Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Кориневская Раиса Георгиевна

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно-логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/d/K-AvgB-oerVkEA



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 34 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников»

Подготовила: учитель-логопед                                                                                  Кориневская Раиса Георгиевна  

                                                                          2021г.

        

Задачи:

  • Познакомить родителей с игровыми приемами и материалами здоровьесберегающих технологий, используемых в работе коррекции речи с детьми.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
  •  Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Этапы мастер – класса:

  • Организационный.
  • Показ индивидуального коррекционного занятия.
  • Игровые приемы развития мелкой моторики.
  • Использование компьютерной системы «Комфорт-ЛОГО» в развитии дыхания.
  • Игровые приемы развития речевого аппарата.
  • Итог.

Оборудование:

  • Ноутбук.
  • Интерактивная доска.
  •  Индивидуальные зеркала.
  • Простые карандаши с гранями.
  • Бельевые прищепки.
  • Салфетки.
  • Аппарат «Комфорт-ЛОГО».

Метод проведения: имитационная игра.

Повестка:

  • Приветствие родителей и вступительное слово учителя – логопеда.
  • Показ индивидуального коррекционного занятия с ребенком с использованием современных образовательных технологий.
  • Проведение игр с родителями на развитие мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, артикуляционного аппарата.
  • Вручение родителям буклетов по данной теме.
  • Подведение итогов.

Ход мастер-класса

  1. Вступительное слово учителя – логопеда. Слайд 1.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Здоровьесберегающие технологии, направленные на развитие дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей. Представляю Вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на коррекционно-логопедических занятиях.

  1. Индивидуальное коррекционное занятие с использованием современных образовательных технологий «Экскурсия в Звуколандию»

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Слайд 2-3.

Логопед: Сегодня мы с тобой отправимся на экскурсию в торговый дом. Он называется «Звуколандия». Как ты думаешь, почему он так называется?

(Ответы ребенка).

 В этом торговом доме все связано с речевыми звуками. Но сегодня здесь почему-то очень тихо. Может в «Звуколандии» произошло какое-то несчастье и требуется наша помощь. Мы готовы с тобой оказать помощь попавшим в беду?

Давай вспомним правило: чтобы хорошо говорить, нужно с пальчиками дружить. Верно. Поэтому в первый торговый отдел « Отдел пальчиковой гимнастики» мы сейчас и пойдем.

2. Пальчиковая гимнастика. Слайд 4-5.

- Очень странно – дверь закрыта.

 Чтобы открыть дверь нужно отгадать загадку – описать предмет по признакам. (величина, цвет, рельеф, место нахождения.)

Сидит белка на тележке.             Соединяем пальчики правой и левой руки.

Продает она орешки:                   Стучим кулачками.  

Лисичке – сестричке,                    Загибаем по одному пальцу, начиная с

Воробью,                                        большого, на обеих руках.

Синичке, 

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                            Хлопок в ладоши.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.                         Показываем ладонями лапу животного.

Помогли белке. А может она нам подскажет, что произошло в торговом доме, почему здесь такая тишина.

- «У Звукознайкина сегодня день рождения и мы приготовили для него подарки. Только никак не можем ему вручить, потому что у нас потерялся какой-то звук и эти предметы закрылись в волшебной коробке. А чтобы ее открыть нужно, выполнить задания и найти пропавший звук»

Логопед. Тогда мы не будем терять время и отправимся на поиски пропавшего звука. Следующий отдел – это отдел дыхательной гимнастики.

3. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики. Слайд 6-7.

-Это цветочный отдел. Но даже цветы сегодня куда-то исчезли. Давай представим себе эти цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.

Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом- короткий, а выдох ртом- длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО;

 на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.

-Какой красивый отдел оказался! 

Использование компьюторной системы «Комфорт-ЛОГО» (работа за ноутбуком)

Идем в следующий отдел. Это отдел игрушек.

4. Артикуляционная гимнастика. Слайд 8-9.

Логопед. Кто же здесь нас ждет?

Ребенок. Красная Шапочка.

- Какое задание нам приготовила она?

-Чтобы найти пропавший звук  нужно сделать артикуляционную гимнастику. Выполните каждое упражнение по 3 раза, глядя в зеркало.

Упражнения: «улыбка», «заборчик», «лопатка», «чистим нижние зубки», «горка», «ветерок летит с горки».

Логопед: Мы выполнили все упражнения, но коробка не открылась.

Может в следующем отделе, мы откроем ее, выполнив  задание.

5.Закрепление артикуляционного уклада звука «С» и изолированное произношение. Слайд 10-11.

Логопед: Здесь нас ждет Звукознайкин. У него есть схема. Нужно попытаться прочесть эту схему. «Поставь зубки заборчиком, язык спрячь в кроватку, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок, при этом «Звонок» у тебя не работает.

-Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук «С» ).

- Правильно, получилась песенка насоса – С-С-С. Повтори ее еще раз. 

6. Физкультминутка.

Картинки с изображением игрушек лежат на полу. Нужно, наклонившись, взять картинку и поставить ее на нужную «полку»: если в названии предмета есть звук «С», то эту картинку ставим на нижнюю полку, а если нет этого звука, то ставим на верхнюю.

7.Автоматизация звука «С». Слайд 12.

1). Автоматизация звука в конце слов.

Логопед. Вот мы и вернули звук в Звуколандию. Но Звукознайкину очень хочется узнать, что приготовили его друзья ему в подарок. Поможем?

Я начну слово, а ты его закончишь песенкой насоса.

Слова:  автобу…с,

              кама…с(з),

             параво…с (з),

             анана… с,

            какту…с.

- А теперь назови еще раз все подарки для Звукознайкина, четко произноси звук «С».

2). Упражнение в определении наличия звука в слове.

Логопед. А сейчас Звукознайкин проводит нас в продуктовый супермаркет.

(Голос Звукознайкина). Я выбрал для своего дня рождения продукты. Скажите, в названии каких есть звук «С». (Картинки: сыр, конфета, колбаса, абрикосы, арбуз.).

3). Определить наличие звука в начале, середине или конце слов.

В выше перечисленных словах находим месторасположение звука (начало, середина, конец слов). Если ребенок ответит правильно, то на экране появится синий квадрат.

4). Игра «Да – Нет». Слайд 13 (развивать у ребенка умения сужать поле поиска объекта на линии).

Логопед. Звукознайкин никак не хочет отпускать тебя и предлагает поиграть в игру «Да-Нет». Нужно отгадать любимый продукт Звукознайкина (сыр).

Условие: не допускаются перечисления объектов; принимаются вопросы, содержащие, в себе понятия: «середина», «право-лево», «между», «крайний». Слайд 14.

        После того как ребенок находит нужный предмет (Сыр), на экране появляются слова УМНИЦА! СПАСИБО! Слайд 15.

Логопед. Прочитай (или читает логопед) ,что написал для тебя Звукознайкин. В каком из этих слов есть песенка насоса? (Спасибо).

8. Итог занятия.

- Что мы сейчас делали?

- Для чего мы это делали?

- Как мы это делали?

  1. Проведение игр с родителями на развитие мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Слайд 16.
  1. Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка

«пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Поэтому работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, ниткография, суджок-терапия, использование аппликатора Кузнецова. Подробнее остановлюсь на нескольких приёмах работы.

Су-джок терапия в коррекционно-речевой практике. Слайд 17.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

  • Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
  • Ребёнок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
  • Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

 

Родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Массаж шестигранными карандашами. Слайд 18.  Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Массаж пальцев, Слайд 19, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Пальчиковый тренинг Слайд 20.

«Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Слайд 21-22.

  1. Дыхательные упражнения в игровой форме. Слайд 23

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох носом 1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребёнка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Использование компьюторной системы «Комфорт-ЛОГО» в педагогической практике.

 

Здоровьесберкгающие технологии функционального биоуправления (ФБУ). Научно-производственная фирма «Амалтея» (г.Санкт-Петербург) является разработчиком и производителем автоматизированных программ психологического сопровождения и технологий здоровьесбережения.

В основе современного здоровьесберегающего  метода функционального  биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на пра ктике. Метод основан на принципе биологической обратной связи (БОС).

Программа «Комфорт» в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает благоприятные условия для развития ребенка и успешной адаптации к школе, осуществляет коррекцию логопедических нарушений. Проводится следующая работа:                                                           диагностическая;                                                                                                                                                               образовательно-профилактическая;                                                                                                                            коррекционно-развивающая.  

     Аппаратурно-программный комплекс НПФ «Амалтея» «Комфорт ЛОГО»                                                                                      Построение программы на модульной основе позволяет свободно планировать сеанс, чередуя периоды тренинга и отдыха, либо использовать несколько периодов работы или отдыха подряд, задавать длительность каждого периода сеанса, управлять  их ходом.    Разнообразие режимов работы:                                                                                                                                                                                          -Режим  обучения дыханию.                                                                                                                                                            -Режим Кардио-ФБУ.                                                                                                                                                                 -Режим ЭМГ-ФБУ и ЭМГ- «Джекобсон» .                                                                                                                                                                                                                                                                                -Режим температурного биоуправления.

Режим «Лого» предназначен для использования в  логопедической работе:                                                              1. Обучение речевому дыханию.                                                                                                                   2.Уменьшение усталости и оптимизация темпа речи за счет направленного снижения тонуса соответствующих групп мышц.                                                                                                                                                       3. Отработка звукопроизношения при оптимизации  дыхательной функции.

Режим «Лого» компьютерной программы «Комфорт» позволяет логопеду проводить занятия адаптивной саморегуляции дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния с внешней обратной связью по респираторной синусовой аритмии (РСА)  с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Критерии результативности.                                                                                                                                                 •        нормализовалось речевое дыхание, речь, психоэмоциональное состояние детей;                                    •        частично исчезли (устранились) логоневротические нарушения;                                                                              •        (развились высшие психические функции)развитие и тренинг высших психических функций( восприятие, мышление, память, внимание), усидчивость,целеустремлённость.

Своими  методическими  наработками  мы делимся с коллегами, опубликовав их в интернете:                            

  1. Артикуляционная гимнастика (вступительное слово учителя-логопеда). Слайд 24.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками, под музыку. 

Родителям предлагается прослушать сказку, одновременно выполнять артикуляционные упражнения

Слайд 25-30.

«Сказка о Веселом Язычке»

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал он на губе

И опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один  гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит — маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: «тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак!»

По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали! А слоник показал, как он играет с хоботком:

Подражаю я слону —

Губы хоботком тяну.

Потянули, перестали,

Потянули, перестали

И нисколько не устали!

Скрылось солнце за горой,

 Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк.

  1. Подведение итогов. Слайд 31.

Чтобы ребенок дошкольного возраста научился хорошо и правильно говорить, а значит, был готов к обучению в школе, необходимо систематически выполнять упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, моторики артикуляционного аппарата и работать над развитием речевого дыхания, т.к. головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Список используемой литературы

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников М., 2020.

2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. М, 2009.

3. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи СПб.,2020.

4. Нищева Н.В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. СПб.,2021

5. Нищева Н.В. Игровые приемы автоматизации и дифференциации звуков. Картинки и тексты. ФГОС  СПб.,2019

6. Вовк О.Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. НПФ «Амалтея»,  СПб.,2010

7.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

8. Нищева Н.В.Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.ФГОС СПб.,2020.

9. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2001.

10.Михкиева Н.Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. ФГОС. М. 2020.

    11. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. М.  2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

                    Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а зн...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"

Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. ...

Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

     Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...