Доклад на тему: "Формирование у детей целостного взгляда на выработку навыков здорового образа жизни"
учебно-методический материал на тему

Пялькина Екатерина Григорьевна

Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни осуществляется на физкультурно-оздоровительных мероприятиях  и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

     

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков

здорового образа жизни».

 Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологически обоснованной деятельности и поведении, которые обеспечивают гармоничное развитие человечества в ближайшем будущем.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей деятельности, умение сравнивать, выделять в предметах определённые свойства.

                   Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного воздействие сформировать начало экологической культуры –осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание эколого – развивающей среды в ДОУ – одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие под руководством педагога. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений, лабораторно –исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой.

Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями.

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, цветущие растения.

На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное «живое» общение с ней. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе

В настоящее время много пишут и говорят о необходимости экологического образования детей. С какого возраста знакомить детей с экологией решено, в доказательство большое многообразие программ по экологическому воспитанию дошкольников. Они, играя, обогащают детей знаниями - от живой клетки до космических тел. Несомненно, это расширяет кругозор дошкольников, учит любить и охранять природу, а также готовит их к стремительной жизни в современном мире.

Неопровержимо то, что человек неотъемлемая часть природы. Отсюда вытекает, что знания об организме человека есть одна из сторон экологического воспитания. Охраняя природу, человек охраняет своё здоровье. Чтобы глубже ребёнок осознал это «правило» взаимосвязи, прививать это понимание нужно с детства. Да, именно в тот сенситивный период, в котором человек узнаёт больше, чем во всю оставшуюся жизнь. Исследователи утверждают, что точно также как ребёнок выносит знания о вещах, явлениях, он может и должен унести понимание сущности природы и понимание тесной взаимосвязи с ней.

Формирование навыков здорового образа жизни предполагает практические и теоретические занятия. По свидетельству последних исследований возможно к практическим занятиям относить: физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия, а к теоретическим

- такие занятия, на которых информируют детей о человеческом организме, знакомят с элементами доврачебной помощи, прививают гигиенические нормы, учат ориентироваться в сложной ситуации, когда взрослых нет рядом.

Если брать во внимание то, что формы обучения - это специально организованная деятельность, сюда можно отнести:

1) занятия;

2) оздоровительный бег;

3) утренняя гимнастика;

4) гимнастика дневного сна;

5) закаливающие процедуры;

Таким образом, формирование и закрепление навыков здорового образа жизни осуществляется: на занятиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в повседневной жизни.

Все вышеуказанные методы и приёмы используются на практических, теоретических занятиях, на физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в повседневной жизни при формировании навыков здорового образа жизни.

Таким образом, использование в комплексе всех методов и приёмов ведёт к активизации деятельности на занятиях, к осознанному усвоению навыков здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Статья на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга       Статьяна тему: «Формирование навы...