Картотека: "В мире игр".
картотека

Картотека  игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krug_igr.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Ребячий  досуг … Каким он должен быть, чтобы доставлять радость и детям и взрослым,  вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Совместная игра - уникальный  вид сотрудничества, в ней все равны. И прежде всего, положительное влияние на взаимоотношения оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.

До наших дней дошло множество русских народных игр:  передаваемые

из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции.

Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью.

В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры- шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, движениями, жестами, выкупом фантов.

Исследователи русских народных игр  отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали человеку возможность  развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. В них можно играть в самых различных ситуациях: на прогулках, во время вечернего отдыха, на праздниках.

Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех, набираются мудрости, расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире.

В свою очередь, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, , умения ориентироваться в пространстве, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Народные игры делятся на игры с сюжетом и на игры без сюжета.

В играх, не имеющих  сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, который способствует расширению сенсорной сферы, развитию самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить мгновенную и правильную реакцию, так как лишь быстрота приведет к благоприятному результату. К таким играм относятся следующие игры: «Палочка-выручалочка»,  «Пятнашки».

Игры с сюжетом, способствуют конкретному перевоплощению в образ (Гуси-лебеди). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действий, которые надо умеючи подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной активности.

Основным условием успешного внедрения народных игр всегда было и остается знание и свободное владение игровым репертуаром и методикой педагогического руководства.

Объясняя новую народную игру, не следует предварительно  разучивать текст с детьми, его желательно ввести в ход игры неожиданно.

Такой приём доставит детям неожиданную радость и избавит от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания.

Так, сюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно.(Дать представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры, пояснить роль водящего, прослушать диалог).

 Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной  личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Взрослые могут стать организаторами игры, взяв на себя роль водящего. Но играть интереснее, если все побывают в этой роли. Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют  жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределяться силы.

Определить водящего можно с помощью считалки - короткие рифмованные стихи, малоосмысленные, с юмором. Чем забавнее считалки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются.

Чтобы определить, кому начинать игру, можно также  « конаться» (мериться на палке. )Для этого берут палку и один игрок захватывает конец, рядом берется другой и т.д. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.

Если игра требует разделение на команды, используется сговор. Играющие сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением …) и, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Сговариваться можно и так: один из играющих прячет в руке камушек, другой травинку. Что выберет капитан.

Существуют и другие жеребьевки - угады. Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить! »К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает:

«Кто в правой,  кто в левой руке берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.

По количеству игроков берут палочки (соломки, бумажки). Одна из них должна быть короче или длиннее. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку - как уговаривались,- тот и водит.

Многие игры предусматривают разыгрывание фантов:  провинившийся выкупает у водящего свои вещи (фанты).

Фанты можно разыгрывать так.

Старинный вариант-водящий садится в центре, все обступают его кружком. Он говорит: «Чей фант? Сейчас покажу- тому быть «зеркалом,  смешным, торговцем и т.д.» Когда все фанты разыграли, провинившиеся делают, что им приказано. «Зеркало»предлагает в него смотреться, «торговец »предлагает купить товар, за который рассчитываются хлопками или поцелуями.

Современный вариант - фанты складываются в шапку, коробку…..

И выбирают остроумного выдумщика, который назначает задания. Его

просят отвернуться и не подглядывать. Один из игроков достает фант и спрашивает: «Что сделать этому фанту?».

Пропеть петухом.

Проквакать.

Пропрыгать на одной ноге.

Проговорить скороговорку……………………

При разыгрывании фантов нужно следовать правилам:

     НЕЛЬЗЯ ОБИЖАТЬСЯ, ОТКАЗЫВАТЬСЯ  ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ!

«Садовник».

Каждый играющий, называется каким- нибудь цветком. Водящий, выбранный по жребию, начинает диалог:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме…розы- 1.2.3!

После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником: «Я!»- «В чем дело? - «Влюблена».- «В кого?» - «В тюльпан-1,2,3!».

Игра продолжается.

     

                                 

«Молчанка».

Перед началом игры все участники произносят приговорку:

Первенчики, червенчики,                      Кони, кони, мои кони.

Летали голубенчики,                            Мы сидели на балконе,

По свежей росе,                                    Чай пили, чашки били,

По чужой полосе,                                По-турецки говорили:

Там чашки, орешки,                           Чаб-чаллби, чаб-чаллби!

Медок, сахарок-                                   Прилетели журавли

Молчок!                                                И сказали всем «Замри!»

                                                              А кто первым отомрет,

                                                             Тот получит шишку в лоб.

Чок, чок,                                              Не смеяться, не болтать,

Зубы на крючок                                 А солдатиком стоять!

А язык на полочку,

Молчок!

Чок, чок,

Зубы на крючок,

Кто заговорит,

Тому щелчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками.

Если кто-то рассмеется или произнесет хоть одно слово, платит водящему фант, которые потом разыгрываются.

«Чепуха».

Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет. Затем водящий называет любое действие, которое могло случиться с загаданным предметом, игроки отвечают.

-Чем ты сегодня умывался?

-Башенным краном.

Тот играющий, чей ответ в большей степени подходит к вопросу, становится водящим.

«Метаморфозы».

Водящий выходит из комнаты. Играющие называют себя цветами, составляют букет. Водящий возвращается и объявляет, что он сделает с тем или иным цветком из букета. Получаются забавные ситуации: одного бы выкинул в окно, другой носил бы в кармане.

«Холодно - горячо».

Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь в комнате. Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего: « Холодно, если удаляется от предмета»,  « Горячо, если приближаются к предмету».

Когда вещь найдена выбирается другой ведущий.

«Камешек» или «Колечко-колечко».

Играющие садятся в ряд, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Водящий с камешком в руке обходит всех и делает вид, что кладет камешек в ладони каждому, хотя камешек получает лишь 1 человек. Затем отходит в сторону и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот,

у кого камешек, подбегает и показывает. Теперь он будет водящим. Но если играющие заметили, кому положен камушек, они могут задержать игрока. В этом случае водящий не меняется.

                                                             

«Ушки».

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и  и приговаривают:

Мама  била, била, била                     Дед бил, бил, бил

И все папе доложила.                        И все сестрам доложил.

Папа бил, бил, бил                             Сестры били, били, били

и все бабе доложил                             И все братьям доложили.

Баба била, била, била                         Братья били, били, били

И все деду доложила.                           И в кадушку закатили,

А  в кадушке 2 лягушки.

Закрывай скорее ушки.

При последних словах играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто это сделает первым.

«Перевертышки».

Игроки, постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладонью о ладонь партнера, приговаривают:

О чки, чки,чки                                     Огуречики соленые,

Огуречечки!                                           Московские, зеленые.

Ложки, плошки, поварешки,              Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!                                  Перевертушки!

При последнем слове играющие прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте не остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки иудары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

«Малечина-калечина».

Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «до зимнего» играющие ставят палочку на ладонь. Водящий считает. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

«Углы».

Четверо играющих размещаются по углам, пятый в середине. Игроки начинают меняться местами, а водящий старается занять оставленный угол, прозевавший становится в середину.

«Почта».

По жребию выбирают водящего. Игра начинается его перекличкой с игроками: «Динь, динь, динь!»-«Кто там?»-«Почта!»- «Откуда?»-  «Из города»- «А что в городе делают?».

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают, смеются и т. Д. Все должны делать то ,что сказал водящий. Тот, кто неверно выполняет задание, платит фант.

                                                      «Золото хороню».

Играющие встают в круг. В середине- водящий с завязанными глазами. Он должен найти спрятанную вещь, которую кладут в пределах круга. Участники при этом поют: Уж я золото хороню, чисто серебро хороню  в высоком терему. Гадай, гадай, девица. Гадай, гадай, красная, через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком первиваючи, златом приплетаючи.

 


                                         

«Шепоток».

Жеребьевкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит один играющий и шепчет что-нибудь на ухо. Водящий должен угадать, кто это?

«Корчага».

Жеребьёвкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в середину круга, образуемого остальными. Водящий по секрету от корчаги дает  всем играющим название: птичка, цветок…. Затем он встает возле корчаги и называет по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого ведущий снимает платок и спрашивает, кто его ударил. Если тот угадает, на его  место садится угаданный, если нет, игра продолжается.

«Жмурки на местах».

Жмурку, выбранного жеребьевкой, ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и раскручивают, производя диалог:

-на чем стоишь?

-на мосту.

-что пьёшь.

-квас.

-ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка начинает их искать. Пока жмурка ищет, никто не сходит со своего места, но все могут приседать, вставать на колени, чтобы перехитрить жмурку. Найденный игрок становится жмуркой в том случае, если водящий узнает его и назовет по имени.

«Царь-горох».

Работники приходят к царю наниматься на работу.

-«Царь- горох, прими нас на работу.

-А что вы умеете делать?

-Мы не скажем, а покажем.(показывают задуманную работу).

Царь, тем временем пытается их поймать. Пойманный становится царем.

«Круг».

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, жмурка – посередине с закрытыми глазами. Все движутся по кругу, чтобы он не догадался, где кто находится. Затем останавливаются, а жмурка на ощупь пытается ощупывать у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в центр круга, становится жмуркой.

«Палочка-выручалочка».

Водящий выбирается с помощью считалки. Кто-нибудь из играющих бросает палочку как можно дальше, все прячутся. Водящий бежит за палочкой, возвращается, стучит ею(по стене, скамейке…) При этом  приговаривает:

Палочка пришла,

Никого не нашла.

        Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет.        

1,2,3,4,5-

Я иду искать.

Кто не схоронился-

Я не виноват.

Кто за мной стоит-

Тот в огне горит.

Водящий кладет палочку и ищет спрятавшихся, стараясь далеко не отходить. Заметив кого-то из играющих кричит: «Вижу» (имя),бежит к палочке , приговаривая:  «Стук-стук, палочка на месте» Так находят   всех участников игры. Первый найденный при повторении игры должен водить. Однако игрок, которого увидели, может добежать  до палочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня»- и постучать. Затем опять бросить как можно дальше и, пока водящий ищет палочку, вновь спрятаться.

Игрок, которого все-таки нашли и «застукали», стоит около палочки. Но его можно выручить. Пока водящий ищет остальных, кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке со словами: «Палочка- выручалочка, выручи…называет имя одного из игроков», стучит ею, затем бросает как можно дальше. Пока водящий ищет, дети прячутся.

«Золотые ворота».

Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто- луной. Затем дети становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй- запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади названного игрока. Когда сделают выбор, две команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

«Прорываты или цепи кованные».

Играющие по сговору делятся на 2 команды. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов. Затем из каждой команды по очереди начинают звать: ( «Тары-бары или « Цепи кованные»  ) дайте нам(имя) или (раскуйте нас, кем из нас?). Названный отрывается от команды и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образованную ими цепь. Если ему это удалось, он уводит в свою команду одного из «оторванных»- по выбору, если нет, то сам остается в чужой команде. «Прорыв» происходит попеременно до тех пор, пока в какой-нибудь команде останется только один человек.

«Бояре».

Разделившись на2 команды, участники игры поочередно приближаются друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа задает вопрос, другая отвечает.

- бояре, мы к вам в гости пришли,

Дорогие, и к вам в гости пришли..

-Бояре, а зачем пришли,

Дорогие, а зачем пришли?

-бояре, нам невеста нужна,

Дорогие, нам невеста нужна

-бояре, а какая вам нужна?

Дорогие, а какая вам нужна?

--Бояре, нам вот эта нужна

дорогие, нам вот эта нужна.

-бояре, а у не зубки болят

дорогие, а у неё зубки болят.

-бояре, а мы её пряничком,

дорогие, а мы её пряничком

-бояре, она пряничка не ест,

дорогие, она пряничка не ест.

-бояре, а мы её плеточкой,

дорогие, а мы её плеточкой.

-бояре, она плеточки боится,

дорогие, она плеточки боится.

-бояре, отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к команде соперников и в таком положении ходит до конца  « переговоров». По окончании переговоров бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки игроков другой команды. Если ему не удается прорвать цепи, он остается у соперников, а если удается, возвращается в свою команду и уводит с собой пленника. Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков

«Перегонки и взапуски».

Играющие становятся в ряд и бегут до заданного места. Задача каждого- отличиться перед другими.  Дистанция определяется в зависимости от физических возможностей игроков. Удовольствие доставляет не только победа, но и участие в совместном забеге.

«Тяни-толкай».

Соревнуются пары в беге на 20-30 метров. Игроки бегут, взявшись за руки, и прижавшись спиной, друг к другу. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит лицом, а в другую пятится спиной. Нельзя поднимать и нести партнера на себе, упавшие или запутавшиеся выбывают из игры.

«Репка».

Изображающий репку крепко держится за неподвижный предмет: Дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается выдернуть репку, т.е оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «не поели репки».

Эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки. После нескольких неудачных попыток вытянуть репку вытянуть репку выбирается новая репка.

«Редька ».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь  руками в виде длинной гряды. Первый называется бабушка, все остальные редьки. Один из игроков- Ивашка Попов.

Он подходит к бабке и беседует с ней:

-тук, Тук.

-кто тут?

-Ивашка Попов

-за чем пришел?

-за редькой

-не поспела, приходи завтра

Ивашка уходит, вскоре возвращается. Повторяется разговор, но меняется финал- бабка отвечает: «дергай какую хочешь». Ивашка дергает всех по очереди., а редьки стараются крепко держаться друг за друга.

«Курилка».

Играющие садятся рядом довольно близко друг к другу, и кто-нибудь зажигает тонкую лучину. Когда она хорошо разгорится ,  то её тушат и передают из рук в руки до тех пор, пока огонь еще тлеет. Тот, в чьих руках она потухнет, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют или приговаривают:

Жил- был Курилка,

Жил- был Душилка.

Уж у Курилки,

Уж у Душилки

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

НЕ умри, Курилка,

НЕ умри ,Душилка!

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Жив, Жив Курилка.

Жив, Жив Душилка!

Приказания могут быть самые разные: исполнение песен, скороговорок, выполнение различных чего или кого-либо.

«Бабы».

Участники лепят из снега небольшие комочки и ставят их неподалеку друг от друга. На второй или третий день, когда снег подмерзнет, играющие разбиваются на 2 команды и с помощью жеребьёвки решают, кто встает на колени , а кто изображает вожаков(нападающих). Стоящие на комках  кричат им: «Баба-баба!», а нападающие стараются столкнуть их и занять освободившиеся места. Тот, кого столкнули, становится вожаком и тоже пытается отвоевать комок.

Игроки договариваются не допускать  резких толчков, грубых приемов.

«Быстрые и меткие».

Играющие распределяются на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание

В течении установленного времени(5-8 минут) скатать снежный ком. Выигрывает группа, чей ком самый –самый большой. Затем комья ставят один на другой. Каждый играющий заготовляет себе снежки. По очереди с расстояния 6-8 шагов бросают в самый верхний ком., стараясь его сбить. Побеждает  тот, кому удалось это сделать.

«Царь Горы».

Один из играющих взбирается на невысокую корку(холмик) и кричит с вызовом: «Я царь горы! Остальные со всех сторон бросаются на штурм горки. Каждый сам старается захватить вершину, свергнув самозваного царя. В стремительной и веселой борьбе   играющие стягивают друг друга с горки. Не разрешается резко толкать, использовать резкие  и грубые приемы.

«Два Мороза».

Для игры нужна просторная площадка. На противоположных сторонах отмечаются два дома. Играющие выбирают двух Морозов( Мороз-красный нос, Мороз- синий нос).

Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией. Оба мороза обращаются к ребятам со словами:

-Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

-Я Мороз – красный нос.

-Я мороз - синий нос.

                                                           Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Игроки: не боимся мы угроз,

И не

Страшен нам мороз!

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию дома.  Оба Мороза  ловят и замораживают перебегающих. Кого заморозили - остаются стоять на месте. Затем Морозы  опять обращаются  к играющим.  А  те, отвечают и перебегают обратно в дом, по дороге выручая замороженных.   Дотрагиваются до них рукой, а те присоединяются к остальным ребятам.

Забежавший за боковую сторону  площадки считается осаленным.

«Змейка».

Играющие берутся за руки, образуя цепь. Один из крайних в цепи становится водящим. Он  бежит, увлекая  за собой всех участников игры, на бегу описывает  разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев делает резкие повороты, перепрыгивает через препятствия ,водит цепь змейкой ,закручивая её вокруг крайнего игрока ,затем её раскручивает . Игра продолжается до тех пор, пока  не надоест .

«В кучки».

Водящий, выбранный с помощью считалки, берет по одной вещи у играющих(шишки, камешки)  прячет в кучки песка так, чтобы в одной из них было 2 вещи, в другой- 1, в третьей -ни одной. Спрятав предметы, водящий предлагает поискать их. Кому достанется пара, тот выиграл, а кому пустая кучка  - проиграл. Выигравший становится водящим.

«Дедушка  Мазай».

По жребию выбирают отгадчика- дедушку Мазая. Остальные игроки отходят в сторону, договариваются, как они будут объясняться с ним. Затем все подходят к отгадчику, кланяются:

-здравствуй, дедушка Мазай!

-здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что делали?

-Где мы были, мы не скажем. А что делали – покажем.

Играющие представляют знаками, жестами какое-нибудь занятие, работу ( ягоды собирали, белье стирали). Отгадчик должен, что ему показывают . Угадает- играющие разбегаются. Кого дедушка Мазай поймает, тот становится водящим.

«Краски».

По жребию выбирают хозяина и покупателя. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет  его хозяину, он приглашает покупателя. Покупатель стучит: «Тук, тук!»-«кто там?- «Покупатель!»- «Зачем пришёл?- «За Красочкой. – «За какой?» - «За голубой».

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди  голубые сапожки,  поноси, поноси и  нам принеси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси голубые сапожки!» Если же покупатель угадал, то забирает ее себе. Когда покупатель отгадывает несколько красок, он становится хозяином, а новый покупатель выбирается из угаданных красок . Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагают поймать выбранную краску.

«Обыкновенные жмурки».

Одному из играющих- жмурке закрывают глаза, , отводят от остальных игроков и заставляют повернуться несколько раз со словами

-кот, на чем стоишь?

-на квашне

-что в квашне?

-квас.

-лови мышей, а не нас!

После этих слов игроки разбегаются,  а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

«Филин и пташки».

 Играющие выбирают с помощью считалки филина он уходит в своё гнездо . Оставшиеся выбирают для себя название птиц, голосу которых хотят подражать , и « разлетаются»  по площадке. По сигналу « Филин!» все стараются улететь в свои гнёзда. Если филин успеет кого-то  поймать, то должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

«Птицелов».

Игроки встают в круг, птицелов с завязанными глазами - в центре. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят слова:

В лесу, во лесочке

На зеленом дубочке

Птицы весело поют.

Ай! Птицелов идет,

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте, и он начинает искать. Тот, кого нашли, подражает крику птицы, которой он назвался. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

«Охотники и утки».

На площадке чертят 2 линии на расстоянии 6-8м одна от другой, произвольно определяют ширину площадки, которую чем-нибудь отмечают.  Играющие по сговору делятся на две команды-охотников и уток. Охотники становятся за начерченными линиями, утки располагаются в центре. Охотники перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в уток. Осаленная утка выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подстрелены все утки, после чего команды меняются ролями.

-Каждая команда имеет своего капитана «мати». ОН  может выручать выручить проигравшую команду, если выполнит задание: в течение 10-12 перебросов мяча ни разу не будет подстрелен. Утки могут ловить мяч (свечи)- это запасные очки, в таком случае последующие попадание в утку не засчитывается.

«Собачки».

Играющие встают в круг, водящий находится в середине. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга.  Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если это ему не удается,  он встает в круг и заменяет игрока, у которого был мяч во время прикосновения водящего.

«Зевака».

Участники игры встают в круг на расстоянии одного  шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-нибудь из игроков не уронит его. Уронивший встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения  с мячом. Можно брать фанты с провинившихся, а при их разыгрывании выполнять упражнения с мячом: высоко подбросить мячи ,когда тот отскочит от земли, поймать его, подбросив мяч вверх, прохлопать несколько раз в ладоши и поймать мяч.

«Салки ноги от земли».

Спасаясь  от салки, играющие должны оторвать ноги от земли. Для этого они встают, на какой либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх.

Бегать можно только в пределах определенных границ, кто выбежал за пределы, тот считается пойманным и становится салкой. Салка всегда должен объявляться и не  должен бегать за одним человеком.

За одним не гонка,

Поймаешь поросенка!

«Ляпки,  или ловишки».

Один из играющих- водящий. Его называют ляпкой. Он бегает за игроками, кого-нибудь осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому». Новый водящий тоже пытается догнать игроков и передать  ляпку. Игроки, убегая от ляпки, поддразнивают его «Не дашь ляпок, не вырастешь с вершок!».

Можно играть и так. Водящий ловит участников игры и спрашивает у пойманного: «У кого был? - У тетки. - Что ел?- Клецки .- Кому отдал?»

Пойманный называет по имени одного из игроков, и тот становится водящим.

«Колдуны».

Жеребьевкой выбирают колдуна. Он бегает за играющими, стараясь поймать их.    Первый, кого колдун поймает, должен остановиться и не двигаться с места. Другие игроки имеют право снять с него чары, освободить. Для этого надо быстро подбежать и дотронуться до него рукой. Но колдун зорко следит за всеми, стараясь никого не допустить и поймать остальных. Когда водящий заколдует всех участников, выбирается новый колдун. Можно выбрать 2 колдуна.

«Горячее место».

На земле обозначают чертой «горячее место». Один из играющих, выбранный по жребию, водит: становится поодаль от горячего места и оберегает его. Играющие  стараются проникнуть в горячее место. Водящий не пускает и старается ударить или поймать их. Побитый делается помощником водящего и вместе с ним ловит остальных игроков. Попавший в горячее место может отдохнуть там сколько угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники ловят его.

Когда все переловлены, игра начинается снова: первый побитый делается водящим и охраняет горячее место.

«Баба-Яга».

Выбирается Баба-Яга. Игроки походят к ней и начинают её дразнить:

Баба-яга, костяная нога,                          Бабка-Ежка, костяная ножка,

С печки упала,                                            С печки упала,

Ногу сломала.                                             Ножку сломала.

Пошла в огород,                                          Пошла на улицу, раздавила курицу.

Испугался народ.                                         Пошла на базар, раздавила самовар.

Побежала в баньку,                                    Пошла на лужайку, испугала зайку.

Испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать увертывающихся и убегающих игроков. Тот, кого она  поймала, становится бабой-ягой, и игра продолжается.

«Лиса».

Играющие считаются до тех пор, пока не останется 1 человек. Его дразнят: «Лиса, лиса, долгий хвост!». Лиса бросается ловить игроков, и тот, кого она поймала, помогает ей ловить остальных.

«Лягушка».

Играющий, который изображает лягушку, садится на корточки. Участники игры подходят к нему со словами: «Я в лягушечьем доме, что хочу, то делаю, лягушка-то дура, губы-то надула». Лягушка встает и догоняет играющих, которые стараются добраться до своего домика.    Добежавший игрок говорит: «Дома» или « В своем дому».Пойманный становится лягушкой

«Ястреб и птицы».

Ястреб прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, выскакивает из засады и ловит их. Пойманный становится ястребом.

«Пчелки и ласточки».

Играющие- пчелы летают на поляне и поют, приговаривают:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум, зум, зум.

Зум, зум, зум!

Ласточка, выбранная жеребьевкой, сидит в своем гнезде и слушает их пение. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный становится ласточкой, игра повторяется.

«Гуси- лебеди».

Играющие выбирают волка и хозяина, сами изображают гусей. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - поле. Между ними находится логово волка. Все гуси летят на поле травку щипать. Хозяин зовет их:

-Гуси, гуси!

- Га-га-га!

-Есть хотите?

-Да, да, да!

-Ну, летите же домой!

-Серый волк под горой, не пускает нас домой.

-Что он делает?

-Зубы точит, нас есть хочет.

- Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут домой, волк пытается их поймать. Игра заканчивается, когда гуси пойманы. Можно использовать и такую концовку: когда волк всех переловит, хозяин топит баню и приглашает волка, волк изображает, что парится. Затем хозяин говорит ему: «Волкушко, я тебе коровушку брошу»- и бросает палку. Волк бежит за палкой, а гуси в это время убегает к хозяину.

«Кувшинчики».

Выбираются кот, мама, дочка, остальные играющие - кувшинчики. Определяют, где

Будет дом, где погреб, и начинают переносить кувшинчики из дома в погреб:

В этом - молоко,

В этом – сметана,

В этом – сливки,

В этом – творог,

В этом – масло.

Мама и дочка ставят кувшинчики в ряд (усаживают на корточки), те переговариваются. Кот уходит за матерью, смотрит, что она делает. Затем мама уходит на работу и наказывает дочке смотреть за котом, чтобы он в погреб не забрался. Дочка уходит гулять, а кот пробирается в погреб и переносит кувшинчики с молоком, со сметаной, со сливками, с творогом, с маслом в другое место. Мама с дочкой идут искать кувшинчики, находят у кота и начинают его ловить. Если поймают – наказывают: заставляют прыгать, плясать.

«Испорченный телефон, или слухи».

Все участники игры садятся в ряд. Кто сидит первым, тот телефон. Водящий быстро говорит ему на ухо, какое - нибудь слово или короткое предложение. Телефон передает своему соседу то, что услышал, тот в свою очередь, передает это слово следующему игроку, и так до последнего играющего. Затем все говорят водящему, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное слово, садится в конец ряда, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый участник игры исполняет роль телефона один раз, после чего садится в конец.

«Перелизы».

Играющие берутся за руки, образуя круг.  Один остается в середине. Все поют и приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей – и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят,

И все делают вот так.

 При этом, стоящий в середине выполняет какое – либо движение, все играющие должны повторить его. Тот, кто не успеет  или неточно повторяет, платит фант.

«Маленький затейник».

Играющие становятся в круг, водящий, выбранный по жребию, - в середине. Дети ходят по кругу со словами:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Ну, ребята, сделаем вот так.

На слова «Стой на месте!» играющие останавливаются.  После слов  «вот так» водящий делает любое движение, например, хлопает в ладоши, топает ногой, пляшет и т.д. Все копируют его движения. Тот, кто повторил движение лучше всех, становится водящим.

«Кошки - мышки».

Играющие  становятся в круг,  взявшись за руки. Один из игроков изображает кошку, а другой - мышку. В начале игры кошка  становится вне круга, а мышка – внутри. Кошка ловит мышку, которая увертывается от неё, бегая то в кругу, то вне круга.

Остальные игроки всячески мешают кошке поймать мышку: если мышка в кругу, они не пропускают в него кошку, если же кошке удалось прорвать цепь, они моментально выпускают мышку из круга и задерживают кошку в кругу. При этом можно приговаривать:

Мышоночек в комнате

Кушает говядинку,

А   кошечка издали

На мышку бросается.

Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых игроков.  ! Кошка может поймать мышку, как в круге, так и за кругом, играющие открывают ворота только для мышки. Если кошка  долго не может поймать мышку, выбирается новая пара.

                                                                     «Чепена».

Игроки располагаются по кругу и с помощью считалки выбирают чепена. ОН становится в круг и начинает игру со словами:

- Левой ногой, чепена.

Подпрыгивает на левой ноге влево.

-Гой, гой, чепена.

Игроки повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает на правой ноге вправо.

--Гой, гой, чепена.

Остальные участники игры повторяют

-Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв руки.

- Гой, гой, чепена.

Игроки идут мелкими шажками вперед, подняв вверх руки.

-Пойдем назад, чепена.

Игроки повторяют.

-Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

По русским игровым традициям с ошибающихся игроков  можно брать фант, провинившиеся   и  начнут пляску в конце игры.

У  детских игр и забав есть свой язык, своя фольклорная основа, свой юмор. Это не сленг. Это отражение в игре синтеза разных культур, искусства, народных традиций этноса, реального и сказочного. Язык детских игр- самобытное, чисто детское фольклорное творчество, отражающее особую детскую психологию. Понять этот язык, жанры детского игрового творчества – значит, понять мир детей и помочь им сохранить их внутренний мир.

Заклички. Закличками принято называть забавные стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и…..).

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь…

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан,

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка .

Приговорки .  Дети называют их «приворожилками». Приговорки – обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Дразнилки.  Этот жанр игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре., ребенок прибегает к рифмованным прозвищам. Дети старше 12 лет пользуются  дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников. Чаще встречаются персональные дразнилки.

Аркашка-таракашка.

Саша – каша - простокваша.

Васька-кот – блин пек.

Антошка – недопеченная картошка.

Танюшка лягушка

Валя- краля.

Лиза- подлиза.

Света – конфета,

Маша – простокваша.

Нинка – корзинка.

Соня - засоня,

Куколка - балетница,

Воброжуля, сплетница!

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

Жадина – говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.

Жадина – говядина,

Турецкий барабан

Кто на нем играет?

Коля таракан.

В ответ: Ты сорока – белобока,

Твоя тетка кривобока,

Обзывайся целый век,

Я хороший человек.

МИРИЛКИ.    Все детские ссоры должны кончаться добрым миром.

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Мирись, мирись, мирись,

Больше не дерись.

А если будешь драться.

Я буду кусаться.

При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

ЧУРИЛКИ.  Производное от «чур меня». Чурилкой дети оберегают себя от каких – то напастей, от всякого неприятного.:

Чур, чур меня от воды и огня.

Эту пропастину далеко закину.

На калину, на малину.

Ни моя. Ничья.

ПОДДЕВКИ И ОСТРОТЫ.  Это веселые шутки – балагурки, средство забавы за счет товарища, основанное на игре слов.

_Скажи медь.

-Медь.

-Твой отец – медведь.

=

-Скажи двести.

-Двести.

-Твоя голова в тесте.

=

Татарин, барин, пощипай,

Ехали на лодке.

Татарин, барин, утонул-

Кто остался в лодке?                («пощипай»)

=

А и б сидели на трубе.

А упала, Б пропала,

Кто остался на трубе? (И),

=

- я буду рассказывать, а ты говори: «и я тоже».

-пошли мы в лес.

-и я тоже.

-вырубили корыто.

 -и я тоже.

-Налили помои .

-и я тоже.

- свиньи стали есть.

- и я тоже.

- а ты разве свинья?

=-хто?

-дедушка Пыхто

да бабушка Нихто!

-тебе поклон послала.

-хто?

-маша.

-какая Маша?

-свинья наша.

Игровая культура

России

когда – то  была одной

 из

самых богатых в мире.

 От нас взрослых

  во многом зависит

 её состояние.

Чтобы не появилась

 еще одна «черная дыра»

 в жизни людей,

 надо сохранить игровые

традиции, накопленные народом

 Игры детей

и взрослых – важнейшая часть

 культуры человека,

мост, связывающий

 поколения.

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря- ходит  сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

«Задания к разыгрыванию фантов»

-Стать зеркалом и повторять все движения, ухмылки ….игроков.

Открыть или закрыть лбом дверь.

Произнести быстро скороговорку.

Пропеть: по-петушиному, по-вороньи, по коровьи, по овечьи, по-утиному.

Попрыгать по заячьи.

Поскакать и проквакать по лягушачьи.

Проползти черепахой.

Пройти или пробежать на четвереньках.

Попрыгать на одной ноге.

Превратиться в часы – говорить: «Тик-так!»,вращая руками.

Превратиться в попугая – повторять слово в слово то, что будут говорить играющие.

Без помощи рук сесть и подняться с пола.

Подражать какому-нибудь музыкальному инструменту, например, трубе, барабану, балалайке.

Превратиться в статую.

В одном углу попрыгать,  в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться.

нельзя выдумывать обидные проделки или такие, какие

тяжело ил неприятно выполнять.

А тот, кто выкупает свой фант, не должен обижаться на веселый смех, шутки, на забавные выдумки и проказы. В этой игре ты выкупаешь фант, зато в другой игре ты сам будешь выдумывать какие-нибудь мудреные затеи.

«Скрытый колокольчик».

Играюшие выбирают водящего , становятся сомкнутым кругом или по прямой линии. Держа руки за спиной, играющие осторожно, так, чтобы колокольчик не зазвонил, передают его друг другу, а водящий старается определить, у кого находится колокольчик, и схватить его. Если водящий стоит далеко от колокольчика, играющие могут зазвонить в колокольчик и подразнить его. Игрок, которого водящий захватит с колокольчиком, становится водящим.

«Звонари».

Играющие становятся в круг. Считалка помогает выбрать двоих- «звонаря и жмурку». Звонарь берет в руки колокольчик, жмурка полотенце или шарф, свернутый жгутом. Жмурке завязывают глаза , звонарь вводит его в круг и убегает, звоня в колокольчик. По звону  жмурка должен поймать звонаря внутри круга и обхватить его жгутом.

«Замри- отомри».

Давай поиграем в «замри-отомри».

Налил чаю - замри!

Варенье и булочку молча барии

И ешь хорошенько.

Поел - отомри.

Ты в школу идешь. Перекресток.

Замри!

На красный огонь,

На дорогу смотри. На  дорогу смотри.

Машины пройдут-

Отомри и беги.

Увидишь девчонку, и ей помоги.

Звонок прозвенит – сядь за парту, замри:

Не прыгай, не пой, не болтай, не сори.

Попросит учитель к доске- отомри

Уверенно, четко урок  говори.

С тобою в такое «замри-отомри»

Готов я играть от зари до зари.

Ну, как, ты согласен?

Итак: раз, два, три ты сел за уроки

Взял книжки…замри!

«Чужой голос».

Поставим напротив друг друга два стула. На один стул садится отгадчик, глаза ему завязывают платком. На другой стул должен сесть  кто- нибудь из играющих  детей .

Отгадчик должен узнать, кто же это. Для этого он может задавать своему незримому собеседнику два вопроса.  На которые тот отвечает довольно подробно, не ограничиваясь ответами: да, нет, не знаю.

Но отвечая, следует,  по возможности, изменить свой голос. Можно пищать или говорить нараспев- это уж дело игрока. Если голос «замаскирован» удачно, то водящий снова угадывает, на этот раз другого игрока.

Если же отгадчик не ошибся – водит проштрафившийся игрок.

«Змейка».

Считалкой выбрать водящего. Все остальные игроки садятся в круг, водящий находится за кругом. В руках у него змейка (может быть толстая веревка).

Неожиданно он бросает змейку на середину круга. Тут уж не зевай! Скорей вскакивай и становись на веревку, придави змейку к земле Тот, кому не хватит места на веревке, выбывает из игры и идет водить.

«Ручейки и озера».

Игроки стоят в определенном количестве колоннах с одинаковым количеством играющих – это ручейки. НА сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом, не выходя из ручейка. На сигнал «озера» дети останавливаются, берутся за руки, строят круги – озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.

«Полярная сова и мыши».

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные игроки мыши. Под тихие ритмичные удары бубна мыши бегают по площадке, на громкий удар бубна мыши становятся столбиком, не шевелятся. Сова забирает тех кто шевелится или  не стоит столбиком.

«Пятнашки с домом».

Это разновидность игры предназначена, если вы собираетесь играть очень долго. «Дом – это место, куда пятнашке входить запрещается и пятнать».

Домом может быть небольшой круг, скамейка, бревно, дерево к которому можно прислониться и т.д. Дом нужен, если вы устали. Забегаете в дом и отдыхаете минутку. Но чаще это спасение от пятнашки.  Пятнашка конечно будет стараться задержать игрока. Все остальные правила игры те же, что и в остальных пятнашках.

Вот пара советов пятнашке, ему приходится все-таки труднее всех.

-«За двумя зайцами гоняться, ни одного не поймать ».

-Если вы чувствуете, что преследуемый быстрее и увертливее вас, примените смекалку. Продолжайте бегать за ним, как будто именно его вы решили запятнать. Все остальные  немного зазеваются. Так вот, когда вы будете пробегать мимо такого зеваки, неожиданно бросайтесь в его сторону и пятнайте

«Горелки».

Выбирается водящий, который будет «гореть» - догонять убегающих Водящий отходит от других участников игры шага на три. Он становится спиной к ребятам и приговаривает нараспев:

Горю, горю на камешке!

Горю, горю на камушке!

Пока он приговаривает, все берутся за руки и становятся за ним парами – одна за другой. Они тоже запевают песенку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле –

Гляди на поле,

Ходят грачи

Да едят калачи.

Глядь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют песню, водящий должен глянуть на небо. А последняя пара разнимает руки - один  побежит вперед вдоль вереницы справа, другой слева.

Когда они поравняются с вожаком, все кричат:

Раз, два не воронь,

Беги, как огонь!

Вожак кидается со всех ног за игроками. Иной раз они еще поддразнивают горящего:

Мишка-медведь,

Научи меня лететь!

Мишка- медведь, не умеешь ты летать.

А сами стараются сбежаться и схватиться за руки.. И если они схватятся, то водящий им больше не страшен, они спокойно становятся впереди первой рары. А игра продолжается с тем же водящим. И если он проигрывает много раз его дразнят

Огарушек, огарушек,

Стань на черный камушек!

Плохо стоишь ,скоро сгоришь!

Если игроку удалось поймать ,то он становится с пойманным в пару, а оставшийся без пары становится горящим.

«Казаки-разбойники».

Сначала договариваются, где будут играть и определяют границы территории для игры, темница для разбойников, которая должна быть удобной для охранения от набегов.  Затем по жребию делятся на 2 команды: казаки и разбойники.

Разбойники разбегаются . Казаки расходятся на поиски разбойников

При чем разбойника необходимо догнать. Пойманного разбойника уводят в темницу, где его будет охранять один из казаков. Главное правило заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду Например, кого-то ведут в темницу, то любой разбойник может подбежать и запятнать казака, и тот обязан его отпустить, и оба разбойника убегают прятаться снова.

Но если казак проворный, то он может в это время запятнать и второго разбойника.

Разбойники могут освободить пленного и из темницы, но нужно запятнать не казака, а пленного. Однако сторож имеет право снова запятнать пленника, если тот зазевается и не успеет выйти из темницы, но можно изловчиться и поймать ещё

И пришедшего. Игра продолжается, пока всех не поймают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народов мира

Игры разных народовТуркменские игры«Хромая курица» (подготовительная группа)Цель: проведение игр-аттракционов.На расстоянии 8—10 м одна от другой проводятся две па­раллельн...

Альбом - картотека "В мире профессий"

Альбом может использоваться для ранней профориентации дошкольников. В нём в доступной форме раскрыты основные характеристики некоторых профессий....

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Картотека игр по формированию целостной картины мира и окружающему миру для детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию целостной картины мира и окружающему миру для детей дошкольного возраста...

Картотека народов мира

Картотека народов мира в традиционных костюмах....