Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
проект по развитию речи (младшая группа)

Стажкова Ольга Андреевна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Аленушка» г. Холмска муниципального образования

 «Холмский городской округ»

694620, Россия, Сахалинская область, г. Холмск, улица Советская № 104-а, тел/факс (42433) 2-05-61

Проект

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

     Тип проекта: долгосрочный (2020-2021г.г)

                                                                                  Разработала:Стажкова О.А

Холмск, 2020

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Актуальность

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

        От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Проблема

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием речи от года до пяти лет. Особое развивающее воздействие физиологи подтверждают связь развитие мозга с развитием мелкой моторики рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но с губ, снимает умственную усталость. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких движений пальцев является как стимулирующим фактором, так и тонизирующим для коры головного мозга в целом: психических процессов и речи.

Цель:

- Развивать речь детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

-Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке,  рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.).

-Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

-Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

-Совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;

-Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Участники проекта

Дети первой младшей группы

 Воспитатели группы

Родители воспитанников

 Этапы реализации:

Подготовительный этап: 

  • Изучение научно-методической литературы по данной теме;
  • Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
  • Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

Диагностический этап:  

  • Диагностика воспитанников
  • Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.

Основной этап: 

  • Практические мероприятия по развитию мелкой моторики детей
  • Совместная деятельность с родителями.

Заключительный этап 

  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
  • Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
  • Презентация проекта. 

Методы и приемы работы

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Реализацияпроекта осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Ожидаемый результат:

  1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

  2.  Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

  3. Интеллектуальное развитие детей.

  4. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

• Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

•Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

• Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

•Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

•У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Основные направления работы с детьми на занятиях.

•Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

•Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

•Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

•Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

•Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

•Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

•Игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками.

Возрастные особенности

детей 2 – 3 лет

Первая младшая группа

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

К концу года дети должны уметь:

Употреблять в речи простые предложения и придаточные (не всегда грамматически правильные). Понимать смысл речи взрослого, выполнять несложные поручения по словесному указанию взрослого. Называть и показывать предмет (действие, качество и др.). Использовать все части речи (кроме причастий и деепричастий). Рассказывать об увиденном несколькими отрывочными фразами, передавать содержание небольшого произведения (опираясь на вопросы взрослого). Участвовать в драматизации, пытаться использовать средства интонационной выразительности речи. Правильно произносить почти все звуки (за исключением р и шипящих).


Перспективный план на 2020 – 2021г

«Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Составила: воспитатель Стажкова Ольга Андреевна

Сроки

Форма работы

Сентябрь

Изучение методической литературы

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у

дошкольников».

Октябрь.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра «Я катаю мой орех».

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Игры и упражнения для развитиямелкой моторики».

- Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Ноябрь - Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль»

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки»

или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Работа с родителями:

- Буклет «Пальчиковые игры для малышей».

- Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Январь -Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение

игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой

линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических

фигур.

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников

Отечества», «8 Марта».

Работа с родителями:

- Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой

руки».

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста»,

«Пирожки».

2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок .

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра

«Котенок» (с прищепками).

Работа с родителями:

- Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение

знакомых игр.

2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,

для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,

«Кровать», «Телевизор» и т.д.

Работа с родителями:

- Мастер-класс«Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение

знакомых игр.

2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,

для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,

«Кровать», «Телевизор» и т.д.

Работа с родителями:

- Создание пальчикового театра по мотивам русских народных

сказок.

Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Список использованной литературы:

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

 Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;

Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

 Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Приложение № 1

Картотека пальчиковых игр.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками).

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не

была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от

указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько

бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет

прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок,

ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга

основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую

от себя, попеременно меняя их.

- Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но,

не отпуская замок полностью.

- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично: - Мы капусту рубим, рубим. Руками

показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем

морковку

- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.

«Орехи».

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий

орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -

левой рукой.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают

из него дорожку.

«Карандаш»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот

– Отправляется в полёт.( Дети кладут карандаш на середину

безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз.

Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки.

Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой).

«Ослик»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«Часы»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое?

Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш

указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его

покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или

игрушками из «Киндер- сюрпризов», другая-пустая. Нужно при

помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую.

Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук,

зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой

ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») -

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в

кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул,

(загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните

указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой

палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один!

(Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой

разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька

для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра,

(Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку

поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя

руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим»

ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут»

пальцы, затем просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог

ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик –

папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя

семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет

руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки

(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота -

На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт

(изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони

разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик

приглашаем . (изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.) Когда она хочет

есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют

колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)

вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к

ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде

колечки.

ПАРОХОД I

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик),

а большие пальцы подняты вверх). Паровоз. Без колес! Вот так

чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется

кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет

это упражнение, можно менять положение рук попеременно на

счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги,

А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять

положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху

кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их

граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут.

Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе.

Мизинец попеременно опускается и поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой

Указательный и мизинец подняты вверх .

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний

пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они

прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и

мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к

ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу".

Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает

"козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз

средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на

нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками

гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .

Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.

Дом.

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук

сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены.Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы

соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от

других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки

смотрят вверх.)

                                                                                                        Приложение №2

 Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики

Цели:

  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

  1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
  2. «Гусли».На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель:  развивать зрительные внимание, память, способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
  2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

«Футбол» Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  2. Различные шнуровки.
  3. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

 Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1.«Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3.«Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:  1.     Развитие мелкой моторики.

  1. Формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. Развитие чувства ритма;
  3. Развитие конструктивного мышления;
  4. Формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

 Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

  1. «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто» Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А.   "Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки»Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу» Под пробкой-шапочкой нарисованасмешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку: "Давайпокормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка» Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки» На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  3. Цель: развивать внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: развивать зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

  1. Игра "Пуговица ".

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

                                                                                                       

 

Приложение № 3

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей»

   Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

    Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

    Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

    Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

    К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.       

   Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям, и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.

   Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, пазлы, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

   И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались, и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

   Значит, специальные игры не панацея? Или мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

   Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.

Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

   Детям надо давать играть разными предметами, давать им закрывать и открывать крышки у банок и коробочек, всякие кубики, пирамидки, специальные вкладыши и шнуровки. Существуют также специальные упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Есть много книжек с описанием этих упражнений, если у ребенка общее недоразвитие речи, и он посещает специальную группу в детском саду, то этими играми с детьми будут заниматься преподаватели. Наряду с развитием мелкой моторики рук и речи у детей с ОНР, преподаватели подготовят таких детей к письму, разработают пальчики, и у них не будет потом проблем в школе.

   У детей постарше мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке. Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. С детьми постарше можно уже делать настоящие поделки, что-то клеить и шить. Можно выкладывать счетными палочками разные узоры, можно писать графические диктанты (в тетрадке в клеточку, вы диктуете ребенку, сколько отложить отрезков (считать по клеточкам) в ту или иную сторону, вверх, вниз). Такие диктанты позволяют не только хорошо развивать мелкую моторику рук, но и пространственное воображение, ребенок запоминает понятия вверх-вниз, влево-вправо.

   Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Весь материал для игр после занятий нужно убирать и не давать ребенку, иначе он быстро потеряет к ним интерес. Начинать ежедневные занятия следует с массажа пальчиков и рук: поглаживаний и потираний пальчиков, пощипывания.

   Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему малышу быстрее развиваться и учиться.

   Ну и, конечно, нужно, чтобы упражнения на развитие мелкой моторики рук вы и ваш малыш делали с удовольствием, в хорошем настроении. Наряду с развитием мелкой моторики рук, не стоит забывать и об общем развитии вашего малыша. Автор разных методик развития детей Сесиль Лупан рекомендует с самого раннего возраста развивать музыкальный слух, художественный вкус малыша, учить его читать и считать. И пусть вам кажется, что малыш пока ещё ничего не понимает, что результатов не видно. Но очень быстро ваш малыш подрастет и удивит вас и своей развитой речью, и своими познаниями, и интеллектом. Для этого нужно совсем немного – верить в способности своего малыша, и развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним чтением, арифметикой и всем тем, что интересно ему и вам.

                                                                                                      

  Приложение № 4

Памятка для родителей

Игры с прищепками

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого, вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

 Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что развитие мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

Как играть:

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

«Солнышко»

Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.

«Щип-щип»

Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.

 «Рыбки»

Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.

«Цвета»

Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.

«Вешаем бельё»

Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.

«Ладошка»

Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.

«Конструктор»

Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.

«Поймай жучка»

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.

 «Наряжаем елку»

Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.

«Веселые человечки»

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

«Бусы»

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

«Наш отличный ряд»

Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

«Понятие величины»

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

«Геометрические фигуры»

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Памятка для родителей

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика - это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия. А сколько радостных моментов переживает ребенок, играя вместе со своей мамой, что положительным образом сказывается на развитии эмоциональной сферы. Это и простота, и огромная польза, и радость одновременно. Играя с ребенком таким образом, мы стимулируем внимание, мышление, воображение.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

  1. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
  2. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

  1. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
  2. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
  3. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  4. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

  1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

  1. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

  1. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Иг​ровые задания:

  1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 
    Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
    3. "Замок". Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
    4. "Солнечные лучи". Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
    5. "Ножницы". Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
    6. "Пальчики здороваются". Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
    7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
    8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
    9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
    10. Имитируйте игру на пианино. 
    11. "Человечки бегают" с помощью указательного и среднего пальцев. 
    12. "Футбол". Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
    13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
    14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
    15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
    16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
    17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

Помните! Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Советы:

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

                                                                                                       

 Приложение № 5

Мастер – класс для родителей

«Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях.

Задачи:

 1.Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

 2.Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним.

3.Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности с родителями.

4.Познакомить с приемами рисования пальчиками и ладошкой.

5.Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

Предварительная работа:

1.Подготовка образцов изобразительного бросового природного материала тонировка листов.

2.Составление конспекта, нахождения необходимого методического материала.

3.Приготовление памяток, рекомендаций, для каждого родителя,

4.Организация родителей на практические занятия «Мастер класс»

План:

1.Представлена выставка литературы по теме: развитие мелкой моторики у детей

2.Практические занятия.

3.Раздача буклетов-памяток для родителей.

4.Обмен мнениями, впечатлениями.

Участники: - родители и дети.

Форма проведения: Мастер-класс.

                                                 Ход мероприятия:

Воспитатель.

Уважаемые родители!

Глядя на представленный материал на ваших столах, вы догадались, какова тема нашего мастер-класса.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения, пальчиками и ладонями. Давно уже не секрет, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук», которая на прямую связанна с развитием речи.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 Если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речь и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полугодовалому. (Л.Г. Выготский)

Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.д.

Родителей и педагогов всегда волновал и волнует вопрос; как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Существует несколько разновидностей упражнений

для развития мелкой моторики.

Игры с палочками(спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

1.выполнить узор после выкладывания его взрослым;

2.по конечному результату (образцу);

3.по уменьшенной схеме;

4.по словесной инструкций;

5.выкладывание цифр из веточек.

Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты задания.

  • Сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей - ежей цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной рукой.
  • Перекладывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками).
  • Перекладывание мелких предметов (бобов, гороха пуговиц, бусин мозаики).
  • Пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
  • Бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать катать скрипеть)                                  
  • Выкладывание из круп, пуговиц, бусинок разнообразных рисунков
  • Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками

 Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)

Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения).

«Моя семья»

Цель: активизировать движения пальцев

Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик – я

Вместе дружная семья.    

                                        «Мы платочки постираем»

Цель: развивать мелкую моторику рук, повторять движения.

Мы платочки постираем- пальцы сжаты в кулачок, тереть кулачком об кулак.

Крепко, крепко их потрем,

А потом повыжимаем,         - пальцы свободны, выполнять легкие движения..

Так встряхнем, так встряхнем                - кистями верх-вниз.

А теперь, платки погладим                     - гладим белье.

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим                       - хлопки одной ладошкой по другой.

И в шкаф положим.                                  - положить руки на колени

     

                                   «Игра с проговариванием потешек»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит

(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.)

                             Хорошо рассказывать руками стихотворение:

Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола)

Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)

Мы морковку трем-трем (потираем ладошкой)

Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки).

                                                

 «Фруктовая ладошка»

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого

Это пальчик-апельсин,

Он, конечно, не один,

Это пальчик-слива,

Вкусная красивая,

Это пальчик-абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик- груша,

Просит: Ну-ка, скушай!

Этот пальчик ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают ладошками вокруг и на себя).

Самомассаж пальчиков.

Соединение пальчиков, начиная с мизинцев, в ладони зажат мячик, шарик надо не уронить. Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны апельсины, (средние пальцы)

Дыни слива мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, зажимая шарик, большой отводят вверх)

 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами

Предлагаю вам поиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Каждый пальчик быть послушным научу.

Детям еще можно предложить следующие задания (выполняют задания с помощью родителей)

  • Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.
  • Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой рукой.
  • Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.                                                             

Дляразвитие мелкой моторики рук, провожу занятия по рисованию, где помимо рисования кистью, дети изображают пальчиками, ладошками, отпечатывают различными предметами

Для начала детей нужно правильно и уверенно научить пользоваться краской и другими изобразительными материалами, и инструментами, завлечь ребенка при помощи игровых ситуаций и мотиваций.

Предлагаю провести с ребенком некоторые игры-упражнения, которые можно использовать дома во время приготовления пищи: насыпьте в миску любую крупу и предложите малышу переложить ее в другую, при этом, обращая внимание на то, чтобы ребенок брал крупу щепоткой. Чтобы заинтересовать ребенка в выполнение этого движения поставьте рядом с миской игрушку уточки, петушка, рыбки предложите покормить их. Проведя несколько таких игровых упражнений, можно попробовать вложить в руку ребенка кисть, фломастер, маркер. Сначала дети совершают непроизвольные движения, чиркают листок и оставляют однообразные движения. В этот момент взрослый может вступить в совместную работу с ребенком, направляет на составление композиций. Сотрудничая с ребенком, взрослый плавно направляет работу в обозначенный сюжет.

Предлагаю несколько вариантов рисования сюжетов, в которых используются нетрадиционные изображения.

Все сюжетные композиции мы будем изображать вместе.

1 сюжет. Хаотично двигая фломастером коричневого цвета по листу бумаги, ребенок вместе с взрослым, у которого фломастер зеленного цвета изображают «муравьиную горку». Обыгрывая этот с лапки, малыш, повторяя движения взрослого, рисует своего муравья. В такую работу можно привлечь, бабушку, что способствует развитию коммуникабельности и способности сотрудничества.

2 сюжет. Очень ярко и выразительно «кружится снежок».  На темно - синем фоне, контрастно сверкают снежинки, выполненные кистью, пальчиком, ватными палочками набрызгом.

3.сюжет. Роза для мамы. В этой работе понадобятся красная и белая краски. Окуная пальчик в краску красного цвета, круговыми движениями по спирали рисуем бутон, оставшуюся на пальце краску обтираем о салфетку, окунаем палец в белую, выполняя аналогичные движения по красной спирали. Дорисовываем веточку и листья, получилась розовая роза. Роза может быть желто-оранжевой, красно - желтой.(пофантазируйте с ребенком.)

4.сюжет «Волшебный рисунок». На чистом листе бумаги взрослый рисует свечой. Любое изображение, например цветы, машина, рыбка, елочка, и т.д. ребенок рисунка не видит, взрослый акварельной краской закрашивает поверхность листа изображение проявилось.

5.сюжет «Пушистый котенок» Приготовим тонированный лист бумаги,

круглые щетинные кисти, краску нужного цвета. Взрослый на листе карандашом или фломастером рисует силуэт кота, узнает у ребенка, какого цвета будет кот. Затем щетинную кисть опускаем в краску, ставим кисточку вертикально и прыгающими движениями заполняем силуэт, сначала по контуру, затем в середине, можно использовать краску нескольких цветов, тогда котик получится пестрым. Пальчиком белой краской рисуем глаза, ватной палочкой с черной краской изображаем зрачок усики по бокам, в середине мордочки - розовый нос.

Заключение:

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье. Раздаю буклеты по пальчиковой   гимнастике, прошу родителей заполнить анкету.

 

                                                                                                       Приложение № 6

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

 Ваш ребенок стал воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помочь малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?». Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу. Рассчитываем на Ваше сотрудничество и взаимопонимание в достижении общей цели.

 

  1. Ф.И.О. заполняющего анкету (заполняется по желанию)

 

  1. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)

 

  1. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

Знаю.

Смутно представляю.

Не знаю.

  1. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему?(нужное подчеркните)

 Да, потому что ...

 Нет, потому что...

 Затрудняюсь ответить.

  1. Знаете ли Вы как это делать?(нужное подчеркните)

 Знаю.

 Смутно представляю.

 Не знаю.

  1. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

  1. Имеются ли дома у Вас

специальные пособия

игры

литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

  1. Что из нижеперечисленного есть в арсенале Вашего малыша?

(нужное подчеркните)

- Шнуровки.

- Вкладыши.

- Кубики (пластмассовые или деревянные).

- Мелкий конструктор.

- Дидактические кубы.

- Мозаики.

- Пазлы, разрезные картинки.

- Пирамидки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

- Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

  1. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с лоскутками, клубками, ватными шариками?(нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки, прищепки, шнурки, природным материалом? (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да.

Иногда.

Нет.

  1. Какие развивающие игры, игрушки предпочитаете покупать малышу Вы?  (перечислите).

 

 

  1. Укажите ведущую руку Вашего малыша(нужное подчеркните)

Правая.

Левая.

Обе.

Затрудняюсь ответить.

  1. 14Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу: «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)

 

 

  1. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка  находится на  кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...