Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Семинар-практикум с педагогами и родителями

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

 

 

Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:  познакомить воспитателей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности.

Оборудование:  столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с педагогами и родителями

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:  познакомить воспитателей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности.

Оборудование:  столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, д/и «Собери банкноту».

Ведущий: Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно наши дошкольники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Поэтому

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Задачи экономического воспитания дошкольников:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание - индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

Поэтому мы в нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой.

  1. Формы и методы по экономике

- загадки;

- пословицы;

- экономические задачи;

- сказки;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сегодня я вам предлагаю отправится в увлекательный мир экономики

1. Упражнение «Экономика для дошкольников – это..........» (каждый участник высказывает понятие «Экономика для дошкольников – это...»)

2. Деление воспитателей на команды: упражнение «Найди партнеров». В руках у присутвующих части банкноты «тенге» и «доллар». Под музыку присутвующие премещаются по залу, как только музыка останавливается участники треннига должны найти свою команду.

Образуются две команды.

3. Задание «Нарисовать эмблему»

4. Представление команд.

5. Игровое упражнение «Бартер»

1,2,3,4,5- начинаю я менять.

Гимнастическую палку

Поменяю я на скакалку,

А скакалку на машинку,

А машинку на картинку,

А картинку на стекляшку,

А стекляшку на бумажку

Предлагаю «Бартер»: конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.

6. Экономические загадки:

  • Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…. (товар)

  • На товаре быть должна

Обязательно…..(цена)

  • Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без……(рекламы)

  • Чуть оплошаешь -так в тот же момент

Рынок захватит весь твой….(конкурент)

  • Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким …..(доход)

  • Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ….(налоги)

  • Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)

  • Приносить доходы стал

В банке папин …. (капитал)

  • На рубль-копейки, на доллары-центы,

Бегут набегают в банке…(проценты)

  • Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы …..(ссуду)

  • Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…..(залог)

  • И врачу и акробату

Выдают за труд…….. (зарплату)

  • В банке для всех вас висит прокламация:

«деньги в кубышках съедает……» (инфляция)

  • Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них…..(договор)

7. Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежиться.

Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ. Реклама – это двигатель торговли.

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ

Нарисовать рекламу мороженого и придумать слоган.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ

11. Решение экономических задач и обоснование ответа.

  1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
  2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
  3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
  4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 180тг. за 1 кг.,а в другом по 220 тг. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
  5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 тг за 1 кг. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

12. Экономика в сказках

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках

1. Терем-теремок (распределение труда)

2. Чудесная шуба (бартер)

Распределяю сказки по командам, предлагаю их обыграть. После игры предлагаю обсудить и добавить свое экономическое понятие.

13. Обратная связь «Чемодан, корзина» - каждый участник делиться своими впечатлениями о семинаре, выбирая корзину или чемодан.

Конспект семинара-практикума для педагогов детского сада

«Экономика для взрослых и детей»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи: – познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор педагогов посредством игры.

Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями, призы (шоколадные монетки)

Теоретическая часть

Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания.

В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Практическая часть Игра.

Перед началом игры предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название своей команды, выбрать капитана.

Первый конкурс. Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Загадывать буду каждой команде по очереди. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут ... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет ... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает ... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... (циркачем)

Ян-
циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать ... (шпионом)

У
шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)

Наш
ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами)

У
врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью ... (модельеры)

Второй конкурс. Сейчас, кроме привычных нам профессий, например, учитель, строитель, появляются новые, или это все те же профессии, но с новым модным названием.

Я буду предлагать вам описание профессии, а вы будете давать ей название. Для облегчения задания у вас на столе лежит листок с названиями профессий. Это задание на скорость. Кто первый догадается, поднимает руку и отвечает. Если ответ командой дан неверный, команда – соперница может ответить.

Маркшейдер - специалист по строительству подземных сооружений.

Медиа-байер - занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении. Основная задача - добиться от средств массовой информации минимальных расценок на рекламу.

Мерчендайзер - от англ. merchendise – товары - торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары по розничным ценам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Помогает вести учет складских запасов, консультирует клиентов. Организовывает рекламные акции, презентации продукта, дегустации.

Букмекер - лицо, принимающее денежные ставки при игре на тотализаторе, в основном на скачках и бегах.

Девелопер - специалист по операциями с недвижимостью. Занимается покупкой объекта недвижимости и дальнейшей его продажей или сдачей в аренду.

Инкассатор - лицо, осуществляющее инкассацию денежной выручки и иных ценностей в виде в организациях — клиентах Банка.

Коммивояжер - от франц. commis voyageur - путешествующий в коммерческих целях - разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

Неонщик - от франц. courrier - посыльный – разносчик корреспонденции. Осуществляет доставку секретной, дипломатической, деловой почты.

Промоутер - от англ. promoter – тот, кто содействует, продвигает - человек, занимающийся прямой рекламой некоего товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы.

Рекрутер - человек, занимающийся подбором песонала.

Супервайзер - от англ. supervise — смотреть, надзирать — куратор, наблюдатель, наставник. Супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена. Осуществляет наблюдение и контролирует деятельность сотрудников.

Третий конкурс. Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

1 команда:

Это слово из двух состоит:

Одно о числе нам говорит.

Другое личное местоимение.

Вместе получится в то же мгновение

Кровных людей объединенье.

Она существует миллионы лет,

В любви и согласье долголетья секрет.

(Семь. Я. Семья.)

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

(Галка. Палка.)

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

(Банка. Банк)

2 команда

В спорте этим слово можно определить

Порыв или резкое движение,

Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение.

(Рывок. Рынок.)

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

(Финансы)

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

(До. Ход. Доход.)

Четвертый конкурс. Сейчас я каждой команде по очереди буду давать описание экономического понятия, а вы меня выслушайте, посовещайтесь и дайте ответ. За правильный ответ я буду давать вам балл. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.

  • Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.
  • Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
  • Спонсор - помощник в деле, который готов оплатить расходы, необходимые для его успешного осуществления, и не требует возврата своих денег.
  • Благотворительность - безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий.
  • Банк - учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
  • Налог - это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.
  • Страхование - это создание специальных средств для возмещения ущерба от стихийных и других неблагоприятных явлений.
  • Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо
  • Банкротство – неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.
  • Потребление - использование чего-либо для удовлетворения потребностей.
  • Накопление - использование некоторой части полученной прибыли на расширение производства или использование средств для создания запасов.
  • Затраты - средства, вложенные в какое-либо дело или в производство того или иного товара.
  • Пpибыль - положительная разница между доходами и расходами.
  • Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
  • Заработная плата - форма оплаты труда наемных работников.
  • Оптовая торговля - покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи.
  • Розничная торговля - покупка и продажа товаров через сеть универмагов, универсамов и других торговых точек, как npaвилo, в небольших количествах и предназначенных преимущественно для личного потребления.
  • Реклама - целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.
  • Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

Пятый конкурс. Сейчас я предлагаю вам анаграммы. Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.

1 команда:

Автор – товар;

Наказ – казна;

Сад, хор – расход;

Си, пеня – пенсия.

2 команда

Нырок – рынок;

Щетина – нищета.

Парта, лаз – зарплата;

Ус, сад – ссуда;

Шестой конкурс. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) люди приобщаются к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал.

Предлагаю рассмотреть проблемные ситуации.

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Мы справились со всеми заданиями, а теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги, награждение.

Раздаточный материал для игры

Второй конкурс

Коммивояжер

Супервайзер

Медиа-байер

Инкассатор

Неонщик

Рекрутер

Мерчендайзер

Девелопер

Промоутер

Букмекер

Коммивояжер

Супервайзер

Медиа-байер

Инкассатор

Неонщик

Рекрутер

Мерчендайзер

Девелопер

Промоутер

Букмекер

Третий конкурс

1 команда:

Это слово из двух состоит:

Одно о числе нам говорит.

Другое личное местоимение.

Вместе получится в то же мгновение

Кровных людей объединенье.

Она существует миллионы лет,

В любви и согласье долголетья секрет.

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

2 команда

В спорте этим слово можно определить

Порыв или резкое движение,

Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение.

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для повышения компетентности родителей воспитанников по вопросу экономического воспитания детей и адресована методистам, воспитателям дошкольных учреждений...

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

Семинар-практикум для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется налич...

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...