Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
методическая разработка по теме
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической работы на протяжении 5 лет. Автор портфолио: Кулик Елена Аркадьевна, воспитатель со стажем 10 лет. с. Алакуртти, Мурманской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_moyo.docx | 49.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
Кулик Елены Аркадьевны, воспитателя ФГДОУ №2027 МО РФ
с. Алакуртти Мурманской области.
Образование: высшее профессиональное.
Стаж работы:
Общий стаж: 15 лет
В ФГДОУ №2027 МО РФ: 11 лет
Воспитатель со стажем от 10 до 15 лет
Награды: нет
Звания: нет
Ученая степень: нет
Оглавление:
Пояснительная записка……………………………………………………………………………….стр. 2-3
Инвариативная часть…………………………………………………………………………………..стр. 4-7
Описание работы по методической теме «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений»
Вариативная часть…………………………………………………………………………………….стр. 8-12
- Позитивная динамика качества образования воспитанников.
- Увеличение количества и повышение качества творческих работ.
- Увеличение числа воспитанников, принимающих участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.
- Активное участие воспитанников в жизни образовательного учреждения.
- Обобщение и распространение опыта.
- Участие в профессиональных конкурсах.
- Прохождение курсов повышения квалификации.
- Работа в творческих, проектных проблемных группах.
Приложение ………………………………………………………………………………………………стр. 13
- Список грамот, дипломов и сертификатов, заверенных в ОУ.
- Копии удостоверений о повышении квалификации, заверенные в ОУ.
Пояснительная записка
Задача дошкольных учреждений – обеспечить всестороннее развитие и воспитание детей. Вы полнение ее осуществляется разными средствами. Большая роль принад лежит игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного воз раста. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. В дошкольном возрасте характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной си стемой существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой мо торики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряже ние
Большинство исследователей подтверждают мысль о том, что в разные возрастные пе риоды влияние среды на речевое развитие должно быть различным. Наи более широко изучено средовое влияние на детскую речь в период ее воз никновения – с двух до пяти лет. В этом возрасте важное место в развитии речи, в том числе и воспитание звуковой культуры, принадлежит игре. Особая роль в работе с детьми отводится пальчиковым играм и упражнениям.
Проблемами изучения воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений дошкольников занимались многие педагоги-психологи, но система работы изучена недостаточно. Это и определило тему моей педагогической деятельности. Целью своей педагогической деятельности определила воспитание звуковой культуры речи дошкольников в игровой деятельности (посредством пальчиковых игр и упражнений).
Исходя их поставленной цели поставила задачи: развивать речевое дыхание, темп речи, мелкую моторику рук, обучать правильному произношению звуков, слов.
В содержании инвариантной части портфолио описан опыт работы по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений»
Система работы по данной теме представлена за период работы с 2008 года по 2013 год и раскрывает психолого-педагогичекие условия воспитания звуковой куль туры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста.
В связи с этим в портфолио включены материалы процесса работы для проведения экспериментирования в каждой возрастной группе детского сада, разработана система работы с детьми по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений.
В вариативной части портфолио особое внимание уделено разнообразным формам работы с детьми и родителями (беседы, консультации, индивидуальное общение, открытые просмотры, родительские собрания).
Представлены результаты итоговой диагностики детей старшей группы в соответствии с уровнями, разработанными авторами «Программы воспитания и развития в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, подтверждающие успешность воспитания звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений в педагогической практике.
В содержании вариативной части представлена динамика качества образования детей за 2008 – 2013 г.г. по «Программе воспитания и развития в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделу:
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Представлена педагогическая деятельность по образовательным проектам в 2008 – 2012 годах, реализованных с детьми и их родителями.
Отражена активность участия воспитанников в концертах, конкурсах, и мероприятиях ДОУ.
В вариативную часть портфолио так же включено обобщение положительного педагогического опыта на муниципальном уровнях.
В приложение к портфолио включены копии грамот, сертификатов и благодарностей, подтверждающих активное и успешное участие в муниципальной методической жизни и жизни дошкольного учреждения.
Инвариативная часть.
Описание опыта работы по методической теме:
«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии. Философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Ведущим методом обучения является игра. Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего мира. Они играют особую роль в развитии мелкой моторики рук, которые «тревожат» речевые зоны головного мозга и активно развивают звуковую культуру речи дошкольников.
Целенаправленное обучение звуковой культуры речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений позволяет обеспечить нужное количество звуковых повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отно шения детей к заданию.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников лучше проводить в форме пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр с игрушками на звукоподражание, рассказов-драматизаций с игрушками, рассказов педагога с включением высказываний детей, наглядного материала, образцом педагога, игровых приемов.
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульса ции в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи.
Роль стимула в развитии центральной нервной системы, всех психи ческих процессов и особенно звуковой культуры, по мнению Т.Р.Кисловой, иг рают формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и паль цев рук.
Таким образом, тренируя пальцы, непроиз вольно развиваются органы артикуляции: речь ребенка становится отчет ливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения. А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет на развитие детской речи и исправление ее дефектов. Пальчиковые игры и упражнения способствуют развитию у ребенка правильного воспроизведения звука на слух, на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата, на выработку сильной воз душной струи, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом. Чем выше двигательная активность ре бенка, тем лучше развивается его звуковая культура речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тон ких движений пальцев рук. Речь являет ся одним из основных элементов в двигательно-пространственных упраж нениях. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и т.п. Большую роль в этом процессе играет эффективное взаимодействие с родителями. Именно активное и интенсивное общение с ребенком, особенно совместные игры, гарантирует успешное воспитание звуковой культуры речи.
Успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, языковые нормы взрослых, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности.
Разработано несколько видов пальчиковых игр и упражнений для воспитания звуковой культуры речи:
- речевое сопровождение упражнений с крупой и зернобобовыми;
- речевое сопровождение игр с предметами разного размера, формы, качества;
- речевое сопровождение упражнений в тетрадях в клеточку;
- речитативы при работе пальчиками;
- народные игры-забавы, потешки при работе пальчиками;
- чтение стихов с манипуляциями пальчиками;
- расскажи, скажи, игры-соревнования, сопровождающиеся жестикуляци ей пальчиками;
- специальные комплексы упражнений для пальчиков под музыку.
С целью овладения звуковой культурой речи детей дошкольного возраста мною были разработаны перспективные планы для каждой возрастной группы, способствующие развитию речевого дыхания, темпа речи, мелкой моторики рук и обучению правильному произношению звуков, слов. Перспективное планирование разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), с опорой на методику О.С. Ушаковой.
В каждой возрастной группе проводились игры и упражнения соответственно возрасту. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи проводились в игро вой форме, для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. Был использован большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, соленое цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволока, предметы вышивания, пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.), который использовался в различных видах деятельности, что также говорит о доступности данных упражнений и заданий.
Целенаправленная педагогическая работа проводилась с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного года.
Успешным условием воспитание звуковой культуры явилось включение родителей дошкольников в этот процесс. Проводилось родительское собрание в 1 младшей группе 2008 года на тему: «Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений», где была представлена программа с планированием заданий на учебный год. Родителям в индивидуальном порядке были представлены данные исследования уровня звуковой культуры речи первичной диагностики детей, с целью оказания помощи в данной педагогической работе. Роль родителей заключалась в том, чтобы способствовать повышению уровня звуковой культуры речи: контролировать речевое дыхание, темп речи, правильное произношение звуков и слов, развить мелкую моторику рук.
Велись тематические беседы, индивидуальное общение с родителями, консультации на темы: «Как малышу произносить звуки», «Артикуляционная гимнастика для малышей», «Мастерская пальчиков» (1 младшая группа); «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Словесные игры», «Разговорчивые пальчики», «Для чего нужны пальчиковые игры и упражнения», «Гимнастика для пальчиков», «Особенности развития звуковой культуры речи детей пятого года жизни», «Возрастные особенности развития звуковой культуры речи детей 5–6 лет», «Готовим руку к письму». Основным рабочим материалом для эффективности результата воспитания звуковой культуры речи предлагались дифференцированные задания на карточках, разработанные для разных уровней звуковой культуры речи детей. Задания представлялись в форме игр и игровых упражне ний, интересные для детей и доступные для объяснения родителями.
Вариативная часть.
Подтверждение уровня достижений воспитанников и уровня профессионализма и педагогического мастерства
Позитивная динамика качества образования воспитанников за 5 лет.
Уровень достижений воспитанников по «Программе воспитания и развития в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Учебные года Разделы программы | 2008-2009 г. уч. год 1 мл. группа | 2009-2010 г. уч. год 2 мл. группа | 2010-2011 г. уч. год Средняя группа | 2011-2012г. уч. год Старшая группа | 2012-2013 г. уч. год Подготовит. группа |
Социально-личностное развитие | ВУ: 14% СУ: 47% НУ: 39% | ВУ: 22% СУ: 57% НУ: 21% | ВУ: 55% СУ: 34% НУ: 11% | ВУ: 57% СУ: 34% НУ: 9% | ВУ: СУ: НУ: |
Познавательно-речевое развитие | ВУ: 11% СУ: 31% НУ: 58% | ВУ: 19% СУ: 40% НУ: 41% | ВУ: 25% СУ:51% НУ:24% | ВУ: 20% СУ: 63% НУ: 17% | ВУ: СУ: НУ: |
Художественно-эстетическое | ВУ: 19% СУ: 40% НУ: 41% | ВУ: 25% СУ: 49% НУ: 26% | ВУ: 43% СУ: 47% НУ: 10% | ВУ: 44% СУ: 44% НУ: 2% | ВУ: СУ: НУ: |
Физическое развитие | ву:17% су:52% ну:31% | ву:49% су:36% ну:15% | ву:68% су:28% ну:4% | ву:87% су:12% ну:1% | ВУ: СУ: НУ: |
-Увеличение числа воспитанников, принимающих участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях
Учебный год | Название образовательного проекта | Уровень | Результат |
8.05.2010 г. 20.07.2010 г. | Концерт, в Гарнизонном доме офицеров, посвященный 65-летию Великой Победы в Вов. Международный фестиваль детского рисунка «Впервые в Космосе» | Сельский Международный | Грамота ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» |
03.2011 г. 02.2011 г. 1.10.2011 г. | Международный конкурс рисунков «Красота Божьего Мира» I муниципальный фестиваль детского творчества среди воспитанников ДОУ «Планета детства» Концерт, посвященный Дню пожилых людей «Секрет молодости» | Международный Муниципальный Сельский | Сертификат участия Сертификат участия Благодарность МБУ «ЦКМиС им. А.Ю.Кириллина |
9.05.2012 г. | Концерт, посвященный 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне | Сельский | Грамота МБУ «ЦКМиС им. А.Ю.Кириллина |
- Активное участие воспитанников в жизни образовательного учреждения
Учебный год | Мероприятия |
2008 - 2009 уч.г. | - Смотр-конкурс рисунков «Моя группа – моя крепость» (визитная карточка группы). - Смотр-конкурс творческих поделок «Чудо с грядки»; - Смотр-конкурс рисунков «Вот и Зимушка хрустальная приходит». |
2009 - 2010 уч.г. | - Смотр-конкурс рисунков «Папа – гордость моя»; - Смотр-конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава». |
2010 - 2011 уч.г. | - Смотр-конкурс рисунков «Папа - мой лучший друг»; - Смотр-конкурс рисунков «Космонавтам – Слава!». |
2011 - 2012 уч.г. | - Смотр-конкурс построек из снега «Снежное создание»; - Смотр-конкурс «Снежинки». |
Обобщение и распространение опыта.
Дата | Название мероприятия | Тема выступления | Результат |
22.01.08 г. | - Открытая НОД по образовательной области «Познание» | «Моя семья». | Коллеги используют в практике работы. |
22.01.09 г. | - Открытая НОД по образовательной области «Коммуникация» | «Зайкины игры». | Коллеги используют в практике работы. |
25.03.10 г. 27.10.10 г. 10.05.10 г. | - Открытая НОД по образовательной области «Коммуникация», «Музыка» - Открытая НОД по образовательной области «Познание» - Педагогический совет «Роль детской книги в речевом развитии детей»
| «Путешествие в страну сказок» «Мы – друзья природы». «Особенности восприятия детьми литературных произведений» | Коллеги используют в практике работы. Коллеги используют в практике работы. Вырос профессиональный статус. |
20.01.11г. 11.04.11 г. 13.11.11 г. 23.11.11 г. | - Педагогический совет - Педагогический совет - Открытая НОД по образовательной области «Коммуникация» - Открытая НОД по образовательной области «Познание» | «Развитие и обогащение нравственно-эстетических чувств ребенка посредствам любознательности и познавательности» «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игры и упражнений в средней группе» «Сундучок чудес» «Этикет» | Вырос профессиональный статус. Вырос профессиональный статус. Коллеги используют в практике работы Коллеги используют в практике работы. |
25.01.12 г. 31.07.12 г. | - Педагогический совет
- Web-сайт «ДОШКОЛЕНОК.РУ» | «Система работы по обучению детей старшей группы ориентировке в пространстве» «Путешествие в страну «Числяндия»» | Вырос профессиональный статус. Свидетельство о публикации |
С помощью ИКТ подготовила и представила опыт на семинарах, конференциях:
Год | Образовательная область | Тема |
2011г. 2012 г.
| Социализация Социализация | - Виртуальная выставка педагогических инноваций «Пути достижения нового качества образования» - «Проектная деятельность в ДОУ» |
Создан список Интернет-ресурсов
Для родителей | Для педагогов | Для воспитанников |
- Материнство (http://forum.materinstvo.ru); - Детский сад (http://detsad-kitty.ru); - Все для детского сада (http://pochemu4ka.ru); - Сайт для работников дошкольного образования (www.ivalex.vistcjm.ru) - Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) - Дошкольник. Сайт для всей семьи (http://doshkolnik.ru) | - Материнство (http://forum.materinstvo.ru); - Детский сад/социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/detskii-sad); - Детский сад (http://detsad-kitty.ru); -Детский сад, регион 82 (http://ds82.ru); - Все для детского сада (http://pochemu4ka.ru); - Сайт для работников дошкольного образования (www.ivalex.vistcjm.ru) - Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) - Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su) - Дошкольник. Сайт для всей семьи (http://doshkolnik.ru) | - Материнство (http://forum.materinstvo.ru); - Детский сад (http://detsad-kitty.ru); - Все для детского сада (http://pochemu4ka.ru); - Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) - Дошкольник. Сайт для всей семьи (http://doshkolnik.ru) |
Список грамот, сертификатов и благодарностей.
- Благодарность ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за участие в конкурсе «Чудо с грядки», 2008 г.
- Благодарность ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за участие в конкурсе «Центр художественной литературы и развития речи», 2010 г.
- Благодарность ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за участие в конкурсе «Удивительное рядом», 2010 г.
- Благодарность ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за участие в конкурсе «Новогодняя красавица», 2010 г.
- Грамота ФГУ «Дом офицеров Алакурттинского гарнизона» за активное участие в концерте «Великой победе – 65!», посвященном Победе в Великой Отечественной войне, 2010г.
- Сертификат МУО «ИМЦ» участника муниципальной виртуальной выставки «Педагогические инновации», 2010 г.
- Сертификат МУО «ИМЦ» участника I муниципального фестиваля детского творчества среди воспитанников дошкольных учреждений «Планета детства», 2010 г.
- Почетная грамота ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за участие в конкурсе «Снежное создание» в номинации «Оригинальная постройка», 2011г.
- Справка об участии в районном туристическом слете работников образовательных учреждений, 2011г.
- Сертификат МУО «ИМЦ» участника международного конкурса рисунков «Красота Божьего Мира», 2011 г.
- Благодарность МБУ «Центр культуры, молодежи и спорта им. А.Ю.Кириллина» за участие в проведении вечера «Секрет молодости», посвященного Дню пожилых людей, 2011г.
- Грамота ФГ ДОУ № 2027 МО РФ за добросовестное отношение к выполнению должностных обязанностей, активное участие в проведении детских праздников и развлечений, в честь дня дошкольного работника, 2011 г.
- Грамота МБУ «Центр культуры, молодежи и спорта им. А.Ю.Кириллина» за активное участие в концерте, посвященном 67-й Победе в Великой Отечественной войне, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"
Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ тут!...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....
Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»
Краткосрочный проектпо развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений«Веселые пальчики»...
Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"...