Семинар- практикум для педагогов "Как родителям понять педагогов?"
методическая разработка на тему

Галушкина С.А.

Нетрадиционная работа с родителями в ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Семинар – практикум

 для педагогов

«Как понять родителям педагога?»

                                                                 Подготовила: старший

                                                                             воспитатель Галушкина С.А.

Саранск- 2016

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

«Родители – первые воспитатели и

учителя ребенка, поэтому их

 роль в формировании его личности огромна».

 

I. Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из задач ДОО - совершенствование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс.

Воспитателям предлагается опрос «Моя форма взаимодействия с родителями», как должен проводить  работу педагог по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО:

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?         

Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?

а) да

б) иногда

в) нет

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?         

а) да

б) нет

4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?    

а) да

б) не со всеми

в) старается держаться дистанции, так как родители все разные

5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями           .

а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду

б) Материально-хозяйственная помощь

в) Правильная организация досуга детей и родителей

г) Соблюдение всех требований воспитателя

д) Нет целей

6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Побольше привлекать к жизни ДОО. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны; заниматься педагогическим просвещение родителей, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно - творческие группы родителей, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем; больше показывать открытые занятия для родителей, организовывать Дни открытых дверей, совместные субботники.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале семинара. Как изменить такое положение (непонимание между семьей и ДОО)? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы работы, формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОО, установления неформальных контактов, имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Что включает в себя досуговое и наглядно - информационное направление, с какими трудностями можно столкнуться с их реализацией (приложение №2)

Консультация «Необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей» (приложение №3)

Консультация «Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения» (приложение №4)

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции.

 

II. Практическая часть.

Чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами.

Современные ДОО много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Организация работы с семьей- это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Чтобы пополнить наше с вами мастерство, теоритический, но и практический багаж знаний в области коммуникативной компетентности, предлагаю вам провести с родителями тренинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями». (приложение №5)

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

 

Список использованных источников

1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.

2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.

Приложение №1

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?        

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы

Д. Иное - интернет

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом? 

А. Сами справимся

Б. Неудобно отрывать педагога от работы

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом

Г. Считаю педагога не совсем компетентным

Д. Иное

3. Что такое хороший детский сад?          

А. Где любят и уважают детей

Б. Где многому учат

В. Куда дети бегут с удовольствием

Г. Где всегда ждут детей

Д. Где уважают родителей и детей

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги

Ж. Где детям тепло и уютно

З. Иное - где безопасно

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?    

А. Любит и уважает детей

Б. Учит детей

В. Относится к чужим детям как к своим

Г. Понимает детей и родителей

Д. Это терпеливый воспитатель

Е. Хорошо готовит детей к школе

Ж. Это вторая мама

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?          

А. Проводит образовательную деятельность, праздники

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка

Г. Обеспечивает безопасность ребенка

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы

Ж. Общается с родителями на равных

З. Иное

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?        

А. За материальной помощью

Б. Что – то сделать для группы

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка

Г. Вовремя оплатили за детский сад

Д. Когда ребенок что – то натворил

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома

Ж. Чтобы похвалить ребенка

З. Иное –

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?          

А. Семья

Б. Детский сад

В. Иное

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе   

А. Полезна

Б. Не очень

В. Бесполезная

Г. Я ее не читаю

Д. Иное

Приложение №2

Консультация

«Нетрадиционные формы работы с родителями:

 наглядно - информационное и досуговое направление»

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Кто быстрее соберет ребенка в детский сад? ».

Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Приложение №3

Консультация

 «Необходимость внедрения в практику

 работы новых методов и форм активизации родителей»

         «Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог  дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель,  родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут  обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру,  возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с  разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются  мнения психологов. Все  позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее  волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Приложение №4

Консультация

«Методы активизации родителей на родительских

собраниях в нетрадиционной форме проведения»

 «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?».  Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются  пути достижения цели.

 «Коллективная запись».  Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания  побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина").  Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец  должны закончить предложение.

Приложение №5

Тренинг

 «Развитие коммуникативных умений

 у педагогов в общении с родителями».

Актуальность тренинга: Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

 Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

• отработать навыки убеждения

• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

• развить умение находить подход к людям

• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

• развитие умения невербального средства общения.

• обучить эффективным способам общения.

 Ход тренинга:

         Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;

• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;

• 3 хлопка — здороваемся как женщины.

Упражнение «Комплимент» в кругу

Задачи: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?

Упражнение «Ассоциации».

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.

Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

1.Контакт

2.Беседа

3.Встреча

4.Разговор

5.Переговоры

6.Обмен информацией

7.Процесс восприятия и познания друг друга

8.Прием информации

9.Передача информации

10.Самовыражение

11.Поддержка

12.Взаимопонимание

13.Сплочение

14.И т.д. 

Метафора общения.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Парное рисование»

Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...