статья на тему: "Почему так принципиально важно для детей развитие мелкой моторики."
статья (младшая группа) на тему

Филиппова Надежда Юрьевна

в статье описан материал для развития мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Автор: Филиппова Н. Ю.

                                                                                                      Г. Урай Ханты – Мансийский автономный округ,

                                                                                                     «Урайский специализированный Дом ребенка»

 Почему так принципиально важно для детей развитие мелкой моторики.

Вся история человечества доказывает, что движение руки тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее,  очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это, играя с маленькими еще не говорящими детьми, сопровождали слова  песни, игры, движение пальцев ребенка. Отсюда появились известные всеми «ладушки», «сорока - ворона» и т. д. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активация речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Чем чаще двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена  исследованиями крупных учёных, таких как И. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурина. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствования движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи тонких движений пальцев рук. Почему человек часто не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывающий язык.

Не секрет, что основы развития личности у ребёнка закладывается с его первых дней жизни. Таким образом, познавая мир через ощущение и опробование предметов «на зуб», ребёнок развивается.

Очень эффективен для детей массаж рук. Он выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3 – 5 минут, проводится несколько раз в день.

Поглаживание: совершается  в разных направлениях.

Растирание: отличается от поглаживания большой силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

Вибрация: нанесения частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.

Сгибание – разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты  в кулак; каждый палец по – очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Криомассаж – это контрастный массаж  опускают руки детей сначала в теплую а затем в холодную воду при этом работаю мышцы рук.

Почему так принципиально для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены совсем близко. Стимулируя узкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Прежде чем начинать работать по этой теме я поставила перед собой цель:

  1. Развитие мелкой мотроки рук;
  2. Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; увеличение амплитуды движений в этих суставах;
  3. Развитие речи посредствам развитие мелкой моторики рук.

Разработала задачи по этой теме:

  1. Изучить литературу по этой теме;
  2. Написать план;

                                              -2-

  1. Изготовить материал для занятий с детьми.

С самыми маленькими разработала игры и активную гимнастику:

Игры для детей от 2 месяцев:

«Вот такие разные».

Ребёнку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен «комментировать» предмет (этот шарик гладкий, Этот ёжик колючий).

Игры для детей от 9 месяцев:

«Сборные матрёшки»:

Сначала нужно собирать одну куколку, затем постоянно усложнять игру.

«Пирамидка»:

Для начала используем классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине, это помогло развивать логическое мышление ребёнка.

«Обведи по контуру».

Сделала карточки с известными малышу предметами: домик, дерево, машинка и так далее и обклеила их контуры бархатной бумагой. Суть игры в том что я вела пальчик малыша по контуру и называла предмет, потом обклеила контур бусами или горошками.

«Чашки - ложки».

Проводила игру где ребенок пересыпал ложкой сахар с одной ёмкости в другую.

Перекладывали горох, фасоль.

Лепка из пластилина, игра с резиновыми игрушками, игры с мозаикой, шнуровки и т. д.

Изучала с детьми пальчиковые игры суть этих игр в том что бы научить детей с помощью пальцев изображать какие – то предметы или живых существ. При этом все движения объясняла ребёнку, здесь и развивались пространственные понятия. После того как дети сами могли выполнять упражнения разыгрывала сценки, небольшие сказки. Проводила с детьми пальчиковый театр.

В процессе проделанной работы было заметно как развивалась связная речь у детей.

Использованная литература:

  1. Г. С. Швайко «Игры и упражнения по развитию речи».
  2. Е. В. Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей»
  3. О. С. Ушакова «Придумай слово»
  4. Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба «играем с малышами»

 

                                                                     

                                                                                                     Г. Урай 2015год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

Почему так принципиально важно для детей развитие мелкой моторики.

1.     Развитие мелкой мотроки рук;2.     Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; увеличение амплитуды движений в этих сус...

Консультация для родителей «Важные факторы в развитии мелкой моторики»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Консультация для родителей на тему "Важные факторы в развитие мелкой моторики»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Статья из опыта работы "Зачем нужны подготовительные игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Чтобы обратить внимание малыша на его руки, приучить к тому, что с руками можно проводить много разнообразных и инте­ресных игр, используются подготовительные игры. Такие игры не развивают тонкие ...

Консультация для родителей «Важные факторы в развитии мелкой моторики»

Консультация для родителей«Важные факторы в развитии мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работ...