Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Логвиненко Полина Валентиновна

Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, т.е. в овладении определенными социально- коммуникативными навыками.

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах и можно назвать социально- коммуникативным развитием человека.

Сущность социально- коммуникативного развития состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды.

Результатом обособления является потребность человека иметь собственные взгляды  и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично касающиеся его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Таким образом, обособление- это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из всего вышесказанного следует, что в процессе социально- коммуникативного  становления заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптацией человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективное социально- коммуникативное развитие предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс и призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, в том числе и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_20.11.2015.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра дошкольного образования.

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

На тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

Выполнила: слушатель гр. Д-43-14

                                                                            Воспитатель МБДОУ № 25

        «Черемушка» г. Димитровграда

        Пашкова Валентина Витальевна.

                 Научный руководитель:

Ульяновск 2014

Содержание

- Введение

- Теоретическая часть

Особенности и сущность формирования социально – коммуникативных навыков.

- Практическая часть

1. Социально – коммуникативное развитие в детском саду.

2.Задачи социально- коммуникативного развития- анализ программ

3. Средства формирования социально- коммуникативных навыков у дошкольников.

- Заключение

-Литература

    Введение.

Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, т.е. в овладении определенными социально- коммуникативными навыками.

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах и можно назвать социально- коммуникативным развитием человека.

Сущность социально- коммуникативного развития состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды.

Результатом обособления является потребность человека иметь собственные взгляды  и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично касающиеся его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению. Таким образом, обособление- это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из всего вышесказанного следует, что в процессе социально- коммуникативного  становления заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптацией человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективное социально- коммуникативное развитие предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс и призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, в том числе и воспитатели.

 

Глава 1. Особенности и сущность формирования  социально- коммуникативных навыков.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба. Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного, характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции. Адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно: недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.

       Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы (поддерживать диалог) и не выделялись как отдельная задача. Однако формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов (воспитателей ДОУ), психологов, специалистов детского сада. Так же следует отметить, что в новых Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) - «ФГТ» раздел «развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация » - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

     

 Разработка проблемы «общения» не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: А.А Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г Арушанова, В.С Мухина, Т.А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я.Л Коломенский, Л.А Венгер и другие. Однако все эти теоретические разработки не являются достаточно востребованными в системе дошкольного образования. Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопроса «коммуникации», недостаточно разработан вопрос, касающийся конкретных методик и технологий развития коммуникативных способностей дошкольников.

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.

Глава 2. Социально – коммуникативное  развитие в детском саду.

В процессе социально – коммуникативного развития детей воспитывающие организации имеют двоякую роль.

С одной стороны, они, как всякие человеческие общности влияют на своих членов стихийно. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада  в процессе социально – коммуникативного становления можно считать следующие:

- приобщение ребенка к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно- ценностных ориентаций;

- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно- ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия процессов: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социально опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности группы, организацию взаимодействия членов группы, а так же  обучение ему;

Образование включает в себя: системное обучение; просвещение; стимулирование самообразование.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций и в жизни детского сада для его позитивного самораскрытия, а так же повышения статуса, самоуважения, стимулирования саморазвития.

Индивидуальная помощь- это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения его потребностей.

Воспитатель в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Для того чтобы воспитатель качественно проводил работу по социально –коммуникативному развитию детей, ему необходимо знать:

- какие задачи способен воспринять ребенок в разные возрастные периоды,

- на сколько используемая Программа решает вопросы социально –коммуникативного развития детей в современном обществе,

- какими средствами решаются вопросы социализации.

Проанализируем, как отражаются задачи социально –коммуникативного развития детей в Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой,  «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой и в парциальной  пр. «Дружные ребята» под ред. Р.С. Буре.

Ниже предоставлен анализ задач Программы воспитания и обучения в д/с под ред. Васильевой и «Детство», задачи с одинаковой целью расположены смежно повторяющиеся с младшего возраста задачи не продублированны.

Задачи социально- коммуникативного развития детей в «в Программе воспитания и обучения в детском саду» раскрыты в разделах « Ребенок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Воспитание культурно- гигиенических навыков», а в программе «Детство» - «Ребенок входит в мир социальных отношений».

Диапазон социально- личностных представлений, предлагаемый «Программой» по ред. Васильевой гораздо уже тех возможностей в овладении социально- нравственными знаниями, которыми обладают современные старшие дошкольники. Здесь перечислены элементарные слова, отражающие лексику этикета, которыми большинство детей владеют часто в более раннем возрасте. В программе «Детство», несмотря на то, что выделены задачи социально – нравственного воспитания, они не дифференцированы, сформулированы в общем виде, а сама программа не содержит полной информации о возможностях реализации этих задач.

Мы, воспитатели, достаточно часто сталкиваемся, например с необходимостью самостоятельно определять объем и содержание знаний по социально- коммуникативному развитию, которые надо формировать в дошкольном детстве.

Из парциальных программ наиболее традиционной выглядит программа « Дружные ребята». Она заявлена как программа воспитания гуманных чувств и отношений и реализует следующие направления работы: «общение педагога с ребенком», «формирование отзывчивого отношения к сверстникам», «формирование гуманистической направленности поведения», «формирование способов сотрудничества в условиях совместной деятельности».

Анализ программ дошкольного образования обнаруживает неоднозначность во взглядах авторов как на подбор и комплектацию образовательных, воспитательных и развивающих задач , так и на возможности их реализации в современном образовательном процессе ДОУ.

Поэтому воспитателю часто приходится  самостоятельно определять объем и содержание знаний, способствующих формированию социально –коммуникативных представлений.

Далее рассмотрим современные подходы, средства и приемы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников.

Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Коммуникативные способности и умения (представления, поступки), которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время (во время игровой деятельности), должны быть объединены в сознании ребенка.

Глава 3. Средства формирования социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

 Игровая деятельность. 

Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния. Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

      Изобразительная деятельность. 

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

       Музыка. 

Далее рассмотрим такой вид деятельности с детьми, как музыкальная. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

       Трудовая деятельность: 

Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.

       Чтение художественной литературы. 

Остановимся подробнее на этом средстве социально – коммуникативного развития детей.

Средством воспитания, формирования личности является детская литература, она доступна и действенна. « Неизвестно еще, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь Слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия , как совесть, долг, нравственность, правда и красота, - если хоть в малой степени есть, то не заслуга ли это в первую очередь литературы?» Ю. Казаков.

     

 Известно, что дошкольное детство- важный период социализации ребенка, определяющий этап в развитии личности, ибо в ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, « напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения, подражает, в том числе и героям книг. « Чтение в годы детства- это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души» ( В. А Сухомлинский.)

Известно, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание быть лучше, сделать, что то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

У детей 5-6 летнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности., о добре и зле, о хорошем и плохом. Но и эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю нужно знать их содержание, чтобы направлять воспитание детей. Недооценивая возможности детей, воспитателей недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний.

 

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам; грубости, жестокости, жадности, вызвать эмоции осуждения, негодования.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей  к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

 Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно- они дают возможность дошкольнику поделиться со сверстниками радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует.

 - Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях коллективного чтения, помогают сплочению коллектива ( 1)

- Гуманность – система установок личности на социальные объекты, которые реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи. (2)

- Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. Искусство захватывает различные стороны психики ребенка: воображения, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. (3)

- При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства, и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения. Правила морали приобретает в художественном произведении живое содержание ( 4)

 В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи

и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда бывают ошибки другого рода когда высокая идейно- нравственная направленность произведения преподносится как голое морализирование.

Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношению к действительности.

 Реализация комплексного подхода по социально-личностному развитию ориентированно на широком использовании специально-подобранной художественно- познавательной литературы. Педагог должен обратить внимание, в связи с этим, на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

От содержаний художественных произведений зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендуемые для чтения Программой, большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном. Например, воспитывая любовь к животным, педагог читает рассказ А. Толстого « Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу выпавшему случайно из гнезда, воспитатель задает вопрос: « Какой был Желтухин? Расскажите о нем?» Важно чтобы в ответах детей была отражена беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим миром. Воспитатель помогает: « Вы правильно сказали, что Желтухин- это скворец, что он упал из гнезда и всего боялся. Послушайте, как Толстой описывает скворца:« он с ужасом глядел на подходившего Никиту» ; « Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги»; « Он …… забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика»; « У него отчаянно билось сердце». Почему же он всего боялся? Правильно, потому что он был маленьким и нуждался в защите. Кто же помог ему»?

В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои сказок, рассказов переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются, пока не искупят свою вину. Пример тому ненецкая сказка « Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих сыновей. Все дети понимают вину сыновей и осуждают их. Поэтому вопрос « вам жалко сыновей?» - удивит детей, но мне, воспитателю, хочется, чтобы ребята, осознавая вину сыновей, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвести детей к выводу: « Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь их жаль: они остались без матери».

Рассказы для детей о природе М. Пришвина и В. Бианки  стали классическими. Шедевр детской прозы- сказка В. Бианки « Как муравьишка домой спешил». Весь строй книжки пронизан единой поэтической интонацией: среди огромного мира не затеряться маленькому не растеряться в трудную минуту. Муравьишка, спешащий домой, не только заинтересовывает маленького читателя, но и заставляет волноваться, сочувствовать, сострадать.

Воспитывать в детях заботу о близких, о тех кто, нуждается в помощи, защите нужно пытаться с помощью таких произведений, как « Трудный вечер» Н. Артюховой, « Посидим в тишине»

Е. Благининой, « Вовка- добрая душа» А. Барто, « Самое страшное» Пермяка. В беседе по книге В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо», рассматривали картинку, на которой изображена, такая ситуация; мальчик отобрал у маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На вопрос « как бы ты поступил если бы был там?» - ответы были самыми разнообразными. Слава очень зло сказал: «  Я бы отобрал Мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил!» Я спросила: « А если бы ты мальчика хорошо попросил и он сам бы отдал девочки мишку?» Слава задумался и произнес: « Тогда бы я его не трогал. Но он должен был извиниться.»

Цель беседы – показать детям, что ласковое доброе слово действует быстрее и эффективнее чем физическая сила.

Сказка В. Катаева « Цветик – семи цветик» учит детей состраданию, заботе о людях.  Ведь девочка из сказки удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому и сам становишься счастливее.

Никого не оставляет равнодушным жалобный рассказ Малина-Сибиряка « Зимовье на Студеной» к мучениям старика и собаки Музгарки…. И ничего зазорного в слезах нет.

Хорошо посмеяться над веселыми похождениями жизнерадостных героев. Но, если искусство вдруг навеет грусть, не надо ее смущаться, прятать слезы. Сочувствие чужой беде не делает человека менее мужественным. Наоборот! Сила прибывает, когда он не за одного себя беспокоится. Все дети, кого сегодня трогают несчастья героев книг, вырастут настоящими людьми.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой если беседа будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поручений, она только запутает ребенка. Например, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака и желая им дать представления о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на подножку трамвая?» - «Потому, что он спешил домой» - ответил ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, т.к. это мешает осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного. Когда речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное.

Чувство ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ  В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н.Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом – котенок, должны понести незаслуженное наказание, и с тем , что они обманули мам.

На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев.

Постепенно ребенок  научится сравнивать не только поступки литературных героев , но и свои, а так же поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления. Кроме того, ставится конкретная цель : закрепить возникшие у  детей чувства и представления о том что переносить свою вину на другого – это несправедливо и нечестно.

Каждое произведение искусства ребенок с радостью принимает в свой мир, запоминает с кусочком своего светлого бытия крепко – накрепко. Искусство сделает свое дело. Детское мироощущение как бы полуфабрикат основных человеческих качеств. Из него разовьется потом любовь к Родине, гражданственность, благородство.

Чтение стихотворений, разучивание их с детьми так же имеет  большое значение в социально- нравственном воспитании. Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувства прекрасного, любовь к природе.

Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

Тексты исподволь вводят в проблемы, возникающие перед каждым ребенком, вступающим в незнакомый и не всегда приветливый и ласковый мир отношений, какие складываются в семье и за ее пределами : во дворе, на улице, в городе, деревне, обществе, на Земле, во Вселенной.

Многие истории составляют образную энциклопедию морали, психологии, экономических знаний, взаимоотношений людей различных социальных групп и сословий, гражданственности.

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова интенсивно развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства.

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают рисунки по мотивам сказок, рассказов. В кино и театре дети смотрят фильмы, спектакли по мотивам сказок и рассказов. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли.

Итак, социально- личностное, нравственное воспитание необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение к окружающему является косвенным показателем становления их чувств.

Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений и окружающим их людям, к действительности.

     

  Коммуникативная деятельность (развитие речи). К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

       

   Тренинг (психологический) - один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закреплять полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводя с детьми беседы (в виде диалога). Беседе предшествует предварительная работа, для нее характерны развернутые сообщения. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма.

Заключение.

Итак, подведем итог вышесказанному. Процесс по формированию социально - коммуникативных способностей  наиболее эффективен, если педагог осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.- М., 2005.
  2. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.
  2. Безруких М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. – М., 1991.
  3. Буре Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников; М., 1997.
  4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду; М.,2005.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М., 1995.
  6. Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью.
  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., Просвещение,1993.
  8. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., 2002.
  9. Ковордакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, ИПКПРО, 2005.
  10. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду; СПб Детство- Пресс, 2002.
  11. Тихонова А.Ю, Кобелева И.В. Луч добра. – Ульяновск, ИПКПРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.

В данной работе освещаются  части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия  с детьми дошкольного возраста...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.                          ...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...