«Речевая тропинка» Выступление на родительском собрании
консультация (старшая группа) на тему

  Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_tropinka.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая  тропинка»

Выступление на родительском собрании

                                   «…Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они

                                  собирают позже, в годы юности и начала зрелости…»

                                                                                        А.Н. Острогорский.

 

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Осмысление своих удач и неудач, опыта коллег, наставников, изучение литературы помогли нам осознать важность работы педагога с семьями его воспитанников. Ведь семья обладает могучей силой воспитания. Авторитет родителей, их положительная оценка значимы, жизненно необходимы для малыша. В каждой семье, независимо от национальности, есть большие возможности для ознакомления детей с историей, культурой своего народа: это чтение и рассказывание народных сказок, исполнение колыбельных, использование пословиц и поговорок.

  Таким образом, семья всегда играла большую роль в приобщении детей к национальной культуре. Даже тогда, когда не было специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.

  Но особенно велико было воздействие произведений устного народного творчества, используемого в речи окружающих, на воспитание детей. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Мягкость народного слова в фольклоре делала поучения ненавязчивыми, вызывала глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьёзные, возвышенные идеи и житейские правила.

  Воспитывало и учило не только слово, но и всё народное искусство и быт. Они сопровождали и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Педагогический потенциал народного искусства и народного быта необыкновенно велик.

  Однако часто родители не уделяют достаточного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом всё исправится, или не слыша недостатков речи детей. Чтобы воспитание было успешным, педагоги и родители должны рука об руку сопровождать малыша в его развитии. Насколько тесным будет контакт детского сада и семьи, настолько быстрее будет развиваться ребёнок. Именно поэтому много внимания в нашем детском саду уделяется сотрудничеству с родителями.

  В связи с этим, педагоги проводят большую просветительскую работу среди родителей, используя различные формы, которые представлены в виде блоков.

  1. Информационно – аналитический блок

- Посещение семьи, анкетирование, тестирование, проведение социологических срезов, опросов, оформление памяток, визиток.

      2.  Досуговый блок.

           - Проведение КВН, викторин, праздников, досугов, конкурсов, тематических выставок и вечеров, организация методических мероприятий.

       3. Познавательный блок.

           - Проведение читательских конференций, «круглых столов», игр – тренингов, педагогических брифингов; проведение консультаций, бесед, семинаров – практикумов по разучиванию подвижных и хороводных игр, музыкального фольклорного материала, деловых игр, викторин, групповых и общих собраний, мастер – классов, дискуссий, диспутов, организаций проектно – исследовательской деятельности.

      4. Наглядно – информационный блок.

          - Проведение дней открытых дверей, презентаций групп, ДОУ; просмотры открытых занятий и развлечений; организация выпуска газет, видео, аудиоматериалов, создание информационных проектов.

  Нами была разработана программа развития «Речевая тропинка», основанная на народной педагогике. Она посвящена ознакомлению дошкольников и родителей с историей родной культуры, историей народа, его духовного богатства. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов даёт эффективный результат в работе с детьми. Особенно плодотворны идеи и опыт народной педагогики в дошкольном воспитании.

 

Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Чтобы наша работа была живой, интересной, разнообразной, увлекательной, высокоэффективной; чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую показывает связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы используем народное творчество.

  Наша программа преследует следующие цели:

-  активно включать родителей в воспитательный процесс;

-  возрождать утерянные традиции разных народов через взаимосвязь родителей и педагогов;

- дать возможность раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку и родителю.

   В наших группах стало традиционным проведение различных мероприятий, на которых обсуждаются вопросы использования устного народного творчества в воспитании правильной речи детей.

  Приведём пример одной такой речевой тропинки на тему: «Приглашаем в гости в сад».

Цель:

  1. Активизировать деятельность родителей.
  2. Приобщать родителей и детей к национальным традициям своего народа.
  3. Способствовать приобретению опыта коллективной работы у детей.
  4. Развивать восприятие нравственных ценностей как своего народа, так и народов других культур.
  5. Помочь детям самореализоваться.
  6. Воспитывать у дошкольников устойчивую потребность в общении с искусством.

Мероприятие состояло из трёх частей:

а) Вступительное слово.

б) Игра – викторина.

в) Экскурсия в кабинет татарского и русского языка.

 

Вступительное слово содержало в себе анализ анкетирования родителей на тему: «Значение устного народного творчества в воспитательной работе с детьми», которое использовалось для своевременного определения эффективного включения родителей в воспитательный процесс.

 В анкетировании участвовали четырнадцать семей и все 100% считают, что народный фольклор помогает в воспитании и развитии детей.

25% ответили, что приобщают детей в семье к национальным традициям своего народа.

37% родителей полагают, что вклад детского сада важнее в выполнении следующих функций: знакомство с традициями и культурой своего народа и изучение детского фольклора.

 И лишь 23% родителей считают, что только совместная работа и родителей и педагогов в этом направлении дадут положительные результаты.

  1. Игра – викторина включала в себя теоретические и практические задания, а так же аукцион знаний. В теоретической части родители отвечали на вопросы, например, такие:

- Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

- Какую речь можно считать хорошей?

- К каким сказкам подходят следующие пословицы:

 «Кто встал пораньше, ушёл подальше». («Колобок»)

«Берись дружно, не будет грузно» («Репка»)

«За чужим погонишься, своё потеряешь» («Лисичка -сестричка и серый волк»)

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки» («Маша и медведь»).

  В практической части мероприятия родители и дети участвовали в разнообразных конкурсах:

  1. «Аукцион знаний», где каждая семья проводила презентацию своей игры по развитию речи, изготовленную своими руками.
  2. «Нарисуй пословицу». Родителям были предложены следующие пословицы:

«В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает»,

«Кто зря сердит, у того голова болит».

(По одному участнику выходили и рисовали пословицы на листе ватмана, установленном на мольберте). Остальные участники в это время собирали разрезные картинки, затем должны были угадать, какая пословица была изображена на картинке.

  1. «Путаница». Участники конкурса должны были переставить в пословицах буквы местами: (Явос ашно не янтент - Своя ноша не тянет, Чеут шокак, ёьч омся алъес – Чует кошка чьё мясо съела, Горадо клажо к дубое – Дорога ложка к обеду). Дети в это время играли в русскую народную игру «Перегонки».
  2. «Какое образное выражение изображено». На картине были изображены образные выражения, родители должны были назвать его: «Глаза разбежались», «Бежать, высунув язык», «Всё в руках горит», «Спустя рукава».
  3. «Устами младенца». Дети предварительно составляли описательные рассказы, родители угадывали голоса своих детей и предметы, о которых говорилось в рассказах.
  4. «Магические числа». Участники конкурса должны были вспомнить пословицы и поговорки, где встречаются цифры. («Семеро одного не ждут», «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Где два, там и три», «Седьмая вода на киселе», «Семеро по лавкам», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»).
  5. «Сказка ложь, да в ней намёк». В этом конкурсе первая команда родителей с детьми инсценировала сказку «Колобок», вторая- «Теремок».

  В заключении все участники посетили кабинеты татарского и русского языка.

 

 Проведение «Речевых тропинок» позволяет родителям получить не только ценную информацию о воспитании и обучении детей через фольклор в домашних условиях, но и самим окунуться в мир детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...