Статья из опыта работы "Зачем нужны подготовительные игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
статья

Малышева Ольга Михайловна

Чтобы обратить внимание малыша на его руки, приучить к тому, что с руками можно проводить много разнообразных и инте­ресных игр, используются подготовительные игры. Такие игры не развивают тонкие движения кистей и пальцев, но вполне достига­ют своей цели — ребенку должно понравиться играть с руками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Развитие мелкой моторики — важное направление развития ребенка раннего возраста. Так как многие современные дети отличаются слабой моторикой рук, им с большим трудом даются тонкие движения пальцев, игры на развитие мелкой моторики надо проводить регулярно. А чтобы поддерживать интерес малыша к таким играм, которые часто требуют достаточных усилий с его стороны, желательно, чтобы игры на развитие мелкой моторики были интересными и разнообразными.

При разработке игр для развития моторики мы стремились сделать обучение опосредованным: ребенок занимается интересным для него видом деятельности, а между тем, сам не замечая того, приобретает и отрабатывает новые полезные навыки.

Описанные ниже игры систематизированы — по принципу, лежащему в их основе (подготовительные игры с руками, пальчиковые игры, теневой театр), и по используемым в играх материалам (предметы, игрушки, специальные игрушки). Поэтому игры, описанные в книге, очень разные, и это позволяет использовать все возможности обучения малыша.

При подборе игр для конкретного ребенка советуем отнестись к выбору внимательно. Не всем детям нравятся игры на развитие мелкой моторики, поэтому лучше предлагать ребенку разные варианты игр: эффективнее будет подобрать несколько понравившихся малышу игр, чем настаивать на проведении тех игр, в которых малышу участвовать неинтересно.

Конечно, чтобы закрепить результат игры, необходимо ее многократное повторение. При этом советуем относиться к развитию игры творчески, придумывая разнообразные варианты отработки одного и того же навыка. Например, если вы занимаетесь с малышом шнуровкой и нанизыванием бусин, можно отрабатывать этот навык на совершенно разном материале — нанизывать на шнурок не только специальные бусины подходящей величины, но и колечки от пирамидки, шарики с отверстиями, сушки, макароны в виде трубочек, лоскуты ткани с дырочками и т.п.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Цели и задачи

Развитие ручной ловкости.

Развитие согласованных движений обеих рук.

Развитие заинтересованности в играх с руками.

Материалы

Большая часть подготовительных игр проводится без использования каких-либо материалов. В некоторых играх используются мелкие предметы, которые прячутся в ладошках, а также резиновые игрушки-пищалки.

Методы обучения

Показ действий.

Словесная инструкция.

Организация занятий

Занятия можно проводить в группе. Длительность заданий 1-5 минут. Основной метод обучения — подражание движениям рук взрослого.

Чтобы обратить внимание малыша на его руки, приучить к тому, что с руками можно проводить много разнообразных и интересных игр, используются подготовительные игры. Такие игры не развивают тонкие движения кистей и пальцев, но вполне достигают своей цели — ребенку должно понравиться играть с руками. Конечно, чтобы малыш захотел играть в игры на развитие мелкой моторики еще и еще, необходимо постараться, чтобы игры с руками ему понравились. Для этого взрослый, который проводит игру, должен постараться наполнить ее весельем и положительными эмоциями, увлечь ребенка интересным сюжетом игры, и заразить его своим прекрасным настроением и огромным желанием играть.

В дальнейшем такие подготовительные игры станут основой занятий — к ним можно возвращаться снова и снова, чтобы настроить ребенка на проведение игр с ручками. То есть, сначала мы можем предложить малышу поиграть в непродолжительную, давно знакомую и любимую игру с руками, а после этого предложить другую игру, направленную на отработку более сложных навыков, требующих или силы пальцев, или тонких дифференцированных движений, ловкости рук.

Занятие 1. Где же наши ручки?

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. (нет)

Ход занятия. Взрослый показывает движения руками и побуждает малышей повторять их за ним — сначала прячет руки, а потом показывает их. Игроки прячут руки за спину, если игра проводится стоя, или прячут руки под стол, если игра проводится сидя за столом.

Взрослый. Давайте-ка спрячем наши ручки — вот так! Где же наши ручки? А вот они, ручки! Снова ручки спрятались... Где же наши ручки? Вот они!

Этой игрой мы эмоционально готовим малышей к разнообразным играм с руками и пальцами. Лейтмотивом игры может быть слоган: «Где же наши ручки? Вот наши ручки!» во время произнесения которого взрослый просит детей сделать определенные движения руками.

Занятие 2. Прячем ручки!

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. Большой платок, коробка, варежки и перчатки, песок (на прогулке).

Ход занятия. Предложите малышу спрятать руки под платок, или в коробку (коробка лежит на боку, открытой стороной к ребенку), или зарыть в песок на прогулке.

Взрослый. Спрячь ручки побыстрее! Я иду искать! Где же маленькие ручки? Куда они спрятались? А вот они! Ну-ка, выходите, дайте-ка я вас поглажу!

Игровые действия можно повторить несколько раз. Более сложный вариант игры — натянуть на руки варежки или перчатки, спрятав их таким образом. Это занятие можно проводить по- разному: дети прячут руки по очереди или все одновременно.

Занятие 3. Аплодисменты

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. (нет)

Ход занятия. Малыши любят хлопать в ладоши. Однажды освоив этот навык, они с удовольствием используют его в разнообразных подходящих ситуациях — подхватывают аплодисменты других людей (даже если видят их по телевизору, или слышат по радио), выражая таким образом похвалу и одобрение действиям как других людей, так и своим собственным. Этот интерес малышей к такому замечательному жесту одобрения как аплодисменты, можно и нужно с успехом поддерживать и обыгрывать.

Взрослый. Посмотри, какую красивую пирамидку ты собрал! Давай похлопаем в ладошки — ты молодец!

Взрослый. Посмотрите, какую красивую картинку нарисовала Таня. Таня — умница. Давайте похлопаем ей — молодец, Танечка! (дети дружно хлопают в ладоши)

Занятие 4. Дай пять!

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. (нет)

Ход занятия. Малыши с удовольствием подражают простым жестам взрослых, а также старших детей. Это дает возможность обучить маленького ребенка такому простому жесту, как «Дай пять»: двое людей поднимают по одной руке и с хлопком соприкасаются ладонями. Скорее всего, малыш будет с удовольствием использовать этот жест снова и снова при любой возможности.

Взрослый. Дай пять! Вот так — хлоп! Давай попробуем еще раз: дай пять! (Рис. 6.)

Занятие 5. Спрячь в ладошку!

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. Маленькие шарики из разного материала.

Ход занятия. Для игры подберите маленькие шарики. Желательно подобрать шарики из разного материала — один мягкий

Рис. 7. Где же шарик?

(из ткани, губки, резины), его можно сжать, другой из плотного материала. Покажите, как можно спрятать шарик: положите шарик на ладонь, затем зажмите его в кулак.

Взрослый. Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика! А теперь я раздам всем шарики. Спрячьте ваши шарики в ладошке! (Рис. 7.)

Дайте шарик малышу и предложите спрятать его. Используя этот принцип можно организовать игру, в которой предлагается угадать, в какой из двух рук прячется шарик. В этой игре можно использовать не только шарики, но и другие маленькие игрушки, которые помещаются в детской ладошке. Такую игру можно проводить как с одним ребенком, так и в группе детей.

Занятие 6. Спрячь в ладошки!

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. Различные игрушки подходящего размера из различных материалов — те, которые помещаются в двух ладонях.

Ход занятия. Перед началом игры подберите игрушки подходящего размера — они должны помещаться в обеих ладошках малыша. Это могут быть мягкие игрушки из ткани или меха, резино-

Рис. 8. Где же зайчик?

вые или пластмассовые игрушечки. Сначала дайте малышу возможность самому выбрать игрушку из нескольких и попытаться спрятать ее в одной руке — зажать в кулачок. Если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав его обеими ладонями.

Взрослый. Лиса идет — спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика (рис. 8).

Затем дайте игрушку малышу и предложите спрятать ее. Игру можно продолжать с другими игрушками. Такую игру можно проводить как с одним ребенком, так и в группе детей, заранее подобрав достаточное количество игрушек подходящего размера.

Занятие 7. Утёнок-пищалка

Цель занятия. Подготовка к играм, направленным на развитие мелкой моторики.

Оборудование. Маленькая резиновая игрушка-пищалка — утенок.

Ход занятия. Для игры подберите резиновую игрушку- пищалку подходящего размера — малышу должно быть удобно захватывать ее одной рукой и сжимать в кулаке. Дайте малышу игрушку (к примеру, утенка) и предложите поиграть — сжать игрушку в кулаке, заставить ее запищать.

Взрослый. Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи!

Игру можно повторять несколько раз. Продолжайте игру с самыми разнообразными игрушками. В следующий раз можно предложить малышу для игры несколько игрушек разной величины, чтобы он попробовал сжимать их разными способами — в кулачке или обеими руками. Такую игру можно проводить в группе — для этого нужно раздать всем детям игрушки-пищалки.

Взрослый. Как много игрушек-пищалок собралось в одном месте! Давайте устроим громкий писк! (взрослый играет с заранее приготовленной пищалкой, например, уточкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими с...

Игры для развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

Чтобы научить малыша говорить,нужно развивать мелкую моторику....

Развивающие игры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

В этом материале представлены развивающие игры для развития  мелкой моторики рук детей  раннего возраста, которые можно использовать в работе с детьми.Именно с помощью тактильно – двиг...

Статья из опыта работы "Веселые прищепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и сл...

Статья из опыта работы "Канцелярские скрепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Развитие хватания; развитие силы рук; разви­тие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками....

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

  Мелкая моторика рук – это тонкие движения пальчиками и ладонями. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряю...