Главные вкладки

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
    консультация по логопедии на тему

    Ястребова Инна Николаевна

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-praktikum_dlya_vospitateley.docx24.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

    Семинар – практикум для педагогов:

    «Эффективные приёмы развития связной речи

    детей дошкольного возраста»

    Учитель –логопед

    Ястребова И.Н.

    г. Советский,  2016 г.

    Цель: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.

    Задачи:

    1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

    2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

    3. Активизировать деятельность педагогов.

    Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

    Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

    Дошкольник, вступаю во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

    Назовите задачи по развитию связной речи (воспитатели называют задачи по развитию связной речи).

    Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.

    1. Разминка

    Вопросы:

    1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

    2. Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

    3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)

    4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)

    5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

    6. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

    7. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

    8. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

    9. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

    10. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    11. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

    12. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

    13. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи для каждого возраста? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    1. «Дискуссионная».

    К какому виду рассказов отнесем эти занятия?

    1 ребенку предложили описать игрушечную машину, которую он держит в руках (рассказ по восприятию)

    2 ребенку предложили описать мишку, который играл с ними на музыкальном занятии, а теперь остался сидеть в музыкальном зале (рассказ из личного опыта)

    3 ребенку попросили описать мишку, которого он бы сделал сам, если бы был игрушечником (рассказ по воображению (творческий).

    Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении с взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь с ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

    Методы развития связной речи:

    На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

    • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
    • Рассказ по серии сюжетных картинок – научит ребенка понимать сюжет произведения и устанавливать причинно-следственные связи.
    •  Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
    • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
    • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
    • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
    • Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.
    • Метод «синквейна»

    Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

    Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

    • 1 строчка - одно существительное;

    • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

    • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

    • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

    • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

    Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть

    В чем же его эффективность и значимость?

    - Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

    - Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

    Синквейн является игровым приемом.

    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    1. «Творческая»

    - СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН (игрушка, время года)

    Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов "Инновационные приёмы формирования связной речи у дошкольников".

    В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в виде интеллектуальной игры "Говорун-шоу"....

    Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

    Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

    Семинар-практикум для педагогов по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. часть 2

    Во 2 части цикла семинаров-практикумов, мы познакомимся с такими методами коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как арт-терапия и релаксация. Прежде чем педагоги будут использ...