Семинар – практикум для педагогов и родителей по эмпатическому слушанию.
материал

Шмелева Ирина Васильевна

"Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности" (К. Роджерс).

 

Закончить свой цикл семинаров-практикумов по видам слушания хотелось бы таким видом слушания как эмпатическое слушание.

Задачи:

        - Познакомиться с понятием «эмпатическое слушание»

        - Освоить правила эмпатического слушания и понять в каких ситуациях оно применяется

 - овладение навыками эмпатического слушания

Форма проведения: семинар-практикум, который включает в себя небольшую теоретическую часть, а также практическую часть, где закрепляются теоретические знания посредством участия в практических заданиях и их обсуждении.

 Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Количество участников четное количество участников, от 6 до 16 челове

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов и родителей по эмпатическому слушанию.

"Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности" (К. Роджерс).

Закончить свой цикл семинаров-практикумов по видам слушания хотелось бы таким видом слушания как эмпатическое слушание.

Задачи:

        - Познакомиться с понятием «эмпатическое слушание»

        - Освоить правила эмпатического слушания и понять в каких ситуациях оно применяется

 - овладение навыками эмпатического слушания

Форма проведения: семинар-практикум, который включает в себя небольшую теоретическую часть, а также практическую часть, где закрепляются теоретические знания посредством участия в практических заданиях и их обсуждении.

 Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Количество участников четное количество участников, от 6 до 16 человек

Теоретическая часть.

Эмпатическое слушание -- особый вид поведения слушающего. Его популяризировал известный американский психотерапевт К. Роджерс, который был уверен, что, слушая, можно помочь индивиду понять его собственную ситуацию и проблемы.

Цель эмпатического слушания -- уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник.

При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

 Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При ЭС не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями.

Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание -- не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

Эмпатическое слушание уместно отнюдь не во всех ситуациях. Иногда тому, кто обращается к вам за помощью, нужна просто информация, а не работа с его чувствами. Не стоит использовать приемы эмпатического слушания и в том случае, если у вас мало времени или отсутствует действительное желание помочь человеку.

Практическая часть:

Упражнение «Эмпатическое слушание»

Цель: интеграция умений и навыков слушания в общении.
Инструкция: «Выберите себе в пару того из членов группы, кого вы пока узнали меньше всех, но хотели бы узнать поближе. Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», другой – «слушающим».
Далее задание состоит из нескольких шагов. За временем следит тренер. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий», а «говорящий» может пока отложить их в сторону.

Шаг 1: «Говорящий» в течение 5 минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях и проблемах в общении. Особое внимание он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий», соблюдая правила эмпатического слушания, помогает «говорящему» рассказывать.

Шаг 2: Далее у «говорящего» будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться.

Шаг 3: Ведущий дает следующее задание, в котором «говорящий» в течение 5 минут будет рассказывать о своих сильных сторонах в общении. «Слушающий», не забывая соблюдать правила слушания, должен учесть ту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты.

Шаг 4: «Слушающий» за 5 минут должен повторить «говорящему», что он понял из двух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если он делает отрицательное движение головой, в знак того, что его неправильно поняли, то «слушающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов.

После завершения сообщения «слушающим» «говорящий» может сказать, что было пропущено, что искажено.

Упражнение «Отражение чувств»: 

Цель: интеграция умений и навыков в отражении чувств

Участники разбиваются на пары. Первый член пары произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй - повторяет своими словами содержание того, что услышал (парафраз). Затем пытается определить чувство, которое испытывал партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений. Затем - обмен ролями.

Обсуждение проходит в свободной форме. Трудно ли было повторить своими словами содержание того, что услышали? Насколько трудно было определить чувство, которое испытывал говорящий?

Рефлексия:

1. Что такое эмпатическое слушание и какова его цель?

2. В каких ситуациях не стоит использовать приемы эмпатического слушания?

3. Назовите правила эмпатического слушания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ ИЛИ РОДИТЕЛЯМИ "БИТВА КРАСНОСЛОВОВ"

РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. ИНТЕРЕСНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ....

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ ИЛИ РОДИТЕЛЯМИ "БИТВА КРАСНОСЛОВОВ"

РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. ИНТЕРЕСНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ....

Семинар – практикум для педагогов и родителей: «Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста".

Семинар – практикум для педагогов и родителей:«Игры с песком в комплексном развитии детей дошкольного возраста"....

Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...

Конспект семинара-практикума "Взаимодействие педагогов и родителей по укреплению здоровья воспитанников"

В данной публикации отражен опыт работы  с педагогами по сохранению и укреплению здоровья дошкольников....