Главные вкладки

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Кулик Елена Аркадьевна

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_seminara-praktikuma.docx25.26 КБ

    Предварительный просмотр:


    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    РАЗРАБОТАННЫЕ ДЛЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОУ

    I младшая группа:

    Задание 1.  Пальчиковое упражнение: «Не боюсь колючек?»

         Цель: сделать массаж ладоней и пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствую щими движе ниями и четко, правильно произносить звук [с].

          Инструкция: катать бигуди по столу (вперед – назад), затем перейти на катание бигуди между ладонями, нажимая на неё с разной силой и проговаривать одновременно фразу.

    Я колючек не боюсь,

    Даже если уколюсь!

    Задание 2. Пальчиковая игра: «Котенок» (пищащая игрушка)

        Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого; четко и правильно произносить звук [щ].

        Инструкция: сжимать игрушку в кулачке и соотносить слова стихотворения.

    Ты котенок не пищи,

    Лучше маму поищи!

    Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Братцы»

         Цель: развивать память, умение соотносить слова текста с соответствующими движениями пальцев и кистей рук, речевое дыхание, умение контролировать темп речи, учить четко и правильно произносить звуки [п] и [р].

          Инструкция: подняв левую руку (правую) ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой (левой) по очереди, начиная с мизинца.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик – прыг в кровать!

    Этот пальчик уж заснул,

    Тише, пальчик, не шуми,

    Братиков не разбуди…

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    II младшая группа:

    Задание 1. Пальчиковая игра «Рыболовы»

        Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а], [п], [р].

        Инструкция:  расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки (рыбки, раки, лягушки и т.п.) из емкости, с сопровождением художественного слова.

    Очень хитрый-хитрый пальчик

    Здесь расставил свой капканчик.

    Мышку – хвать! И зайку – хвать!

    Невозможно убежать!

    А потом поймал верблюда.

    Разве вырвешься от сюда?

    Но попался вдруг кабан –

    Разломал он весь капкан!

    Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»

         Цель: учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

          Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а держать клубок (палочку) другой рукой и сопровождая художественным словом.

    Я веревочку смотаю

    Всю в один большой клубок,

    Чтоб котенок мой играя,

    В нем запутаться не смог.

    Задание 3. Рисование пластилином (плоскостная лепка): «Смот рит солнышко в  окошко».

          Цель: развивать силу рук, хвата тельные движения и соотне сение слов текста с движе ниями рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

           Инструкция: указательным пальчиком левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.

    Смотрит солнышко в окошко,

     Смотрит, улыбается.

     Мы захлопаем в ладоши,

     Очень рады солнышку.

    Средняя группа:

    Задание 1. Отрывная аппликация: «Осенние листья»

        Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, создавать композицию; обучать правильному произношению звука [л].

       Инструкция:  разорвать листы бумаги на маленькие кусочки, по форме листиков дерева, из них  создать композицию на листе бумаги; сопровождая действия стихотворением.

     Листопад, листопад,

     Листья падают, летят.

     Листья жёлтые кружатся,

     И на землю все ложатся.  

    Задание 2. Предметная лепка: «Испечем мы пирожки»

         Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, закреплять приемы лепки; обучать правильному произношению звуков [ж], [ш], отчетливо и достаточно громко, четко произносить слова с этими звуками, развивать речевое дыхание.

         Инструкция: выполняем все действия с пластилином соответственно словам стихотворения.

    Месим, месим тесто,

    Месим понемножку.

    Из такого теста сделаем лепешку.

    Внутрь яблочко кладем,

    Уголочки мы загнем

    Получился пирожок:

    Кушай, кушай мой дружок!

    Задание 3. Пальчиковая игра «Поможем кукле завязать шапочку»

        Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, соотносящие движения,  речевое дыхание, темп речи, учить правильному произношению звука [з].

        Инструкция: завязываем бантик на шапочке, а потом развязываем.

    Развязались вдруг шнурки.

     Как их завязать?

     То ли спутать в узелки,

     То ли маму звать…

     Не могу пока шнурки

     Завязать на бантики.

     Ручки-крючки не ловки —

     Путаются пальчики.

    Старшая группа:

     Задание 1. Рисование пальчиками: «Желтый цвет»

        Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, закреплять навыки рисования предметов разнообразных форм; развивать логическое мышление, воображение; обучать правильному произношению звука [ж].

         Инструкция: рисовать предметы (изображая пейзаж) пальчиками, ладошками, кулачками на листе бумаги, соотнося слова стихотворения с действиями.

    Желтое солнце на землю глядит,

    Желтый подсолнух за солнцем следит,

    Желтые груши на ветках висят,

    Желтые листья с деревьев летят.

    Задание 2. Шнуровка: «Веселый шнурок»

         Цель: развивать тонкие движение пальцев рук, формировать навыки действия с шнурком; умение соотносить слова текста с соответствую щими движениями пальцев и кистей рук; учить правильно произносить звук [ш], умение контролировать темп речи, развивать речевое дыхание.

         Инструкция: выполнять шнуровку  соответственно словам текста.

    Вверх шнурок,

    Вниз шнурок,

    И еще, еще разок!

    Вот какой у нас узорчик!

    Вот какой у нас заборчик!

    Детям очень сложно обувь шнуровать.

    Но учиться нужно и не горевать.

    Пальчики шнуровка развивает ловко.

    В садике ребята станут приставать:

    «Где ты научился так классно шнуровать?»

    Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Заплетем косички»

        Цель: развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, зрительное внимание, память; обучать правильному произношению звука [с], отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

         Инструкция: поочередное переплетение шнурков в косичку с сопровождением художественного слова.

    Заплести косички

    У своей сестрички?

    Дайте мне возможность

    Осознать всю сложность.

    Как плести сестричке

    Разные косички?

    Подготовительная группа:

    Задание 1. Пальчиковая игра: «Помоги перебрать зернышки»

         Цель: развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук; обучать правильному произношению звука [р], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

        Инструкция: отобрать зерна разного вида по отдельности, используя только указательный и большой палец и проговаривать одновременно стихотворение.

    Я мамуле помогаю,

    Я крупу перебираю:

    Гречка – рис,

    Гречка – рис,

    Будет мамочке сюрприз.

    Задание 2. Объемная аппликация: «Цыплёнок»

       Цель: развивать тонкие движения пальцев рук, учить скатывать готовые салфетки в шарики делая круговые движения, делать цыпленка способом аппликации из шариков; контролировать темп речи и обучать правильному произношению звука [ц].

         Инструкция: кусочек мокрой салфетки отжать пальчиками и скатать шарик (маленький – между указательным и большим пальцем, средний  - на ладони,  указательным и среднем пальцем, большой шарик  - между ладонями) сопровождая действия художественным словом.

    Из яйца, как из пеленок,

    Вылез маленький цыпленок.

    Вот какой он, посмотрите!

    Манной кашей накормите.

    Задание 3. Пальчиковое упражнение: «Овощи»        

         Цель: развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р].

         Инструкция: проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковку, горох,

    Петрушку и свеклу. Ох!...

    Вот овощи спор завели на столе

    - Что лучше, вкусней и нужней не земле:

    Картошка, капуста, морковка, горох,

    Петрушка иль свекла? Ох!...

    Хозяйка тем временем ножик взяла

    И ножиком этим крошить начала

    Картошку, капусту, морковку, горох,

    Петрушку и свеклу. Ох!...

    Накрытые крышкою, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке

    Картошка, капуста, морковка, горох,

    Петрушка и свекла. Ох!...

    И суп овощной оказался не плох!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

    Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...