Рабочая программа по психогимнастике для старших дошкольников
рабочая программа (старшая группа) на тему

Жарикова Юлия Александровна

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные методы психопрофилактики и психокоррекции. Психогимнастика как метод практической психокоррекции наиболее доступна в применении, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами и т.д. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Основа- Е.А. Алябьева "Занятия по психогимнастике с дошкольниками" (методическое пособие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon психогимнастика99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 9 «Звездочка»

Рабочая программа факультатива

по психогимнастике «Здоровячок»

(старшая группа №1,

старшая группа №2

от 5 до 6 лет)

на 2015-2016 учебный год

                                                                                           Составитель: педагог-психолог

Жарикова Юлия Александровна

Байконур, 2015 г.

Пояснительная записка

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно. В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные методы психопрофилактики и психокоррекции. Психогимнастика как метод практической психокоррекции наиболее доступна в применении, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами и т.д. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания. Эмоции у него становятся более дифференцированными.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков ауторелаксации.

Задачи:

- фиксация внимания ребенка на чужих проявлениях эмоций;

- подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;

- анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;

- повторное воспроизведение этих эмоций, контролируя ощущения;

- приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях.

 

  1. Принципы проведения занятий

1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятие каждого ребёнка.

2. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

4. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

5. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

6. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребёнке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

Учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возраст детей –5-7 лет, срок обучения – 1 год.         

        При реализации программы используются такие формы работы, как:

  • игры;
  • упражнения;
  • этюды;
  • элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • дыхательная гимнастика;
  • мимическая гимнастика;
  • беседы.

Ожидаемые результаты

        

        В результате работы эмоции детей становятся предметом осознания, предметом их душевной работы. Дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети научаться распознавать эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию). Упражнения позволят детям быть открытыми, доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

План работы факультатива «Здоровячок»

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1

Прогулка в летний лес

Привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.

2

Игры гномиков

Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

3

Магазин игрушек

Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

4

Встреча с Бабой-Ягой

Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Октябрь

5

В кукольном театре

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

6

Встреча с Дюймовочкой

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

7

Котята отправляются в путешествие

Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.)

8

Прогулка в осенний лес

Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Ноябрь

9

Цирк

Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера.

10

Зоопарк

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

11

Звездочеты

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

12

Путешествие в Изумрудный город

Моделировать выражение основных эмоций (радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и т.д.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.).

Декабрь

13

Птичий двор

Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

14

Волшебные цветы

Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

15

Кот Леопольд и мыши

Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

16

Волк и семеро козлят

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Январь

17

Дождевые червячки

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

18

Прогулка в зимнем лесу

Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.)

19

Теремок

Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Февраль

20

Колобок

Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера.

21

У Винни-Пуха в гостях

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

22

Волшебница

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

23

Мамонтенок

Моделировать выражение основных эмоций (радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и т.д.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.).

Март

24

Освободим принцессу

Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

25

Дракончики

Тренировать детей в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

26

Лизунчик

Тренировать детей в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

27

Поляна волшебных цветов

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Апрель

28

Страна Трямляндия

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

29

Лесные жители

Тренировать детей в направлении выразительного изображения черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.)

30

Два жадных медвежонка

Корректировать настроение и отдельные черты характера детей посредством мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

31

Путешествие в джунглях

Моделировать стандартные ситуации, поведения персонажей с различными чертами характера.

Май

32

Спасем Доброту

Тренировать детей в направлении выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

33

Мы из Простоквашино

Тренировать детей в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

34

Старик Хоттабыч

Моделировать выражение основных эмоций (радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх и т.д.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость и т.д.).

35

Фокусник

Закрепить и расширить полученные ранее сведения, относящиеся к социальной компетенции детей

График работы факультатива

Наименование

Количество часов

Время проведения

Неделя

Месяц

Год

Дни

Время

«Здоровячок»

Старшая группа  №1

1

4

36

Понедельник

9.35-10.10

«Здоровячок»

Старшая группа  №2

1

4

36

Среда

9.35-10.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"

Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...

Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»

Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...

Рабочая программа для психологической подготовки старших дошкольников к школьному обучению "В школу с радостью"

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта и личностны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Экологическое воспитание дошкольников старшей «Б» группы на 2015-2016 учебный год»

Рабочая программа «Экологическое воспитание дошкольников старшей «Б» группы на 2015-2016 учебный год» (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной ...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...