Семинар – практикум для педагогов по пассивному слушанию.
проект на тему

Шмелева Ирина Васильевна

Мною разработан цикл семинаров-практикумов, которые помогут воспитателям научиться слушать и слышать детей, и не только детей, но и друг друга. В предыдущей публикации речь шла об активном слушании и приемах активного слушания. В данной публикации речь пойдет еще об одном виде слушания, так называемом «пассивном слушании». Второй семинар-практикум содержит также, теоретическую часть и практическое задание по теме «Пассивное слушание», позволяющие получить и закрепить знания, умения и навыки теоретической части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_pedagogo_po_passivnomu_slushaniyu.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мною разработан цикл семинаров-практикумов, которые помогут воспитателям научиться слушать и слышать детей, и не только детей, но и друг друга. В предыдущей публикации речь шла об активном слушании и приемах активного слушания. В данной публикации речь пойдет еще об одном виде слушания, так называемом «пассивном слушании». Второй семинар-практикум содержит также, теоретическую часть и практическое задание по теме «Пассивное слушание», позволяющие получить и закрепить знания, умения и навыки теоретической части.

Задачи:

        - Познакомиться с понятием «пассивное или нерефлексивное слушание»

        - Освоить правила нерефлексивного слушания и понять в каких ситуациях оно применяется

 - овладение навыками пассивного слушания

Форма проведения: семинар-практикум, который включает в себя небольшую теоретическую часть, а также практическую часть, где закрепляются теоретические знания посредством участия в практических заданиях и их обсуждении.

 Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Количество участников четное количество участников, от 6 до 16 человек

Теоретическая часть 2 семинара-практикума:

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Слушать можно по-разному. И слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться.

Это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и комментариями.

Правила нерефлексивного слушания:

 1. Главный принцип – минимум ответов (невмешательство). Любая наша фраза в лучшем случае будет пропущена собеседником мимо ушей, в худшем - собьет его с мысли или даже вызовет агрессивную реакцию: ведь мы идем против его желания выговориться самому.

2. При нерефлексивном слушании мы должны быть не красноречивым оратором, не судьей сказанному собеседником, не справочником, дающим ответы на любые вопросы, не врачом, ставящим диагноз, а губкой, только впитывающей все, что говорит собеседник, без какого-либо отбора и сортировки.

3. Обязательно должна быть обратная связь, человек должен четко видеть, что вы его слушаете, а не витаете в облаках. Нерефлексивное слушание (иными словами, внимательное молчание) подразумевает использованием невербальных средств – кивков, мимических реакций и контакта взглядов. Помимо этого, используются речевые приемы: «Угу», «Да-да», «Да – я согласен», «Да – я понимаю» и т.п. Эти слова нейтральны и помогают собеседнику говорить, как бы "открывают" его, приглашая продолжать, способствуя общению. Не надо говорить ребенку: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» – он этих слов адекватно понять не может, они его возмущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к ребенку, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами. 

Нерефлексивное слушание полезно тогда, когда ваш собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», хочет обсудить волнующий его вопрос, наболевшую проблему или горит желанием высказать свою точку зрения, свое отношение к чему-либо. Когда эмоции «выльются», собеседник «остынет», выговориться, выскажет волнующую проблему, можно включать активное слушание.

Упражнение на развитие умений
пассивного слушания.

Ведущий. Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его — от ступней до макушки. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это…

Настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

А теперь разбейтесь на три подгруппы.

После того как группы сформировались, ведущий продолжает:

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно две минуты.

После завершения работы в группах участникам предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями — на этот раз о работе в малых группах.

 Рефлексия.  По кругу передается мяч. Каждый, у кого в руках оказывается мяч, рефлексирует свою деятельность на прошедшем занятии: что было интересно, полезно, значимо, что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники активного слушания. Семинар-практикум для педагогов

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Знакомство с правилами и техниками активного слушания....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар – практикум для педагогов по активному слушанию.

Очень важным в любом общении является умение слушать и слышать собеседника. Зачастую получается так, что мы то перебиваем собеседника, начинаем говорить, не дослушав его, что приводит к непониманию, а...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар – практикум для педагогов и родителей по эмпатическому слушанию.

quot;Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности&q...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...