Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ждановских Вера Григорьевна

Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»

В основе использования детских музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на музыкальных занятиях и развлечениях.

Озвученные музыкальные игрушки

Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румбы, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки,

трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробок, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками  и др.

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:

дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.

Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”, “Мелодия”), колокольчики, детский аккордеон.

Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?

Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на детских музыкальных инструментах.

Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:

  • звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;
  • произведения искусства: музыкальные жанры, стихи;
  • озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.

Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается - от простого к сложному.

  • II младшая и средняя группы:

Передавать на ударных инструментах:

  • выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);
  • художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;
  • использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.

  • Старшая и подготовительная группы:
  • передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.
  • передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;
  • ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);
  • ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;
  • творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;
  • творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.

Для решения этих задач должны быть созданы условия.

Рассмотрим несколько аспектов.

  • Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который:
  • имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;
  • воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).
  • Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.
  • Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.
  • Ситуации, которые создаёт воспитатель - как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.
  • Косвенное воздействие воспитателя:
  • образные, словесные пояснения;
  • наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)
  • выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;
  • беседы о выразительных особенностях музыкальных инструментов.

Методика проведения музыкально-творческих заданий

1 вариант:

Воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.

2 вариант:

Воспитатель читает детям знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседует о характере, выразительных особенностях музыкальной речи персонажей, после этого произведение инсценируется с участием детей.

Практическая часть.

Разделить воспитателей на группы.

Задание №1.

Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька.

Марш                                                       Колыбельная

- - / 0 / - - / 0                                           - - 0 / - - 0

- - - - / 0                                                    - - - - / 0 0 /

Задание № 2.

  • Озвучить явления и звуки окружающего мира.

Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных  инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.

Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.

Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой музыкальной  реплики спросить:

          “На каком инструменте это можно изобразить?”

1.Звенит капель                                              4. Мелкий дождь

  Динь - день! - 2 раза                                        Стучит по крыше

                                                                             Кап – кап - кап! - 2 раза

2.Шуршит листва                                              

Ш – ш - шур, ш - ш - шур.                               5. Поезд мчит

                                                                            куда-то вдаль

3.Гром гремит                                                   чух - чух - чух. - 2 р

  Та - ра, бам, бам!                                               .

  • Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”

Осторожно ветер                                             Поиграл немного

 Из калитки вышел                                           Ветками черёмух

Постучал в окошко                                          Пожурил за что-то

 Пробежал по крыше.                                     Воробьёв знакомых.

                                   И, расправив бодро

                                   Молодые крылья

                                   Полетел куда-то

                                   Вперегонку с пылью.

“Пришёл медведь к броду,

Бултых в воду

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду…

Бултых в воду…»

  • Рассказать русскую народную сказку “Репка” с музыкальным  оформлением:

   Подобрать музыкальные инструменты соответственно характеру персонажей.

Воспитатель действует самостоятельно, предварительно обговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.

 

Вывод:

Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на детских музыкальных инструментах, которые он получает на музыкальных занятиях. А закрепляет их в самостоятельной музыкальной деятельности с помощью воспитателя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...

«Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...


 

Комментарии

Спасибо за интересные упражнения и игры для развития музыкально - творческих способностей детей! Воспользуюсь Вашими советами.