Приемы активного и пассивного слушания
консультация на тему

«Приемы активного и пассивного слушания»

 

Упражнение «Никто не знает, что я…..»

Цель: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

 

Слайд 1. "АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ"

 

Слайд 2. "Цель и задачи занятия"

 

Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.

Освоение техник активного слушания.

Основной этап.

 

Слайд 3. "Умеем ли мы слушать?"

Это видео показывает как мы умеем слушать, делая свои выводы об услышанном.

 

Слайд 4. "Умеем ли мы слушать?"

 

«Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».

 

Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?

 

Диагностический блок. (Анкета «Умеете ли вы слушать?»). Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей».

 

Все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника.

Слушать можно по-разному.

 

Слайд 5. «Техника акти́вного (эмпати́ческого) слу́шания».

 

Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

 

Слайд 6. «Техника пассивного слушания».

 

Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством

 

Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.

 

Слайд 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».

 

Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя — в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».

 

Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.

 

Слайд 8. «Приемы активного слушания».

 

Поощрение

-  Выразить интерес

- Поощрить другого человека говорить

("Да-да...", "Я вас слушаю", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?")

 

Выяснение, уточнение:

— я не понял

— повторите еще раз…

— что вы имеете в виду?

— не могли бы Вы объяснить?

 

Парафраз - это пересказ, переформулирование своими словами. то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли. Самый простой пример – зеркальное повторение сказанного. «Эти ручки такие дорогие!» — «Да, действительно, эти ручки дорогие.

Отражение чувств:

— мне кажется, Вы чувствуете…

— понимаю, Вы сейчас разгневаны…

Обобщение:

— и так, Вы считаете…

— Ваши слова означают…

— другими словами…

 

Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.

 

Упражнение «Активное слушание».

                   

Цель: освоение навыков активного слушания.

 

Описание: Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.

 

Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.

 

Обсуждение: Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?

 

Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.

 

Упражнение «Испорченный телефон».

 

Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

 

Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.

 

Инструкция участникам: 4 человека выходят за двери, одному (тот, кто остался) ведущий зачитывает текст: « Воспитатель детского сад №29 Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назаровой, что экскурсия в городской парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

 

Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?

 

Подведение итогов.

 

1. Просмотр фрагмента мультфильма: «Рапунцель: запутанная история».

 

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма? (Поощрение,сопереживание)

 

2. Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».

ПАРАФРАЗ,ПООЩРЕНИЕ,ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

 

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?

 

3. Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».

 

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?

 

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Может, вы судите о людях слишком быстро? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в ваших ответах? Какие из них используются вами чаще всего? Знание своих привычек слушать является первым этапом в их коррекции.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один говорит, другой слушает. Как может кто-нибудь узнать, что вы его не понимаете, пока вы сами не скажете ему об этом?

3. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи. Например, телевизор или телефон, не допускайте “блуждание” мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают мысли и чувства “закодированными” — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства.

6. Наблюдайте за невербальными реакциями говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к мимике и жестам говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально или как он поддерживает с вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или далеко от вас стоит говорящий, способствуют ли невербальные моменты усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выражает то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженности в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник, и что он пытается понять. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ собеседнику.

 

В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с ребенком, родителями и педагогами.

 

                                                                            Педагог-психолог: Баркова Л.И.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx819.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания. 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. 4

Слайд 5

Это техника, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. 5

Слайд 6

При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «да», «угу», и т.д.. Это техника слушания при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством 6

Слайд 7

Личное отношение к собеседнику Сильные эмоции Расхождение во взглядах на обсуждаемую тему Усталость или дискомфорт Желание говорить самому Внешние факторы Лень 7

Слайд 8

« Парафраз» (пересказ) —воспроизведение мысли говорящего своими словами (перефразирование), например: «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...». «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»); Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?) Побуждение («Ну и… И что дальше?») Резюмирование - подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. — и так, Вы считаете… — Ваши слова означают… — другими словами Отражение чувств: — мне кажется, Вы чувствуете… — понимаю, Вы сейчас разгневаны 8

Слайд 9

Фрагмент из мультипликационного фильма « Рапунциль » 9

Слайд 10

Фрагмент из мультипликационного фильма «Алеша Попович и Тугарин змей» 10

Слайд 11

Фрагмент из фильма «Буратино» 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Числительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около ...

Семинар – практикум для педагогов по пассивному слушанию.

Мною разработан цикл семинаров-практикумов, которые помогут воспитателям научиться слушать и слышать детей, и не только детей, но и друг друга. В предыдущей публикации речь шла об активном слушании и ...

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет

Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 летЧислительное: один, много, ни одного, один, два, триВопросы: Где? Куда? Почему? Когда?Предлоги: на, за, в, из, с, перед, по...

Приемы активного слушания

Музыкальная интонация также напрямую связана с жестом, мимикой, пластикой. Интонирующее движение, жест совмещает в себе всевозможные элементы музыкальной речи (направление движения мелодии, ...