Главные вкладки

    СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
    методическая разработка по логопедии на тему

    Пенская Наталья Александровна

    ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon semnar_-_praktikum.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум

    с педагогами

    «Слова – улыбка мастерства»

    Тема:  Развитие навыков словообразования в игре

    Провела учитель – логопед Пенская Н.А

    МКДОУ №2 Заволжск

            

    Предварительная работа:

    1. самообразование по теме «Виды словообразования в русском языке». «Особенности развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста»
    2. задание педагогам старших групп к конкурсу «Словесные игралочки» - оформление дидактических игр на тему «профессии». Воспитателям младшей группы «Мягкая развивающая книжка»
    3. домашнее задание – «Заполнить анкету»

    ( педагоги делятся на две творческие группы)

    Ход: 1 часть – практическая «Подбери слова – родственники»

    Логопед читает стихотворение

    Е. Измайлов

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым-

    Был он только словом

    Это слово- слово корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло-

    Стало много новых слов.

    А из сада вам рассада.

    Вот ещё посадки рядом.

    А вот садовод,

    С ним садовник идёт.

    Очень интересно гулять в саду словесном!

    Обращает внимание на бумажный макет: дерево, над ним звёздное небо.

    - Уважаемые коллеги перед вами дерево из словесного сада.

    Обращается к первой творческой группе:

    - Попробуем расположить на ветках этого дерева однокоренные слова, слова –родственники к слову САД. (педагоги называют – логопед записывает, разбирает слова по составу)

    - Над словесным садом нависло ночное небо, зажглись звезды

    Обращается ко второй творческой группе:

    - подберем слова родственники к слову ЗВЕЗДА

    2 часть – теоретическая «Как образуются слова»

    Итак, мы видим, что в русском языке из одного слова можно образовать множество однокоренных слов. И помогают нам это сделать части слова или морфемы.

    Назовём их (приставка, суффикс)

    Если вы посмотрите на слова, которые мы составляли, то можно увидеть все способы образования слов

    1. СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.

    СУФФИКС -  значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

    Суффиксов в русском языке много. Они создают новые слова. В существительных насчитывается около 100 суффиксов, в прилагательных – около 50, в глаголах – около 20. Каждой речи свойственны свои суффиксы.

    ПРИМЕР: белый – белизна, белок, беляк, белеть, белить, беловатый, беленький, бело.

    1. ПРИСТАВОЧНЫЙ  СПОСОБ

    ПРИСТАВКА- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

    Приставки, как и суффиксы, служат для образования слов. Приставки отличаются от суффиксов положением в слове: суффиксы располагаются после корня, а приставки перед корнем. С помощью приставок могут быть образованы слова разных частей речи. В современном русском языке 18 продуктивных приставок.

    ПРИМЕР: ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить.

    1. ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ

    ПРИМЕР: подорожник, приморский, приземлить, подснежник.

    4.СЛОЖЕНИЕ

    А) СЛОЖЕНИЕ СЛОВ

    Школа – интернат, ракета – носитель

    Б) СЛОЖЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ГЛАСНЫХ

    Лесостепь, луноход

    В) СЛОЖЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ БУКВ

    ВУЗ, МГУ

    Г) СЛОЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ЧАСТИ СЛОВА С ЦЕЛЫМ СЛОВОМ

    Стенгазета, полдыни

    5.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

    Железная дорога – железнодорожный; левый берег – левобережный

    6.ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ

    Больной ребёнок уснул – больной уснул

    3 часть «Вопрос –ответ»

    Особенности в овладении словообразования детьми дошкольного возраста

    1 вопрос – 1вой творческой группе

    - В каком возрасте ребёнок искажает слова. Пользуется упрощенными словами? (младший дошкольный возраст)

    2 вопрос – 2-ой творческой группе

    - В каком возрасте наблюдается такое явление, как словотворчество? (средний дошкольный возраст с пяти лет)

    Комментарии логопеда: в среднем возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию. Словообразование и словотворчество носит в этом возрасте взрывной характер.

    3 вопрос- 1вой группе

    - Замечаете ли  вы слова, которые создают сами дети. Приведите примеры. (примеры логопеда: Мазелин – вазелин, это не рыбка, а китка – о резиновом ките, посмотри, коровы рогаются)

    Комментарии логопеда: Словотворчество – это экспериментирование в сфере словообразования.

    Однако, при спонтанном развитии у некоторых из них наблюдается задержка; активными «словотворцами» они становятся лишь на шестом году жизни. Разумеется, факт не очень желательный, так как в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается критическое отношение к своей речи. Как правило, причину следует искать в микроклимате дома, группы. Здоровый духовно ребёнок должен играть со словом так, как он играет с игрушками.

    Стихотворение «Шкатулка» читает 1вая творческая группа

    Стихотворение «Он взглядом на меня взглянул…» читает 2-ая творческая группа. Обсуждение: почему дети создают такие слова, какие интересные слова встретились.

    4 вопрос – 2ой группе

    - В каком возрасте внимание ребёнка переключается на речевой самоконтроль, критическое отношение к речи, стремление говорить правильно.

    ( в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет)

    Комментарии логопеда: Замечательная чуткость к слову и грамматической форме объясняется сложившимися стереотипами, которые он применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Большинство слов укладываются в модели, но иногда нужное слово в русском языке имеет словообразовательную особенность, о которой ребёнок ещё не знает. Так появляются лексические и грамматические ошибки. (см.приложение «Грамматические ошибки») «Вон голубчики ходят», - увидев голубей, говорит малыш.

    Педагогам раздаются шпаргалки с видами ошибок и с правильными формами употребления слов (в папку «Рекомендации логопеда)

    4 часть  - «Учимся, играя»

    Проблемы, проблемы….

    Логопед: К сожалению, на протяжении всего своего опыта работы с детьми сталкиваешься с трудностями в умении образовывать новые слова. Как правило, с заданиями на словообразование справляются единицы.

    А ведь создание новых слов в языке, правильный анализ состава слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

    Период словотворчества у детей очень часто затягивается и наступает в 6 лет.

    Порой виновники запаздывания словотворчества у детей  - взрослые: родители, воспитатели. Где нет радости, там нет игры; где речь взрослого убогая – нет творчества. Проблемы немедленно проявляются в речи детей – бедной, бесцветной. Часто родители и даже педагоги забывают о значении художественной литературы в развитии речи ребёнка. Хотя нам хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха. А ведь в этих стихах уже находится словесная игра, без которой ребёнок никогда не овладеет своим языком в совершенстве.

    Эти весёлые стихи уже могут стать элементом занятия по развитию речи. Например, предложить детям прослушать стихотворение «Прогульщик» Э. Мошковской и найти похожие слова, слова –родственники.

    Предлагает прочитать воспитателям и выполнить задание.

    Шёл прогульщик на прогулку

    Шёл и песенку свистел.

    Захотел Прогульщик булку

    И баранку захотел.

    Захотел он шоколадку,

     Пососал бы леденцов…

    Но прогуливал буфетчик,

    И невидно продавцов.

    И гулял киномеханик-

    Не показывал кино,

    Футболисты и артисты

    Прогуляли заодно…

    И обиделся прогульщик!

    И прогульщик не смолчал!

    И прогульщикам Прогульщик

    «Вы -  прогульщики кричал!»

    Чем чаще повторять стихотворение, тем больше можно увидеть в нем загадок, шуток и других игр.

    Детские поэты (К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, С Михалков, Б. Заходер, Е. Благинина, В. Берестов, Э. Успенский, Э. Мошковская, Ю. Мориц, И. Токмакова, В. Левин и др.), зная особенности развития речи детей, сочинили множество художественных произведений наполненных детской фантазией, юмором, словесными играми.

    Как же научится играть со стихами и в стихи? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Предлагает пользоваться в дальнейшем папкой «Нужные стихи»

    Ну и конечно же игра, так сказать работа дошколят. Я бы сказал, что в речевые игры мы играем редко. А ведь их великое множество. Обратите внимание на игры, которые есть  в логопедическом кабинете. Ими можно пользоваться.

    А так же  есть сборник словесных игр на словообразование «Словесные игралочки». Здесь около 40 игр для детей 4- 7 лет. Игры на название детёнышей животных, игра «Вы хотите – мы хотим», «Магазин посуды» - на словообразование: хлеб – хлебница, сухари – сухарница и т.д.

    Ну а сейчас пришла пора, поиграть нам господа!

    Игра «Кузовок»

    Цель: учить образовывать с помощью суффиксов уменьшительно – ласкательные существительные

    Ход: Один из играющих ставит на стол корзинку и говорит соседу:

    Вот тебе кузовок,

    Клади в него что на ОК

    Обмолвишься - отдашь залог.

    Педагоги по цепочке называют слова с рифмой на ОК (Я положу колобок, утюжок, колпачок)

    По окончании разыгрываются залоги: покрывают кузовок и спрашивают: - Чей залог вынется, что тому делать?

    Опираясь на тематический принцип (задача «Трудовое воспитание) мы подготовили игры на тему «профессии»

    Игры бывают как речевые, так и настольные и даже подвижные.

    Физ. Инструктор проводит народную игру «Король»

    5 часть – Домашнее задание

    Уважаемые коллеги, вам пришлось немало потрудиться,

     выполняя домашнее задание. Во –первых, хотелось бы оценить заполнение анкет. (называются лучшие, награждаются)

    Во-вторых, вы делали игры, не просто речевые, а с наглядностью.

    Подведение итогов: воспитатели рассказывают о своих играх, лучшие награждаются

    А воспитатели младших групп участвовали в конкурсе «Развивающая мягкая книжка».  Так развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Оцениваются результаты.

    Логопед благодарит за сотрудничество, раздаёт материал в папку «Рекомендации логопеда»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

    Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

    Семинар – практикум для педагогов детского сада «Развитие познавательной сферы дошкольников»

    Цель семинара-практикума: актуализация понятий «познавательная сфера», «психические процессы», пополнение педагогической копилки воспитателей играми и упражнениями, направленными на развитие познавате...

    Семинар-практикум для педагогов "Социально-эмоциональное развитие детей"

    Цель: научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать спосо...

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

    Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

    Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности. Речь взрослого человека – это его визитная карточка. Речь реб...