Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Александрова Алена Сергеевна

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_po_skazkam.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                       «Детский сад комбинированного вида Радуга»

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

 Александрова А.С.

Югорск, 2017

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель:

преодоления  трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и  уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума.

Задачи:

- Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,

- Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.

- Показать формы и методы работы со сказкой.

- Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

Дошкольный возраст -  период интенсивного развития творческих возможностей человека.  Первые попытки самостоятельного сочинения возникают в детстве. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти две функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

  Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности, здесь необходима специальная работа воспитателя, направленная на расширение и уточнение представлений дошкольников, на обогащение их эмоционального опыты, на формирование у них начальных форм творческого воображения.

Вся работа проводится по двум направлениям в три этапа.

1 направление. Создание педагогических условий, позволяющих ребенку:

- усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев;

- увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик;

- узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;

- усвоить выразительные средства сказочного текста;

- осуществить фантастические преобразования реальных объектов;

2 направление. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых

   моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;

- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;

- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;

- модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Во всех этих моделях используются типовые приемы фантазирования.

Первый этап. Введение детей в мир сказки, обогащение их литературного опыта.

Цель. Ознакомление детей с разными по стилистике сказками и средствами выразительности. Уточнение знаний об основных законах сказочной поэтики (специфичная композиция, волшебство, антропоморфические элементы).

На примере сказок «Гуси – лебеди» и «Двенадцать месяцев» проводится анализ содержания сказки, с выявлением проблемы и показа того, что реальный мир преображен.

Дальше рассматриваются используемые ресурсы, даютсяхарактеристики  героев и совет герою.

Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок.

Цель. Ознакомление детей с типовыми приемами фантазирования, преобразование объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучение сочинению загадок, лимерик, кодированию литературных текстов. Формирование умения анализировать сказочную литературу на предмет выявления типовых приемов фантазирования.

Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.

Цель. Развитие способности сочинять сказки с использованием вспомогательных средств. Формирование умения самостоятельно использовать пространственные модели при пересказе.

       Сочинение сказок идет по двум направлениям:

  • индивидуальное сочинение
  • коллективное сочинение

Уважаемые родители мы предлагаем вам провести интересную викторину по нашим добрым сказкам, но для этого вам необходимо разделиться на две команды.

Викторина

Послушайте, правила которые необходимо соблюдать во время нашей викторины

• вопросы надо слушать внимательно;

• если одна команда не может ответить на вопрос, то другая команда подняв руку может сделать это заработав таким образом жетон если ответит правильно.

• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.

• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

Первый тур разминка

Вспомни и назови правильно сказку.

Вопросы 1 команде

«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

«Бычок красный бочек зеленые ножки»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Гусочка Ряба»

«Перчатка»

«Марьюшкина избушка»

Вопросы 2 команде

«Кренделек»

«Петушок и фасолевая семечка»

«Волк и 7 котят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Редиска»

Второй тур

Ответь на вопросы

Вопросы для 1 команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для 2 команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Третий тур

Собери правильно картинку и назови из какой она сказки

1 команда

«Гуси – лебеди»

2 команда

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Четвертый тур

«Ассорти из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелелхвосстал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок –”)

3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит испеки мне бабушка колобок.

Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)

Пятый тур

Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,

движений и жестов. Тянут жребий кому какая сказка попадет

(«Репка» и «Колобок»)

1 команда вытянула сказку "Репка"

2 команда вытянула сказку "Колобок"

Шестой тур заключительный

Из какой сказки эти слова

1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)

2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)

4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)

6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)

7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)

8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)

9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)

10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)

Дорогие наши родители вы большие молодцы, хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подошла к концу. И пора подвести итоги и узнать какая команда стала победителем.

Обе команды награждаются.

Мы предлагаем вам почувствовать в конкурсе «Мир волшебных сказок». Это рисунки по сказкам, поделки своими руками из любого материала. Своей работе необходимо дать название.

В заключении нашего практикума хотелось бы сказать огромное спасибо за то, что вы нашли время и пришли к нам.

Рекомендации:Предлагаем вам принять дальнейшее участие в проекте."Сказки из сундучка Бабушки Миланьи"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...

Рабочая программа кружка детей 3-4 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» 2019 - 2020 уч.год

Рабочая программа кружкадетей 3-4 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

quot;...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,и они з...