Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников
проект на тему

Галат Виктория Сегреевна

Педагогический проект.  Тема по самообразованию педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Круги  Эйлера как средство развития  логического мышления»

Автор и руководитель проекта:

Галат Виктория Сергеевна.

2015

Введение

Логическое мышление формируется на основе образного мышления  и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений..

Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста.

Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Леонард Эйлер - английский математик, жил и творил в 18 веке. Что касается высшей математики, дошкольников еще пока не интересует. А вот как его круги внедрили в развитие дошколят, вызывает интерес.

 Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Постановка проблемы

 Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.

Актуальность проекта.

Логика- наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями.

Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Но если в программе обучения дошкольников и школьников обязательно присутствуют упражнения на развитие логического мышления. 

Одним из способов развития логического мышления являются круги Эйлера.

Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.

Важнейшим является формирование  и развитие логического  мышления и способность «действовать в уме».

Объект проектной деятельности

Процесс развития логического мышления дошкольников

Предмет проектной  деятельности

Новые инновационные технологии в работе с детьми, как средство развитие логического мышления дошкольников.

Цель

Развитие логического мышления у дошкольников через круги Эйлера

Задачи:

1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, сравнения, классификации, обобщения.

2. Развитие у детей :речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Новизна

Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.

Гипотеза

Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Презентация "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Презентация подготовлена для участия в конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Статья "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Статья была написана для выступления конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста и дальнейшего опубликования в сборнике статей по итогам конференции....

Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового.  Интеллектуальное р...

Использование занимательного материала как средства развития логического мышления дошкольников

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...