Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников
проект на тему
Педагогический проект. Тема по самообразованию педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Круги Эйлера как средство развития логического мышления»
Автор и руководитель проекта:
Галат Виктория Сергеевна.
2015
Введение
Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений..
Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста.
Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Леонард Эйлер - английский математик, жил и творил в 18 веке. Что касается высшей математики, дошкольников еще пока не интересует. А вот как его круги внедрили в развитие дошколят, вызывает интерес.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Постановка проблемы
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.
Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.
Актуальность проекта.
Логика- наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями.
Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Но если в программе обучения дошкольников и школьников обязательно присутствуют упражнения на развитие логического мышления.
Одним из способов развития логического мышления являются круги Эйлера.
Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Объект проектной деятельности
Процесс развития логического мышления дошкольников
Предмет проектной деятельности
Новые инновационные технологии в работе с детьми, как средство развитие логического мышления дошкольников.
Цель
Развитие логического мышления у дошкольников через круги Эйлера
Задачи:
1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развитие у детей :речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Новизна
Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.
Гипотеза
Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/05/picture-42825-1409861306.jpg)
Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников
Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-82271-1676276604.jpg)
дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников
Самообразование педагога...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-628521-1430203709.jpg)
Презентация "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Презентация подготовлена для участия в конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-628521-1430203709.jpg)
Статья "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Статья была написана для выступления конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста и дальнейшего опубликования в сборнике статей по итогам конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210674-1361710237.jpg)
Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Интеллектуальное р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-1002698-1537372833.jpg)
Использование занимательного материала как средства развития логического мышления дошкольников
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...