожарова, «Сквозь буран» И. Винокурова, «Дядя Стёпа» С. Михалкова.

    В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых усложняется и требует применение более разнообразных методических приемов. Прежде всего педагог должен установить, что ребятам известно о деятельности родителей (где работают папа и мама? кем работают? что они делают?) выясняет какие профессии вообще знакомы ребятам, воспитатель расширяет и уточняет знания детей об этих профессиях, знакомит детей с орудиями труда, машинами, какие нужны инструменты в работе. В этом возрасте большое значение предается нравственной стороне труда.

    Задача педагога: вызвать у детей желание узнать больше об интересующей их профессии, для этого воспитатель задает им вопросы на размышление (зачем необходима профессия хирурга, окулиста?), дети стараются пополнить знания о профессии врача.

    Постепенно детей приводят к осознанию, что люди разных профессий, работающие на одном предприятии, трудятся дружно, оказывают помощь тому, кто в ней нуждается. Дети видят результат труда многих людей.

    Ознакомление с трудом в процессе игры должно проходить в определенной последовательности. После экскурсии необходима беседа, закрепляющая знания, важно, так же общение со взрослыми, это поможет воспитывать у ребят чувство уважения и интереса к труду. Беседа воспитателя должна нацеливать дошкольников на размышления и обобщение, а не на простое перечисление фактов.

    Закрепление, пополнение запаса знаний дает наибольший эффект в играх. Так же как и в старшей группе детей знакомят с художественными произведениями о работе. Большой интерес вызывает у детей работа лётчиков, космонавтов, подводников, пожарных. Серьёзное познавательное значение для детей  этой группы имеют книги, показывающие, как важна работа каждого человека: «кто живет в нашем доме» П. Бабанского, «Кто встает раньше всех» М. Моисеевой, «Голубой винтик» О. Донченко. Под влиянием этих книг дети начинают видеть интерес к работе не только летчика или геолога, но и почтальона, столяра, плотника,  понимают, все они требуют большого труда, а иногда и подвига.

    Часто дети начинают играть на тему сюжетов этих книг.

    Игры на тему труда способствуют формированию у  детей общих представлений о значении коллективного труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство удовлетворения от результатов работы. Выполнение ролей, связанных с отображением в игре труда взрослых, требует от детей большой активности, целенаправленности действий, организаторских умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

    Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

    Ознакомление детей с трудом взрослых . Гендерный подход в воспитании на занятиях тестопластикой.

    Формирование трудолюбия у дошкольников невозможно без приобщения их к деятельности взрослых. Во все времена родители учили своих детей тому, что знают и умеют сами. В современных семьях недооценивают ...

    Дидактическая игра по речевому развитию "Изображение труда взрослых"

    Дидактическая игра по речевому развитию "Изображение труда взрослых " для работы с детьми раннего возраста.Цель: 1. Уточнить представление детей о труде взрослых.2. Закрепить представление детей о наи...

    Приемы мотивации установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, интереса детей к миру взрослых

    Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деяте...

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

    Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

    Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

    Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...