Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ждановских Вера Григорьевна

Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»

В основе использования детских музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на музыкальных занятиях и развлечениях.

Озвученные музыкальные игрушки

Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румбы, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки,

трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробок, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками  и др.

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:

дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.

Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”, “Мелодия”), колокольчики, детский аккордеон.

Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?

Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на детских музыкальных инструментах.

Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:

  • звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;
  • произведения искусства: музыкальные жанры, стихи;
  • озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.

Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается - от простого к сложному.

  • II младшая и средняя группы:

Передавать на ударных инструментах:

  • выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);
  • художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;
  • использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.

  • Старшая и подготовительная группы:
  • передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.
  • передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;
  • ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);
  • ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;
  • творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;
  • творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.

Для решения этих задач должны быть созданы условия.

Рассмотрим несколько аспектов.

  • Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который:
  • имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;
  • воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).
  • Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.
  • Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.
  • Ситуации, которые создаёт воспитатель - как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.
  • Косвенное воздействие воспитателя:
  • образные, словесные пояснения;
  • наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)
  • выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;
  • беседы о выразительных особенностях музыкальных инструментов.

Методика проведения музыкально-творческих заданий

1 вариант:

Воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.

2 вариант:

Воспитатель читает детям знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседует о характере, выразительных особенностях музыкальной речи персонажей, после этого произведение инсценируется с участием детей.

Практическая часть.

Разделить воспитателей на группы.

Задание №1.

Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька.

Марш                                                       Колыбельная

- - / 0 / - - / 0                                           - - 0 / - - 0

- - - - / 0                                                    - - - - / 0 0 /

Задание № 2.

  • Озвучить явления и звуки окружающего мира.

Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных  инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.

Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.

Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой музыкальной  реплики спросить:

          “На каком инструменте это можно изобразить?”

1.Звенит капель                                              4. Мелкий дождь

  Динь - день! - 2 раза                                        Стучит по крыше

                                                                             Кап – кап - кап! - 2 раза

2.Шуршит листва                                              

Ш – ш - шур, ш - ш - шур.                               5. Поезд мчит

                                                                            куда-то вдаль

3.Гром гремит                                                   чух - чух - чух. - 2 р

  Та - ра, бам, бам!                                               .

  • Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”

Осторожно ветер                                             Поиграл немного

 Из калитки вышел                                           Ветками черёмух

Постучал в окошко                                          Пожурил за что-то

 Пробежал по крыше.                                     Воробьёв знакомых.

                                   И, расправив бодро

                                   Молодые крылья

                                   Полетел куда-то

                                   Вперегонку с пылью.

“Пришёл медведь к броду,

Бултых в воду

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду…

Бултых в воду…»

  • Рассказать русскую народную сказку “Репка” с музыкальным  оформлением:

   Подобрать музыкальные инструменты соответственно характеру персонажей.

Воспитатель действует самостоятельно, предварительно обговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.

 

Вывод:

Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на детских музыкальных инструментах, которые он получает на музыкальных занятиях. А закрепляет их в самостоятельной музыкальной деятельности с помощью воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...


 

Комментарии

Спасибо за интересные упражнения и игры для развития музыкально - творческих способностей детей! Воспользуюсь Вашими советами.