Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Деятельность любого человека, в том числе и ребенка носит системный характер. Среда, в которой находится ребенок, оказывает сложное и многообразное влияние на его развитие. Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.
Основной контингент детей с которыми мы работаем – это дети с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи).
Тяжёлые нарушения речи по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Помимо основных задач для детей с речевыми нарушениями, таких как:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- формирование разговорной (диалогической) речи;
- развитие связной речи;
- воспитание интереса к художественному слову;
- подготовка к обучению грамоте.
необходимо строить коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех психических процессов, в том числе и логического мышления.
Логика - наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, последовательностью и обоснованностью. Она подчиняется законам: тождества, противоречия, исключённого третьего.
Законы логики часто выступают как правила логического мышления. Для развития логики обязательна тренировка. Для дошкольников - это одна из важнейших составных его психических процессов. Овладение логическими приёмами определяет легкость и быстроту установления причинно- следственных связей и развивает речевую активность.
Учитывая то, что основной вид деятельности ребенка - игра, необходимо применять игру в построении всей коррекционно-образовательной деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления. Контингент детей с дизартрией по уровню мыслительной деятельности крайне неоднороден. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, другие, составляющие большинство, отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Таким образом, у детей с дизартрией часто не формируются основные предпосылки, на которых базируется логическое мышление, что в сочетании с эмоционально - волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
В связи с этим работа над развитием мышления строится поэтапно.
- 1-й этап. Наглядно-действенное мышление. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
- 2-й этап. Наглядно-образное (Конкретно-предметное) мышление. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
- 3-й этап. Словесно-логическое (Абстрактно-логическое) мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими, например, абстрактными понятиями как время и пространство.
При правильно развитом мышлении человек способен:
– Анализировать – разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
– Синтезировать – объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.
– Сравнивать – сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
– Классифицировать–группировать предметы по признакам.
– Обобщать – объединять предметы по общим существенным признакам.
– Конкретизировать – выделять частное из общего.
– Абстрагировать – выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно использовать следующие игры и упражнения:
- На подгрупповых занятиях:
Речевые игры со словами:
“Что лишнее”.
Выбрать из нескольких карточек (или словесно) с картинками изображение с лишним предметом (с объяснением).
“Опиши словами” (магазин предметов).
Открывая карточку с картинкой (предмет), и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
- Я хочу купить … (описание предмета)
“Назови одним словом” (по лексическим темам).
Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.
“Отвечаем быстро”. Игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый…
“Наоборот”.
Игра с мячом: чистый – грязный, новый – старый, и т.д.
“Часть - целое”.
Игра с мячом: рука – человек, лапа - кошка, и т.д.
“Назови действие”.
Лопатой – копают, иголкой - …, ножницами - …, и т.д.
«Составь новое слово» (по теме «Птицы»)
Черные крылья – чернокрылая
Длинный хвост – длиннохвостая
Красная (жёлтая, серая) грудка - красногрудая
Большие глаза - …
Синяя (чёрная, серая, круглая) голова - … , и т.д.
Связная речь:
“Составь предложение (рассказ)”.
С использованием картинно-графических табличек.
“Логические задачи”.
Ребенок отвечает на поставленный вопрос, с объяснением
-Чего в лесу больше? Деревьев или листьев. Почему?
- Чего больше – птиц или крыльев? И т.д.
«Подружи слова»
Дети меняют слова в предложении и произносят его правильно
- У, ёж, ежата.
- Женя покупать, одежда.
- Жеребёнок, лужайка, по, бежать. И т.д.
«Одинаковое – разное»
Ребёнок подбирает к своей картинке подходящую картинку с противоположным свойством предмета. После выстраивается фраза.
Например: На одной картинке мокрая майка, а на другой - майка сухая.
На одной картинке зонт открытый, а на дугой – зонт закрытый. И т.д.
«Чем отличаются слова?»
Ребёнок подбирает к своей картинке подходящую картинку с похожим звучанием, по рифме (лук – жук, санки – банки и т.д.). После можно придумать с этими словами двустишие.
Например: Я сел на пень, У меня на майке
И смотрел на свою тень. Красивый зайка. И т.д.
Грамматический строй речи:
«Найди команду»
Дети распределяют картинки, согласовывая сущ. с местоимениями «МОЙ», «МОЯ», «МОИ».
- Моя рубашка,кофта, юбка. футболка и т.д.,
- Мой свитер, комбинезон, и т.д.
- Мои колготки, шорты, брюки, и т.д.
Выделение причинно-следственных связей:
«Закончи предложение» (по лексической теме: «Головные уборы»)
Педагог начинает предложение, а ребенок его заканчивает:
- Летом нужна панама, чтобы …
- Солдату нужна каска, чтобы …
- Шапка-ушанка нужна зимой, чтобы …, и т.д.
«Истории в картинках»
Ребёнок должен разложить картинки в логическом порядке, а потом рассказать весь рассказ.
Развитие фонематического слуха
«Подними нужный светофор (хлопни в ладоши)»
Ребенок поднимает светофорчик правильного цвета (хлопнет в ладоши), когда услышит заданный звук.
«Найди картинку»
Ребенок выбирает картинку с заданным звуком.
«Придумай слово»
Педагог задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).
Обучение грамоте
«Найди и прочитай»
Дети находят спрятянные слова в таблице и читают их.
«Найди правильную букву» (графические задания)
«Изографы»
«Прочитай по первым буквам»
Детям предлогается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв.
«Расшифруй слова»
Детям предлогается прочитать слова на карточках, расположив буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитав слово, нужно подобрать к нему нужную картинку.
Ц У Р Г О Е Б Я Л К О О Ш А М И А Н
6 3 4 2 1 5 2 1 3 5 6 4 3 2 1 4 6 5
2. На индивидуальных занятиях по звукопроизношению:
Альбомы по звукопроизношению (Комарова)
«Исправь предложение»
Дети меняют слова в предложении и произносят его правильно
- В розах растут сады.
- Арбуз купил Артёма.
- В помидорах и огурцах растут огороды. И т.д.
«Подбери слова на слоги»
Ребенок читает слог и находит картинки, названия которых начинаются на этот слог.
РА – ракета, радио, раковина, ракетка.
РО – роза, робот.
РУ – руки, рубашка, румяна.
Альбомы по звукопроизношению (Азова)
«Помоги придумать предложение» (на все звуки)
Ребёнок по паре картинок составляет смысловое предложение.
Например: шуба – швейная машинка.
Шубу шьют на швейной машинке.
«Кто больше? Кто меньше?» (на все звуки)
Ребёнок по паре картинок составляет смысловое предложение.
Например: картинки - кошка и мошка
Кто больше: кошка или мошка? Кошка больше мошки.
Кто меньше? Мошка меньше кошки.
Большая книга логопедических игр (Л.Н. Смирнова)
«Что с чем рядом?»
Автоматизация звука в стихотворной форме с помощью картинок.
Игры на дифференциацию поставленных звуков
«Книги для Даши и Тани»
Ребёнок правильно распределяет картинки: для Даши – картинки со звуком [Д], для Тани – картинки со звуком [Т].
«Звуковые планшеты» (на все звуки)
Произношение ребёнком фразы с использованием картинок и символов.
«4-й лишний» (для сонорных звуков)
Ребёнок произносит ряд слов с заданным звуком и находит среди них лишний, объясняет, почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум для воспитателей "Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками"
Семинар-практикум для воспитателей поможет в работе по реализации ролево-игрового проекта...
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...
Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"
Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку ...
Семинар-практикум для воспитателей "Социо-игровые технологии в работе с дошкольниками"
Цель: формировать эффективное взаимодействие детей и воспитателей в условиях ДОУ с помощью социально-ориентированных игр.Задачи:-познакомить воспитателей с классификацией и социоигровыми приёмами орга...
Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...
Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...