РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по музыке

Гайдарова Алина Ровшановна

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, методы, способствующие развитию творчества в музыкальной деятельности, формы организации работы с детьми.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, методы, способствующие развитию творчества в музыкальной деятельности, формы организации работы с детьми.

Ключевые слова

Музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, творчество, дошкольный возраст.

В настоящее время в дошкольном образовании уделяется недостаточное внимание музыкальному развитию детей. Большее внимание этому вопросу отводится на музыкальных занятиях, а в образовательной деятельности, реализуемой в течение всего дня воспитателями, это направление не является одним их приоритетных.

В своей практической деятельности мы используем возможности музыкальной деятельности для развития творчества детей дошкольного возраста.

Творчество является интеллектуальным процессом свободной реализации мысли во внешнем мире, а также с помощью инструментов и внутренних ощущений человека, представляющий для него или для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность [1].

Музыкальная деятельность представляет собой активность в художественно-эстетическом восприятии музыкальных ценностей; деятельность, которая заключается в возможности субъекта открывать для себя в музыкальном явлении новую мысль, переживание [2].

Процесс развития творчества детей в музыкальной деятельности можно реализовывать согласно четырем этапам, между которыми  устанавливается тесная взаимосвязь. Каждый последующий этап выступает как естественное логическое продолжение предыдущего.

Первый этап предполагает выполнение детьми творческих заданий различной сложности, основой их выступают специально подобранные музыкальные произведения, которые передают образы сказочных персонажей, для этого используются движения, голос и мимика. Для того чтобы дошкольники могли создавать отдельные оригинальные образы, используется дополнительная информация  в виде выразительной характеристики персонажей в поэтической форме, чтения фрагментов сказок, показа соответствующих иллюстраций.

Второй этап подразумевает передачу детьми взаимодействия образов известных литературных героев через специально созданные сюжетно-игровые ситуации. Для того дошкольникам нужно самостоятельно искать адекватные художественные средства, которые подчеркивают наиболее яркие черты определенного персонажа, и выражать собственное отношение к нему и происходящим событиям.

На третьем этапе предлагаются задания на развитие разных видов музыкального творчества детей в условиях применения сюжетно-тематических игровых комплексов.

На четвертом этапе дошкольники выполняют роли режиссеров и актеров в музыкально-игровом драматическом действии, они инсценируют разные литературные произведения и музыкальные композиции в определенном жанре: мини-опера, мини-балет, оркестровая миниатюра.

Основными методами, используемыми педагогами для развития творчества детей в музыкальной деятельности, являются метод импровизации, творческих заданий, моделирования игровых ситуаций, физических действий.

Формы организации работы с детьми представлены сюжетно-творческими комплексами, которые являются серией заданий одной тематики, и направлены на развитие творчества во всех  видах музыкальной исполнительской деятельности (песенная, музыкально-ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах), в драматизации, мини-балете, мини-опере, которые выступают в качестве музыкально-игровых драматизаций на сюжетной основе, включающие в себя разные виды музыкальной и театрализованной деятельности.

Мы согласны с Л.М. Машковцевой, что одним из условий развития творчества дошкольников в музыкальной деятельности является организация развивающей предметно-пространственной художественной среды. В группе есть театральные костюмы, атрибуты, декорации, музыкальные инструменты, аудиозаписи современной, классической и народной музыки и т.д., которые может использовать каждый ребенок для создания художественного образа [3].

Список использованной литературы

1. Большаков А.В. Проблема определения творчества // Аналитика культурологии. 2007. С. 1-10.

2. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность как способ бытия человека в культуре // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. С. 17-22.

3. Машковцева Л.М. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности: На основе использования элементов театрализации: автореферат дис. ... канд. пед. наук.  М., 2005. 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

ПРОЕКТ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ И СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ»...

Развитие творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы

На сегодняшний день системе дошкольного образования уделяется особенно повышенное внимание.  Ее главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению пси...