Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
методическая разработка (младшая группа)

Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_molyanova.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений» на 2023- 2024 учебный год

 (Ф.И.О. педагога)

Молянова Кристина Дмитриевна

(специальность)

Воспитатель

(образование)

Высшее

(стаж педагогической работы)

4 года

 (дата начала работы над темой)

02.10.2023

 (предполагаемая дата окончания работы)

15.05.2024

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр упражнений»

Задачи:

1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 2 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Задачи на год:

-Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

-Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. 

-Оформление папки-передвижки на тему: «Развиваем пальчики, улучшаем речь. Советы родителям».

-Демонстрация пальчиковых игр, при проведении мастер-классов для родителей.

Месяц

Направления

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Дети

1) Заучивание пальчиковой игры «Ехала белка на тележке»

2) Обучение детей игре «Шнуровка».

1) Заучивание пальчиковой игры «Капуста

2) Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

3) Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

4) Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень»

1) Заучивание пальчиковой игры «Снежок», «Семья».

2) Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы)

3) Пальчиковые игры: по темам недели.

4) Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

1) Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

2) Заучивание пальчиковой игры «Пой-ка, подпевай-ка 10 птичек стайка».

3) .Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик»

4) Обрывная аппликация.

5) Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

1) .Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,треугольники, квадраты).

2) Игра «Прищепки»

3) Повторение ранее изученных пальчиковых игр.  

Родители

Оформление папки-передвижки на тему: «Развиваем пальчики, улучшаем речь. Советы родителям».

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в

режимных моментах.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Совместное творчество детей и родителей (Украшаем пасхальные яйца)

Литература:

Используемая литература

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,2007

2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

4. Кольцова М. М «Развитие моторики»

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.Ростов-на-Дону:Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996»

Отчёт о проделанной работе за учебный год

Начав свою работу по развитию речи детей посредствам пальчиковых игр, я поставила следующие цели и задачи.

Цели:

  1.  Повышение теоретического уровня и профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов

Задачи:

1. Изучение литературы по проблеме исследования.

2.Интегрировать пальчиковые игры и упражнения в речевую деятельность детей.  

3.Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

4.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

6. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.

В процессе изучения литературы по теме самообразования мною был составлен план организации работы, который включал этапы:

1) Сентябрь-октябрь. Знакомство с теоретическими знаниями о пальчиковых игр и упражнений. Изучение литературы, подбор диагностического материала.

2)Ноябрь-декабрь. Подбор эффективных пальчиковых игр и упражнений во второй младшей группе.

3)Январь-февраль. Проведение образовательной деятельности с использованием пальчиковых игр и упражнений в второй младшей группе. Работа с родителями по развитию речи детей посредствам пальчиковых игр и упражнений.

4) Май. Картотека пальчиковых игр и упражнений

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки

В течении года я работала над темой самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений». Поставив перед собой цели и задачи, занялась подбором материала, поисками пальчиковых игр и упражнений, постепенно формируя картотеку пальчиковых гимнастик, пальчиковых игр с крышечками, прищепками, скороговорками, стихами, упражнениями.

Обновляла развивающую среду новыми играми и пособиями. По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме. Оформление стендовой консультации по теме.

На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием повторяют слова пальчиковых гимнастик. У детей улучшилась речь.

Я выбрала данное направление не случайно, так как считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений, что способствует улучшению развития речи детей. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а так же между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка  находится на  кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...