Развитие коммуникативных способностей дошкольников и приобщение их к художественной литературе посредством детского фольклора.
опыты и эксперименты на тему

Таякина Надежда Яковлевна

В материале я обобщила опыт работыс детьми по приобщению к художественной литературе черездетский фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МБОУ – СОШ с.Росташи – «Детский сад с.Росташи».

Развитие коммуникативных способностей дошкольников и приобщение их к художественной литературе посредством детского фольклора.

Подготовила воспитатель: Таякина Надежда Яковлевна

В последнее время у дошкольников возникают проблемы в развитии связной, интонационной, выразительной речи. Овладение коммуникативными навыками является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте особенно хорошо усваивается речь.  Поэтому процесс коммуникации в современном дошкольном образовании  рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

Изучение методической литературы, анализ проводимых наблюдений, комплексный метод диагностики речевого развития показал, что дети дошкольного возраста легко воспринимают разные формы фольклора.  Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к познанию, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Значение детского фольклора еще и в том, что он несёт в себе огромный воспитательный заряд. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

В воспитании дошкольников  использую фольклор, который способствует формированию эмоционально – положительного отношения к миру как к «чуду», познавательному и речевому развитию, так как фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности.

Широко использую произведения детского фольклора: на прогулке, во время игр, в режимных моментах, в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД). Эти произведения стали прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценки того, или иного вида деятельности.

Для развития коммуникативных способностей детей на разных этапах применяю разные формы фольклора.

Заклички, приговорки, потешки помогают не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к русскому народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям. Яркие заклички, потешки, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Например, в младших группах использую потешки в процессе умывания, одевания, заклички использую как в непосредственной образовательной деятельности, так и во время прогулки. В старшем дошкольном возрасте применяю загадки, сказки, поговорки, пословицы, небылицы.

Для развития навыков выразительной речи детей, на помощь приходят скороговорки.                    

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Пословицы и поговорки для работы с детьми выбираю такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.

Изучая пословицы о труде, мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".

Прибаутки, частушки, колыбельные, песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и к своему народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано его испытать. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок в группе мог сыграть любую роль. В старших группах много времени уделяю рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки...", "Кого встретил Колобок?". Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности,  инсценировках разных видов. Например, в игре, проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста  показывают то, о чем идет речь.

Часто использую и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, провожу игры и упражнения, полезные для детского ума - это загадки: "Кто и что это?", "Я загадаю, а ты отгадай", "Подскажи словечко". Поначалу непросто было научить детей отгадывать загадки. Но при внесении игрушек, при наблюдениях, при использовании загадок - рифмовок дети полюбили их. С нетерпением ждут они вечеров загадок, когда к ним приходит бабушка - загадушка.

Важное значение в работе придаю обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, я знакомлю их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовываю национальными обычаями, фольклором. Рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, применяю считалки.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры  привлекаю внимание детей к ее содержанию, слежу за физической нагрузкой, поддерживаю эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремлюсь научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества. На них приглашали детей из других групп и сотрудников детсада. Провели проект, сделали презентацию по преемственности детского сада и школы на тему: «Художественное творчество с использованием малых фольклорных жанров». Дети с удовольствием работали на уроках, проводимыми учителями начальных классов, музыкальным руководителем.

В группе создаю необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Была организована экскурсия в школьный музей, содержащий предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.). 
Почти все музыкальные занятия, праздники, вечера развлечений, досуги включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов.

Применяя фольклор в своей работе, я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном; развивает коммуникативные способности детей, приобщает к художественной литературе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»

В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...

Приобщение детей к художественной литературе посредством организации творческой мастерской «Город Мастеров»

Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение?А главное не принуждать, не за...