Статья на тему: «Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Пащенко Оксана Степановна

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Русская народная сказка-как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

                                                                 

Выполнила:

Воспитатель   Пащенко Оксана Степановна  

 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка.

Сказка, фантазия –это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом , некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Работая со сказкой педагог ставит перед собой цель: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, тем самым решая задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • расширять представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
  • формировать интерес к книгам и потребность в чтении;
  • воспитывать умение слушать.

  Формы работы со сказкой:

 Чтение сказки;  речевая зарядка; беседа по содержанию сказки; пересказ сказки (с опорой на наглядность); рассматривание иллюстраций; работа с обучающими презентациями; создание сказки (продуктивная деятельность);  драматизация;  пальчиковый театр;  фланелеграф; кукольный театр;  трафаретный театр;  сочинение сказки; моделирование сказки; сказкотерапия.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, сказок,  которые невелики по объему. Главное выразительно прочитать , чтобы дети заслушивались . Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение.

Ещё один метод- рассказывание , это более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов. Главное в передаче рассказчика- выразительно рассказывать, чтобы дети внимательно слушали. Приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Для закрепления знаний полезны такие методы , дидактические игры на материале знакомых сказок ( например «Отгадай мою сказку» , один начинает — другой продолжает)

•        Можно вовлекать детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Заранее готовятся персонажи,  с которыми будет происходить общение, создание их, используя бросовый, природный материал. В совместной деятельности с детьми организовывается показ кукольного театра. С детьми старшего возраста организовывается поход к малышам с показом различных сказок. Внесение кукол  способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

•        В другом варианте, сначала рассказывается сказка, а затем предлагается  ребятам самим  попробовать «оживить» её. Вместе с детьми можно рисовать сказку, используя различные техники,  лепить из пластилина, солёного теста, делать аппликации из бумаги, ткани, различных нитей, изготовление трафаретного театра.  Использование приёма раскрашивания эпизодов сказки.  

•         С  большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Нравится детям играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

•        Моделирование сказки. Работа с детьми по моделированию сказок способствует:

1) формированию умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитию умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.

3) развитию способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует 3 вида моделирования сказки:

1)        сериационный;

2)        двигательный;

3)        временно-пространственный.

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, нужно начать с простого  – сериационного вида моделирования сказок. Строим свою работу с повторения уже знакомых детям  сказок: «Репка» . Дети вспоминают и называют персонажей сказки «Репка», уточняют, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматривают картинки из этой сказки,  обыгрывают сказку, используя настольный театр.  Когда вся предварительная работа была проделана, предложить детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом. Размером). К сказке «Репка» можно отобрать 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети выкладывают сказку и рассказывают ее без труда. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре.

     Затем переходим к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомним с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина избушка». Рассматриваем иллюстрации, обыгрываем наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки.

Нужно уточнить сколько героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, можно сделать рисунки к сказке.

К сказке «Курочка – ряба» можно выбрать в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнести с персонажем сказки.

К сказке «Заюшкина избушка» берем одинакового размера кружки, но разного цвета. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки.

Далее берем новую, не знакомую для детей сказку «Заяц – хваста». Дети, рассматривают иллюстрации пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем  называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрим  их, отметим особенности каждой. Сделаем и отберем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесем их с героями сказки. Ребята, смогут  рассказать эту сказку без труда, используя двигательный вид моделирования.

•        Играя в сказку, используются различные виды театра. Показ сказки с помощью пальчиков, театра рукавичек, театра картинок, настольного театра, широко используется драматизация, использование атрибутов и костюмов, которые изготавливаются своими руками. Такая деятельность  позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок, речь детей, интонацию, мимику.

•        Образовательный процесс выстраивается, используя принцип интеграции образовательных областей. И снова сказка - «умница и прелесть», приходит на помощь. Например, реализуя содержание образовательной области «Познание» используется сказка с целью оптимизации образовательного процесса. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии. На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, знакомить с геометрическими фигурами. « Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок», «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет,  но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, чтение «Красной Шапочки» даст возможность говорить о понятии « длинный», «короткий».

•        Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаются детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

•        Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.

•        Можно проводить утреннюю гимнастику, физическую культуру на основе сказочных сюжетов. Такая деятельность детям очень нравится и они, погружаясь в сказку, подражают сказочным героям ( медвежата, зайчата), тем самым выполняют различные физические упражнения.

Следующий приём- повторность чтения. Повторное чтение и рассказывание можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации , способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Ещё один прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Этапы работы со сказкой:

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки .
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут педагогу показать:

  1. Как дружба помогает победить зло «Зимовье»;
  2.  как добрые и миролюбивые побеждают «Волк и семеро козлят»;
  3. Что злая Сказка не дает прямых наставлений детям «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
  4. Сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
  5. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  6. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
  7. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»;
  8. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк»;
  9. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
  10. Мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», забота о близком поощряется «Бобовое зернышко»;

Сказка сама подсказывает,  какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а, в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и  практического исследования.

      Сказка- это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык- сказки.

     Такого рода работа будет эффективной при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников: совместное изготовление атрибутов, костюмов для театрализации, выставки совместного творчества родителей и детей, изготовление книжек – малышек, организация и проведение развлечений, досугов, фольклорных праздников.

Внутри образовательного процесса сказка  позволяет раздвинуть  границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а  активным участником образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является   особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:

•        обучению ребёнка  дошкольного возраста опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности;

•        повышению качества освоения Программы по  всем направлениям ребенка;

•        формированию ряда интегративных качеств личности: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Работа со сказкой  позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Список литературы:

  1. Шарыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. ТЦ Сфера 2014 год.
  2. Алябьева Е. А. «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». М. ТЦ Сфера 2004 год.
  3. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» ТЦ Сфера 1998год.
  4. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
  6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание – 2005.-№1,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...

Презентация проекта Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация проекта   Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания  детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....

План работы во 2 младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценкаребенком жизненных явлений».(В. А. Сухомлинский)Пояснительная запискаСказка любима не только детьми, но и взрослыми,...

План самообразования на 2020-2021 учебный год "Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

quot;...Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество -верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки,и они з...