Выступление на педагогическом совете
материал (старшая группа) по теме

Смирнова Светлана Алексеевна

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование пальчиковых игр,основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков "(консультация для педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков»

Ученые мира о связях движений пальцев рук и речи: В.М. Бехтерев невропатолог и психиатр писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Д. Сели, английский психолог, также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием двигательных импульсов от рук. Влияние импульсации мышц рук значительны в младшем дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Работа по развитию речи проводится интенсивно в первые годы жизни, когда все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке в период их естественного формирования.

Для развития мелкой моторики, для усвоения названий предметов очень большое значение имеют действия с ними. Движения пальцев рук у людей совершенствуется из поколения в поколение. У детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и отклонения в движении пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию у таких детей надо проводить коррекционную работу. В работе использовать всевозможные упражнения и игры. Игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.

Движение пальцев превращается в мысль, которая влечет за собой превращение ее в слово. Работу по тренировке пальцев рук нужно давать как можно раньше. Пальчиковая гимнастика проводится в течение дня 3-5 минут, можно в начале или середине занятия в форме физкультминутки.

Гимнастика для пальцев.

Первый этап:

1. Начинать с разминки пальцев рук

2. Простые упражнения всей кистью

3. Работа двумя руками одновременно

Второй этап:

Пальчиковые игры с упражнениями, состоящими из серии последовательных движений.

Третий этап:

Графический этап (на листах), например: «Волны большие маленькие». В процессе тренировки совершенствуется память, внимание. Наивысшую тренировку развитию пальцев рук обеспечивают народные игры «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

Народные игры формируют мыслительный процесс. Пальчиковые народные игры способствуют развитию мысли, внимания, слуха, памяти, творчества, речи.

 

Литература:

  1. Вольнова Л.Н. Движение, мысль, слово. Пермь – 1999г.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991г.
  3. Пальчиковая игра. Журнал «Ребенок в детском саду» №6, 2003г., с.21
  4. Речевое развитие. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2007г., с.103
  5. Фольклор в познавательном развитии. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2004г.

                    Выполнила воспитатель второй младшей группы Смирнова С.А.

                                                                            2012 год

"Роль игры в жизни ребенка- дошкольника" (материал к родительскому собранию в младшей группе)

   Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать; у ребенка начинает формироваться чувство коллективизма. Ребенок в игре отображает то, что он пережил, осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, их поступкам. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение на долгое время.

     Ребенку необходимо игровое пространство- это уголок, столик, стул, правильно подобранные игрушки (в соотвествии с возрастом). Необходимо обучать ребенка игровым действиям, обговаривая их при этом :"Я-доктор, ты- больной. Я буду тебя лечить". В игре можно использовать положительные примеры, н-р, сделаем как папа; или использовать литературные произведения; создавать игровые ситуации, н-р, "Поездка на автобусе в цирк".

      По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20 мин. Рекомендуется определить в выходные дни время для совместной игровой деятельности.

        Существует несколько видов игрушек:

-Образные : куклы, мишки, лошадки, зайцы и прочее. Те игрушки, которые можно кормить, лечить, гулять с ними, укладывать спать

-Технические игрушки: транспорт, конструкторы

-Игрушки –забавы:  смешные заводные игрушки, которые веселят детей (мишка с барабаном, говорящие игрушки..)

-Маскарадно – елочные игрушки : различные маски, элементы костюмов, носы, короны, ушки и пр.

-Спортивно-моторные: способствуют развитию координации движений, двигательной активности детей, ориентировке в пространстве.

-Театральные игрушки: куклы бибабо, различные театры, музыкальные игрушки

-Дидактические игрушки: вкладыши, матрешки, мозаики, лото, пазлы и пр.

-Строительные игрушки

        Игрушки для детей младшего возраста должны отличаться яркостью, доступностью. Существуют игры, которые не требуют от взрослых специальных игрушек - это игры из предметов домашнего обихода (прищепки, макароны, крупа, бусинки, посуда, мука и прочее). В этих играх развивается мелкая моторика пальцев рук. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от развития ловкости рук малыша. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи. Вот некоторые из них:

1. Насыпьте на поднос манку или муку, пусть ребенок порисует.

2. Дайте ребенку крупные макароны разные по форме, длинный шнурок - делаем бусы для мамы.

3. В пластиковой бутылке проделайте отверстие - это рот, приклейте из бумаги (пленки) глаза, дайте те же макароны. Пусть малыш покормит клоуна.

4. В кастрюлю насыпьте горох (гречу, овес) и запрячьте игрушки из киндера. Пусть малыш найдет их.

5. Из картона вырежьте круг и дайте ребенку много прищепок. Задание: сделать лучики солнышку. 

Можно поэкспериментировать с ребенком, н-р, смешать гуашь. Какая краска по цвету получилась? Залейте воду в емкость, поставьте на холод. Что произойдет? Принесите с улицы снег, положите его на блюдце. Посмотрите через некоторое время. Во что превратиля снег? 

Игры-эксперименты развивают у детей любознательность, наблюдательность, самостоятельность, способность решения проблемы.

Помните, что ребенок в игре познает окружающий мир!

 

Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»

Цель:

- Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка;

- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Ход собрания:

Приветствие

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что игра для ребенка-это ведущий вид деятельности. Игра детей неотделима от игрушек. У родителей часто возникают вопросы какую игрушку купить своему дорогому чаду. Чем руководствоваться при выборе той или иной игрушки? Действительно вопрос этот очень важный, ведь игра и игрушка занимает важное место в жизни ребенка. Игрушка закладывает понятие добра и зла, дает яркие запечатляющиеся образы и от того, какими они будут зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений и дальнейшее развитие личности.

Роль игры в жизни ребенка

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет ближайшее отношение к формированию потребностей и мотивов ребенка (А. Н. Леонтьев). Именно в игре у малыша возникает осознание своего места среди людей (я еще ребенок) и потребность быть взрослым.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Какова же роль игрушки? Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений. Игрушка -не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).

Чем же должна быть для ребенка игрушка?. Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу- учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребенка добра и зла.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т. д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы – это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.

Ребенок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Играясь игрушкой ребенок часто отождествляет себя с ней, с ее повадками, с ее внешностью. И опасно, если это происходит в игре с негативым героем-игрушкой. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Сейчас грань “кто хороший, кто плохой ” стирается.

Серийная игрушка чаще всего является антиигрушкой, в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения. В настоящее время хорошо покупаемая игрушка та, которая нравится взрослому. Но часто она меньше всего годится для детей. Ведь зачастую взрослый приобритает игрушку исходя из своих потребностей, собственных и порой неосознаваемых пристрастий.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

· Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ;

· возможность применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др. ;

· дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрофицированные и электронные игры и игрушки;

· принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с художественным народным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний-инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процесс

Заключение

Игрушка - способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Рекомендованная литература:

Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии

Авторский коллектив: Смирнова Е. О. Абдулаева Е. А. Коркина А. Ю. Рябкова И. А. Ульянова И. В. Филиппова И. В. Шеина Е. Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...