Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
проект по логопедии на тему

Колумбаева Наталия Вениаминовна

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146 «Петушок»

 города Чебоксары 

Чувашской Республики

Доклад

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»

Подготовила:

Учитель-логопед

 «МБДОУ Детский сад №146»

 г. Чебоксары

Колумбаева Н.В.

Актуальность

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики в программе модернизации Российского образования.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики в программе модернизации Российского образования.

Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на  сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

Цель:

разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.

Подбор различных  здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

 Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Принципы использования здоровьесберегающих технологий

Не навреди!

Принцип сознательности и активности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Всестороннего и гармоничного развития личности

Систематичности и     последовательности.

Системного чередования нагрузок и отдыха

Постепенного наращивания оздоровительных действий

Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

  • нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата
  •   нарушение дыхания и голосообразования
  •   нарушение общей и мелкой моторики
  •   расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
  •   повышенная утомляемость
  •   заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости)
  •   нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

  •   нарушение оптико – пространственного праксиса
  •   неустойчивость внимания
  •   расстройство памяти (особенно слуховой)
  •   несформированность мышления
  •   задержка развития воображения

Здоровьесберегающие технологии

Мимическая гимнастика

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека.

         Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Артикуляционная гимнастика

Цель - выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного  произношения звуков.

Сказкотерапия

Технология воздействия через сказки. Одна из важных целей этих занятий -   преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

Дыхательная гимнастика

Цель  - закрепления навыков диафрагмального – речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  •  выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
  •  проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  •  заниматься до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  •  дозировать количество и темп проведения упражнений;
  •  вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  •  вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  •  в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  •  после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Гимнастика для глаз

Цель - формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

  • Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры.
  • При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Фонетическая ритмика

  • Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений.

Массаж и самомассаж

Цель логопедического самомассажа - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической

практике:

 - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

 - массаж язычной мускулатуры;

 - массаж и самомассаж лицевых мышц;

 - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

Развитие мелкой моторики

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

Игры и занятия с пальчиками разнообразны:

 Пальчиковый театр;

 -Театр теней;

 -Внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;

 -Графические упражнения (кружок «Весёлый карандаш»);

 -Плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой, сухие бассейны, тактильные дощечки, счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики, пазлы, рамки вкладыши, губки шершавые, шишки, щетки с длинным жестким ворсом, мозайки, веревки с узлами, трафареты);

 -Игры и упражнения  с пальчиковыми буквами;

 -Имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками);

Использование Су-джок терапии  в коррекционно-речевой практике.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Игры с прищепками

Упражнения для развития тактильной чувствительности

Упражнения с пуговицами

Упражнения на замках, шнурках с узелками, резинками

Технология биоэнергопластики:

Биоэнергия – энергия внутри нас                +                  Пластика

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Когда артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Арттерапия

Песочная терапия

Оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.

Релаксация

Комплекс упражнений на  релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Выводы:

Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса. Правильно говорящий ребенок – это здоровый ребенок.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

 - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

 дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

 - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

 -формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у детей.

В данной работе освещаются  части комплесной коррекционно-развивающей работы, направленной на внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия  с детьми дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников

Приобщаясь к современному обществу, ребенок входит в совершенно другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь...

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников.                          ...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...

Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку ...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...