НОД "Живая Арктика" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бондарева Эльвира Ивановна

Познакомить детей с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов. Обогащать словарь. Выявить экологические знания детей: учить воспринимать предложенную ситуацию, принимать в ней участие, выполнять определенную роль. Иметь представления о животных, растениях Севера; определять их по внешнему виду, знать их названия; знать особенности климата и состав растительного и животного мира Арктики. Познакомить с коренными народами Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhivaya_arktika.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

«Живая  Арктика»

в подготовительной группе.

(познавательное развитие: познавательно -  исследовательская деятельность,  приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром  природы)

 Воспитатель: Бондарева Эльвира Ивановна

первой квалификационной категории.

Саратов 2015

Программное содержание: 

Обучающие задачи:

Познакомить детей с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов. Обогащать словарь. Выявить экологические знания детей: учить воспринимать предложенную ситуацию, принимать в ней участие, выполнять определенную роль. Иметь представления о животных, растениях Севера; определять их по внешнему виду, знать их названия; знать особенности климата и состав растительного и животного мира Арктики. Познакомить с коренными народами Севера.

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, любознательность, воображение, умение анализировать, обобщать,  делать выводы.

Словарная работа:

1. обогащение предметного словаря (Арктика, Антарктика, айсберг, белый медведь, ледяной, морж, олень, песец, полярный, север и т.д.)

2. обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый)

3. словарь наречий (быстро, холодно, ловко).

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы нужно ее беречь.

Здоровьесберегающие задачи:

Использовать смену деятельности детей, следить за осанкой.

   Интеграция образовательных областей:

Познавательное, речевое, социально – коммуникативное  развитие.   Оборудование:

Костюм белого медведя, «льдина», презентация с изображением полярных районов,  животных, обитающих там, растений. Музыкальное сопровождение.

Методы и приёмы:

игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент

словесные: загадки, стихи,  беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации.

Предварительная работа:

Разучивание танца, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций, беседы, просмотр фильмов и презентаций о северных районах.

Продумала и составила конспект, подобрала материал.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Действия воспитателя

Действия  детей

Воспитатель:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. На улице стало тепло и в ваших сердечках поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего нашего путешествия

- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям.

Звучит музыка. Появляется Умка.

- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка. Он у нас уже целую неделю гостит. Только сегодня он почему – то загрустил и не хочет  шалить и веселиться. Как вы думаете дети, что же с ним случилось? Может мы  можем ему помочь?

Умка: Я у вас играл, резвился,

            Рисовал. Но загостился.

            К маме мне уже пора.

            Помогите, детвора!

            Где мне мамочку найти,

            Как не сбиться мне с пути?

Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где он живет?

Правильно. Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).

Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

  Где – то на белом свете                   Мимо плывут столетья,

  Там, где всегда мороз,                     Спят подо льдом моря.

  Трутся спиной медведи,                  Трутся об ось медведи

  О земную ось.                                   Вертится Земля.

   Короной снежной с двух сторон

   Наш шар прекрасный окружен!

   Два полюса, два братика –

   Антарктика и Арктика.

Предлагаю  нам  вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?

- Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на льдине.

   Мы отправимся с вами туда,

   Где царство холода и льда!

Просмотр видео № 1.

- На  противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети, как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

  Вот мы и «приплыли» в Арктику. Обращая, внимание на банер, кто же нас встречает в Арктике?  Прошу детей сесть.

Презентация, слайд № 1.

- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.

Презентация, слайд № 2.

Холодные порывистые ветры гуляют оп безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и ивы средней полосы?

Презентация, слайд № 3.

Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. 

Презентация, слайд № 4.

Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где  только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.  Презентация, слайд № 5.

Но вдруг попадается зеленая льдина.

Как вы думаете, почему она зелёная, откуда она взялась?

Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Презентация, слайд № 6.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце -  продолжается полярный день.  Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое полярный день?

Презентация, слайд № 7.

 А бывает ещё полярная ночь.  Что же это такое?

В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.

Презентация, слайд № 8.

  Но к этим суровым условиям приспособились обитатели севера. Какие? Давайте узнаем. И помогут нам в этом волшебные снежинки.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец –

И заботливый отец.

Весит тысячу  килограмм. (Белый медведь).

Презентация, слайд № 9.

Дети кто нам расскажет про белого медведя?

Воспитатель:

- Спасибо тебе за интересный рассказ. Может кто-то  ещё расскажет? Мы это обязательно запомним.

Послушайте ещё загадку:

Толстый в складку богатырь –

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой? (Морж).

Презентация, слайд № 10.

Дети кто нам хочет рассказать про моржа?

Воспитатель: Как много мы узнали про моржа. А эта загадка про кого?

Что за хищник за такой

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. ( Песец).

Презентация, слайд № 11.

Дети кто нам расскажет про моржа?

Воспитатель: Дети, отгадайте ещё одну загадку.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень).

Презентация, слайд № 12.

Дети, что вы знаете интересного про оленя?

Давайте отдохнём и поиграем в игру «Загадки».

Воспитатель:

- На скалистых берегах -  птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики. По побережью живут гуси, утки. Каких ещё птиц вы увидели?

 Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Воспитатель:

- А как вы считаете, живут ли люди в Арктике? Пятью крупнейшими народами севера России являются: якуты, ненцы, эвенки, ханты, эвены.

Дети, я слышу какие то звуки. Давайте, посмотрим, что же происходит там?

Звучит музыка.

Воспитатель:

Дети мы помогли Умке вернуться домой, много интересного узнали об Арктике. Но нам пора уже возвращаться домой.

Проходите на льдину.

Итак, давайте подведем итог.

Где находится Арктика?

Что вы можете рассказать об Арктике?

Кого можно встретить из животных в Арктике?

А птиц каких?

Стук в дверь.

- Посмотрите. Умка прислал нам письмо и посылку. Зачитывает. Он нас благодарит и хочет, чтобы вы попробовали конфеты " Мишка на Севере". Сейчас вы пойдете в группу, а вечером расскажем мамам и папам, где вы сегодня были и что нового узнали. Всего доброго.

Дети стоят полукругом.

Ответы детей.

Подули на ладошки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Рассматривание глобуса.

Дети встают на «льдину».

Рассуждения детей.

Дети садятся на стулья.

Ответы детей

Рассуждения, объяснения детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Собирают пазлы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети танцуют танец и уводят Умку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ» подготовительная группа

Цель: Систематизировать знания детей об арктических животных.Задачи: Образовательные:-Расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях.Разв...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Экопроект Тема: «Великая Арктика» подготовительная группа №1 Срок реализации: февраль, март Воспитатели первой квалификационно

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.Участники проекта: группа детей, воспитатели, родители;Срок реализации проекта: долгосрочный Общие сведения о проектеПознав...

Методическая разработка проекта сюжетно-ролевой игры "Путешествие в Арктику" (подготовительная группа)

Проект сюжетно-ролевой игры создан в помощь педагогам дошкольных учреждений. Документ содержит советы и рекомендации для создания наиболее благоприятных условий реализации сюжетно-ролевой игры как сам...

Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»

Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор:  Коньякова Дарья...

Экологический проект «Эта удивительная Арктика» (подготовительная группа)

Экологический проект«Эта удивительная Арктика»(подготовительная группа)...