Главные вкладки

    Семинар – практикум для педагогов. тема: «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста разнообразным видам деятельности »
    методическая разработка

    Грасмик Светлана Викторовна

    «Чтобы переварить знания, надо

    поглощать их с аппетитом»

    Анатоль  Франц

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_pedagogov.docx35.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар на тему: «Использование приемов мотивации детей  дошкольного возраста разнообразным  видам деятельности »                  

    «Чтобы переварить знания, надо

    поглощать их с аппетитом»

    Анатоль  Франц

    Любая детская деятельность: игра, труд,  образовательная, продуктивная, должна способствовать развитию детей.  Для каждой  детской деятельности нужен привлекательный отправной момент –какое-либо событие, вызывающее интерес детей то есть мотивация.

     Мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

    Цель мотивации – Формирование  у детей интереса к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение новых знаний и умений.

    Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

    1.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

    2.Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

    3.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

    4.Плавно регулировать поведенческие трудности детей.

    Мотивация в непрерывной образовательной  деятельности должна быть не более 2-3 мин.  Мы в своей работе  чаще используем  один мотив: «Помощь».  Чтобы разнообразить и сделать   образовательную деятельность интересной для детей,  можно в мотивационных моментах  использовать «проблемные ситуации».  

         В теории М. И. Махмутова,   под проблемным обучением понимается система научно обоснованных  методов и средств,  применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством воспитателя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального  и творческого развития детей, а так же овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.    

          Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, в которой возникает  интеллектуальное затруднение,  в случае, которого  дети  не знают, как объяснить возникшее явление, факт,  не может достичь цели известным ему способом, что побуждает ребенка искать новый способ объяснения или способ действия.

    Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного осуществления четырех  педагогических действий:

    1. Создания проблемной ситуации;

    2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

    3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

     4. Принятия предлагаемых детьми формулировок учебной проблемы.

    Приемы создания проблемной ситуации.

     Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие,  которые вызывают у детей Эмоциональную реакцию УДИВЛЕНИЯ ИЛИ  ЗАТРУДНЕНИЯ. 

    В основу проблемных ситуаций  “с удивлением ” можно заложить противоречие.

    В основе проблемных ситуаций  «с затруднением»  лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание педагога.

    Это побуждает детей  к осознанию противоречия проблемной ситуации и представляет собой отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
        После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: “Что вас удивило? Что интересного заметили?» 

    После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: “Сколько же разных мнений?”.  “Вы что предполагали? А что получается на самом деле?”. 

    Побуждение к формулированию учебной проблемы. 

    Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающею диалога представляет собой одну из двух реплик: “Чем будем заниматься?”( младшая, средняя группа)  или “Какой возникает вопрос?”. (старшая группа) 
    Недопустимо реагировать на ответы и предположения детей  отрицательной оценкой (“нет”,“ неправильно”). 

     Мотивационный сюжет  должен  вызвать у детей удивление, восторг, словом то, что может их заинтересовать. Педагогу следует  быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности.

                                                Виды мотивов.

    1.Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающая  воспитанников к эффективной познавательной деятельности.  

    2.Помощь другим (помоги мне)-  Оказать помощь нуждающемуся  герою или взрослому этим самым достичь цели обучения.  

    Например:

    Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить  гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею сделать для всех Гномиков цветное печенье.  Помогите мне. В трудовой деятельности так же можно использовать мотив:  «помогите мне» Например: ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

            

    3. «Учения» мотивация  связана с  учебной деятельностью, основанном на удовлетворении природного любопытства ребенка.

    4. Созидательный –(побуждает к созданию предметов и поделок)

    Например:  Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить своим мамам такую открытку?

          Этот мотив можно использовать не только  в продуктивной деятельности, но и конструировании.

    5.Игровой (помоги игрушке)  -связанные с интересом к самой игре.

    Например: (для младшей и средней группы).

    Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Мама- зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята,  она  сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

    Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями. (рисовать листья)

    Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

       Или такой  пример (подходит для детей старшей, подготовительной групп).

    Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

    6. Сравнительный (соревновательный) -  стремление выиграть, быть первым. 

    7. Личностный- развивать умение детей самостоятельно решать педагогические проблемы.

         

    Мотивации для младшего дошкольного возраста:

    -Познавательный

    -Помощь другим

    -Созидательный

    -Игровой

    Мотивации  для среднего дошкольного возраста:

    -познавательный

    -помощь другим

    -созидательный

    -игровой

    Мотивации для старшего дошкольного возраста:

    -познавательный

    -помощь другим

    -созидательный

    -игровой

    -личностный

    -учения

    -соревновательный

                                        Приемы мотивации:

    Игровые приемы:

    1. Внесение игрушек,

    2. Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

    3. Обыгрывание игрушек, предметов 

     Словесные методы и приемы:

    1Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

    2 Разговор, беседа.

    3Рассматривание картин, инсценировки.

    Практические методы:

    1.Упражнения (оказание помощи).

    2.Совместные действия воспитателя и ребенка.

    3.Выполнение поручений.

     Наглядные методы и приемы:

    1.Показ предметов, игрушек.

    2.Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

    3.Рассматривание живых объектов.

    4.Показ образца.

    5.Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

    6.Диафильмы.

    7. Мультфильмы.

    Внедрение ИКТ- является средством повышения мотивации к познавательной деятельности.

     Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание детей).

    Формы  работы  познавательного мотива: 1.наблюдения

    2. экскурсии

    3.решение проблемных ситуаций

    4.экспериментирование

    5. коллекционирование

    6. моделирование

    7.реализация проекта

    8. игры с правилами

    Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

    1.Нельзя навязывать ребенку свое видение в решении проблемы (свой путь).
    2.Обязательно  хвалить  действия ребенка за полученный результат.
    3.Игрушки или игровые персонажи:-должны соответствовать возрасту детей; быть эстетичными, безопасными для здоровья ребёнка. Вид игрушек для использования в мотивации  должны быть анатомически правильными.

     4.Игровых персонажей не должно быть много.

    5.Воспитывать умение давать эмоциональную оценку своему рисунку, умение работать в паре.

    Рефлексия . высказывания своих мнений.

    -Удалось ли достигнуть поставленной цели?

    -Какие проблемы в ее освоении возникли?

    -Чему удалось научиться?

    -Что необходимо еще освоить?

    -Как  можно  использовать  предложенный  материал  в профессиональной деятельности.


    Литература:

    1.«Реализация содержания образовательных  областей дошкольной образовательной организации».Выпуск-1Методические рекомендации : Омск БОУДПО  2015  стр-12

     2. «Реализация содержания образовательных  областей дошкольной образовательной организации : Выпуск-2  Методические рекомендации. Омск БОУДПО  2016

    3.Рабочая тетрадь-портфолио: « Образовательные технологии, обеспечивающие достижения планируемых результатов в ДО в соответствии с требованиями ФГОС» отпечатано в типографии  БОУДПО «ИРООО», 2017

    4. Бабунова Т.М. дошкольная педагогика. Учебное пособие.-М.: сфера,2007-202с.

    5. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

    6. Интернет ресурсы: https://docplayer.ru/36992857-Ispolzovanie-priemov-motivacii-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-raznoobraznym-vidam-deyatelnosti.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

    Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»...

    Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

    Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

    Семинар – практикум для воспитателей. Тема: «Использование загадок в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном возрасте.»

    В рамках данного семинара учитель-логопед знакомит воспитателей с видами загадок и с возрастными особенностями детей для полноценного знакомства и работы ними. В практическую часть семинара - практику...

    Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

    Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....