Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
методическая разработка на тему
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность и задатки к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности»
В основе использования детских музыкальных инструментов самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на муз. занятиях и развлечениях.
Озвученные муз. игрушки:
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румба, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки;
трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробочек, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками;
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:
дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.
Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”), колокольчики, детские аккордеон, духовая гармошка “Мелодия”.
Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?
Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на муз. инструментах.
Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:
Звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;
Произведения муз. искусства: муз. жанры, стихи;
Озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.
Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается от простого к сложному.
II младшая и средняя группы:
Передавать на ударных инструментах:
выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);
художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;
использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.
Старшая и подготовительные группы:
передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.
передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;
ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);
ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;
творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;
творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.
Для решения этих задач должны быть созданы условия.
Рассмотрим несколько аспектов.
Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который
имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;
воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.
Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.
Ситуации, которые создаёт воспитатель как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.
Косвенное воздействие воспитателя:
образные, словесные пояснения;
наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)
выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;
беседы о выразительных особенностях муз. инструментов.
Методика проведения музыкально-творческих заданий
1 вариант:
воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.
2 вариант:
воспитатель читает детях знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседую о характере, выразительных особенностях муз. речи персонажей, после этого произведение инсценируется с муз. участием детей.
Разделить воспитателей на группы. Перейти к практикуму.
Задание №1.
Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька
Марш Колыбельная
- - / 0 / - - / 0 - - 0 / - - 0
- - - - / 0 - - - - / 0 0 /
Задание № 2.
Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных муз. инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.
Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.
Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой муз. реплики спросить: “На каком инструменте это можно изобразить?”
1.Звенит капель 4. Мелкий дождик
динь-динь 2 раза Стучит по крыше
2.Шуршит листва Кап-кап-кап 2 раза
ш-ш-шур, ш-ш-шур . 5. Поезд мчится
3.Гром гремит вдаль куда-то
Тра-ра, бам, бам чух-чух-чух 2 р.
Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”
Осторожно ветер Поиграл немного
Из калитки вышел Ветками черёмух
Постучал в окошко Пожурил за что-то
Пробежал по крыше. Воробьёв знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
“Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду…»
Рассказать русскую народную сказку “Репка” с муз. оформлением:
подобрать муз. инструменты соответственно характерам персонажей.
Воспитатель действует самостоятельно, предварительно оговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.
Итак.
Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на муз. инструментах, которые он получает на муз. занятиях. А закрепляет их воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/02/picture-95040.jpg)
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в театрально-художественной деятельности
Художественно-театральные постановки с использование музыкального материала радуют детей и их родителей, позволяют музыкальному руководителю организовать единое образовательное пространство семь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-1017976-1520058110.jpg)
Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию на год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-383798-1390413126.jpg)
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200264-1576605292.jpg)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055926-1536578954.jpg)
План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-654228-1602505666.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО...