Семинар-практикум для педагогов по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. часть 2
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шмелева Ирина Васильевна

Во 2 части цикла семинаров-практикумов, мы познакомимся с такими методами коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как арт-терапия и релаксация.

Прежде чем педагоги будут использовать данные методы работы с детьми, необходимо проведение такого семинара-практикума непосредственно с самими педагогами. Это позволит им прочувствовать эффективность методов на себе и затем применить их на практике с детьми.

Цель данного занятия: обучение методам арт-терапии и релаксации в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:1. Познакомиться с двумя коррекционными методами агрессии у детей дошкольного возраста: арт-терапией и релаксацией (теоретическая часть)

2. Применение методов арт-терапии и релаксации в практической деятельности в ходе семинара у педагогов. (практическая часть)

Ведущий: педагог-психолог ДОУ

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность 60-90 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

Во 2 части цикла семинаров-практикумов, мы познакомимся с такими методами коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как арт-терапия и релаксация.

Прежде чем педагоги будут использовать данные методы работы с детьми, необходимо проведение такого семинара-практикума непосредственно с самими педагогами. Это позволит им прочувствовать эффективность методов на себе и затем применить их на практике с детьми.

Цель данного занятия: обучение методам арт-терапии и релаксации в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:1. Познакомиться с двумя коррекционными методами агрессии у детей дошкольного возраста: арт-терапией и релаксацией (теоретическая часть)

2. Применение методов арт-терапии и релаксации в практической деятельности в ходе семинара у педагогов. (практическая часть)

Ведущий: педагог-психолог ДОУ

Участники: педагоги ДОУ

Продолжительность 60-90 минут.

Теоретическая часть:

В 1 части цикла мы познакомились с такими методами коррекционно-профилактической работы агрессии у детей дошкольного возраста как игровая терапия и психогимнастика.

Во 2 части мы познакомимся с методами релаксации и арт-терапии.

-Релаксация: сознательное уменьшение тонуса мышц

-Арт-терапия-это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Участвуя в арт-терапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации— ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Наконец, в творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция) необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и др., и заслужить внимание взрослых. В арт-терапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.


Вот некоторые виды арт – терапии, применяемые в коррекционной работе с детьми с агрессивным поведением: музыкатерапия, танцевальная терапия, имаготерапия, куклотерапия, изотерапия.

Арт – терапия является одним из лучших и результативных методов коррекции агрессивности у дошкольников. Она без особых затруднений позволяет отреагировать отрицательные эмоции, привить навыки приемлемого избавления от гнева, агрессии, развить внутренний контроль. Арт – терапия позволяет ребенку включиться в группу сверстников, развивая тем самым его коммуникативную компетентность. Ребенок в процессе терапии устанавливает продуктивный контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Практическая часть:

Релаксационные упражнения.

Упражнение “Апельсин (или лимон)”

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачек, откатите апельсин ( некоторые дети представляют  что они выжили сок ) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

«Сильный ветер»

(этюд на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений)


Ветер подул такой сильный. Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Поставили ножки пошире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрываем и идем против ветра.Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики хитрее, то одним боком, то другим повернутся, ножки пошире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас не достанет. Ух, пришли! 


«Шарик»


Цель: расслабление мышц живота. 
Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный! 
Вот как шарик надуваем! 
А рукою проверяем (вдох). 
Шарик лопнул, выдыхаем, 
Наши мышцы расслабляем.

Упражнения по арт-терапии

Упражнение 1

Рисование собственного гнева

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования,

цветные мелки, фломастеры (пластилин).

Попросите ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая

вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его:

«На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка

или слепить свой гнев из пластилина?».

Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева

ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом,

черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным

обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний

интерес, и отметить: «Что изображено на рисунке», «Что чувствовал ребенок,

когда рисовал свой гнев», «Может ли он поговорить от лица своего рисунка

(для выявления скрытых мотивов и переживаний)», «Изменилось ли его

состояние, когда он полностью прорисовал свой гнев».

Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то

бьет по нему.

Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии)

начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и

своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они

выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в

позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их

эмоционального состояния вцелом.

Упражнение 2

Пластилиновая живопись.

Для выполнения упражнения понадобятся листы белого картона 10×15

см, пластилин.

Попросить ребенка (предварительно нарисовать контурное изображение

предмета), размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя

за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на

друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Упражнение 3

«Выдувание соломинкой».

Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования,

цветная тушь или акварельные краски, трубочки для коктейля.

На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать

в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги.

Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через

трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Но, любое

дыхательное упражнение выполняется от 2 до 5 минут. Важно предупредить

особо усердных, чтобы они не слишком старались – излишнее рвение

обязательно сопровождается напряжением, и весь релаксационный эффект

может пойти насмарку.

После каждого упражнения проводится рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Семинар-практикум на тему: « Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.  Дети очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, вз...

Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для родителей  «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Семинар-практикум "Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий»

В разработке семинара-практикума для воспитателей детского сада по теме "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий" раскрыта работа с дидактическими п...