2020-2021 Доклад на тему:""Познавательное развитие у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Панина Валентина Сергеевна

Интересный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_cherez_muzyku.docx15.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Познавательное развитие  у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

           В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.

     Это означает, что различные формы музыкальной деятельности не должны сводиться лишь к обучению музыкальным навыкам и знанияма должны способствовать формированию художественно-эмоционального познания действительности, мышления. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого  следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников.

   Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.                           Основными формами организации познавательной деятельности

на музыкальных занятиях являются:

        Восприятие музыкальных произведений.

        Дидактические игры.

        Познавательно-исследовательская деятельность.

    Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной  деятельности человека.  Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость.  У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом,  способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

            Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края; усваивает представления о природе, природных явлениях  и временах года, знакомится с животным миром посредством творческих и музыкально-ритмических игр на подражание.  Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского  «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера  человека.

      Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

        Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;«Музыкальный магазин»; «Назови композитора»; «Музыкальные инструменты» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; а  музыкальная дидактическая игра «Времена года»  – способствует развитию представлений о природе.

         Важно, чтобы при организации дидактической игры были представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных  способностей детей.

 

      Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

На основе восприятия и с помощью исследовательских действий дети

 устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов.  У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

   Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель

организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

Так, в этом году  воспитанницей группы «Облачко» Саранцевой Ксенией была проведена интересная исследовательская работа на тему: «Влияние музыки на комнатное растение». В ходе наблюдений ей  удалось выявить как музыка Моцарта и рок-музыка  влияют на объект исследования - комнатное растение  лиственная бегония.

 Проект «Телеканал. Музыкальные новости». Представленная форма  позволила обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствовала  обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей через музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст – важный период для вос­питания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность

Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания  и осуществление полоролевой социализации дошкольника...

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей...

Проект «Формирование дружеских чувств у детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»

Направление педагогического проекта - социально-эмоциональное развитие детей...