Главные вкладки

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    консультация (старшая группа) на тему

    Людмила Лабзина

    рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_roditeley_zvukovaya_kultura_rechi.docx15.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                             Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
                                                                                                  В. А. Сухомлинский

     В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.                       Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.                            Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов-драматизаций с игрушками, рассказов педагога с включением высказываний детей, наглядного материала, образцом педагога, игровых приемов.

     Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.

     Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психических процессов и особенно звуковой культуры, играют формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

     Таким образом, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет на развитие детской речи и исправление ее дефектов. Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию у ребенка правильного воспроизведения звука на слух, на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воздушной струи, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т. п. Большую роль в этом процессе играет эффективное взаимодействие с родителями. Именно активное и интенсивное общение с ребенком, особенно совместные игры, гарантирует успешное воспитание звуковой культуры речи.

     Успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, языковые нормы взрослых, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности.

     Разработано несколько видов пальчиковых игр и упражнений для воспитания звуковой культуры речи:

     - речевое сопровождение упражнений с крупой и зернобобовыми;

     - речевое сопровождение игр с предметами разного размера, формы, качества;

     - речитативы при работе пальчиками;

     - народные игры-забавы, потешки при работе пальчиками;

     - чтение стихов с манипуляциями пальчиками;

     - пальчиковая гимнастика;

     - игры, упражнения с прищепками.

     В группе проводятся игры и упражнения соответственно возрасту. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводятся в игровой форме, для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Используется большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, соленое цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, прищепки, наглядные картинки и т. п., который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий.

     Целенаправленная педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного месяца.

     Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха) и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

    Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

    Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

    Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

    Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

    Игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи детей с ОИН....

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

    Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

    Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

    Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...